Анализ конкурентоспособности предприятия и перспективы её повышения на примере строительной фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи практики состоят в следующем:
Закрепление знаний, полученных при изучении общеобразовательных,
общеэкономических и специальных дисциплин на основе изучения
деятельности подразделений предприятия (фирмы).
Овладение практическими навыками.
Планирование работ по специальности.
Сбор и систематизация материала для выполнения дипломной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1Общие сведения о предприятии. 4
1.2 Характеристика организационно-правовой формы. 5
1.3 Цели и предмет деятельности. 9
1.4 Анализ рынка недвижимости первичный. 10
1.5 Анализ рынка недвижимости вторичный. 13
1.6 Анализ потребителей. 16
1.7 Анализ ассортимента. 19
1.8 Анализ новых и традиционных технологий строительства. 20
1.9 Анализ конкурентов. 25
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ. 30
2.1Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия. 30
2.2 Методы оценки конкурентоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 37

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

Для наглядности данные отражены в диаграммах, которые представлены ниже.

Рисунок 6 – Материал для строительства.

     По  данным диаграммы можно сказать, что большинство компаний используют при строительстве домов кирпич, так как считают, что он надежен, долговечен и больше подходит для  строительства.

Рисунок 7 – Строительство дома

     Многие  из фирм строятся только под заказ, считая, что это удобно для заказчика  и выходит дешевле, чем готовый дом.

Рисунок 8 – Наличие проектов

     Лишь  только у 10% фирм нет проектов, так  как проектная документация дополнительное вложение средств. Фирмы, у которых  нет проектов, просят заказчиков приходить  к ним с проектной документацией.

Рисунок 9 – Используемый материал для фундамента, перекрытия и отделки

     Таким образом, наиболее популярным материалом для строительства домов считаются  кирпич – 70% и пенобетонные блоки  – 15%, для отделки – штукатурка и гипсокартон, материал для фундамента – бетон и сваи. Так же можно  сказать, что готовые объекты  имеются только у 3 компаний (30%). Проекты  домов не имеют только 10% предприятий.

     Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с  уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. Расчеты приведены в Приложении 1.  
 
 
 
 
 
 

Интегральный  показатель          (1)

             

  1. 0,74/0,96= 0,8
  2. 0,89/0,78= 1,1
  3. 0,78/2,52= 0,3
  4. 0,69/2,63= 0,3
  5. 0,98/1,34= 0,7
  6. 0,88/1,01= 0,9
  7. 1,34/0,4= 3,35
  8. 0,84/0,84= 1
  9. 1,09/0,35= 3,1
  10. 1,82/0,28= 6,5

     Таким образом, у компании выявились конкуренты в составе 10 фирм.

Основную конкуренцию  составляют 5 фирм:

  1. Строительная компания «Никола»
  2. ООО «Your House»
  3. ООО «Вариант»
  4. ИП «Гребенкин»
  5. «РСК»

     На  фоне других фирм компания считается, наиболее конкурентоспособна, так как  фирма превосходит конкурентов  по техническим и экономическим  показателям, которые представлены в таблице.   
 
 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.

2.1Экономическая  сущность конкурентоспособности  предприятия.

     Конкурентоспособность предприятия – это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность  предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции [6, с. 303].

     По-мнению Г.А. Яшевой, под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая  категория, которая характеризует  способность предприятия производить  конкурентоспособную продукцию  при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При  этом особенно важна способность  предприятия оперативно и адекватно  реагировать на изменения в поведении  покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным  товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем [8, с. 20].

     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как: конкурентоспособность  товаров предприятия на внешнем  и внутреннем рынках; вид производимого  товара; ёмкость рынка (количество ежегодных  продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции  предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность  региона и страны.

     Существуют  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

     1. Нацеленность всех и каждого  работника на действие, на продолжение  начатого дела.

     2. Близость предприятия к клиенту.

     3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

    4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

  1. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  2. Умение твёрдо стоять на своём.
  3. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  4. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

     Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение  этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия [3, с. 234].

     По  мере своего развития каждое предприятие  сталкивается с определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение  которых осуществляются посредством  применения различных управленческих методик и технологий. Проанализировав  эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности  предприятия, отражающие состояния  предприятия по мере его развития.

     Первая  задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или  способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной  продукции, проведением ряда маркетинговых  мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. По достижении платёжеспособности возникает  естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые  меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.) [1, с. 75].

     После решения насущных текущих задач  возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после  решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более  долгосрочных целях и задачах. Возникает  задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются  стратегическая концепция, стратегия  предприятия и на основе SWOT –  анализа и бизнес – планов, стратегии  для каждого подразделения.

     Выполнение  этих двух условий должно запустить  сложные процессы самоорганизации  и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и  повысить уровень управляемости  и конкурентоспособности предприятия.

     Анализируя  ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности (КС), можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности:

     Задача  обеспечения КС предприятия включает обеспечение КС продукции и собственно КС предприятия.

     Следует выделить разные критерии КС предприятия  в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.

     Основным  показателем КС предприятия на оперативном  уровне является интегральный показатель КС продукции.

     На  тактическом уровне КС предприятия  обеспечивается его общим финансово-хозяйственным  состоянием и характеризуется комплексным  показателем его состояния.

     На  стратегическом уровне КС предприятия  характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса [6, с. 221].

     Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия–производителя продукции  соотносятся между собой как  часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит  от конкурентоспособности товара и  совокупности экономических методов  деятельности предприятия, оказывающих  воздействие на результаты конкурентной борьбы.

     Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения  с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного  товара от товара конкурента по степени  удовлетворения конкретных потребностей. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность  какого-либо товара необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку  и последующее использование  для удовлетворения своих потребностей.

     Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются [2 с. 320].

     С точки зрения Зинурова У.Г. и Ильясова Л.Р., конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют взаимный интерес для покупателя (и гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности  как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях [5, с. 47].

     Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание [4, с. 346].

     Таким образом, успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи  общепризнанных законов экономики  и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

     2.2 Методы оценки конкурентоспособности. 

     Существуют  известные методики оценки конкурентоспособности, рассмотрим некоторые их них:

  1. Матричный метод (разработан «Бостонской консалтинговой группой»).

     В основе методики - анализ конкурентоспособности  с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы  координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые  занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

     Преимущества  метода: при наличии достоверной  информации об объёмах реализации метод  позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

     Недостатки  метода: исключает проведение анализа  причин происходящего и осложняет  выработку управленческих решений.

     2. Метод, использующий в качестве  основного подхода оценку товара/услуги  предприятия.

     Этот  метод базируется на рассуждении  о том, что конкурентоспособность  производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик: 

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия и перспективы её повышения на примере строительной фирмы