Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Вышеизложенное определяет актуальность темы работы. Целью данной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности компании Хейнекен в современных условиях пивного рынка в России.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
определить составляющие конкурентоспособности товара,
изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара:

Содержание

Введение
1.Теоритические основы совершенствования конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность конкурентоспособности
1.2 Сравнительная характеристика методик оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ ключевых факторов конкурентоспособности.
3. Технико-экономический анализ деятельности предприятия
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МДКП.docx

— 111.19 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный технический университет

Факультет экономики и управления

Кафедра менеджмента, маркетинга и организации производства

 

 

 

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Тема: «Анализ конкурентоспособности предприятия»

 

 

 

 

Выполнила: Аршуткина Д.А. 

Группа ММЗ 651

Научный руководитель: Конина О.В.

 

 

Волгоград, 2015

Содержание

 Введение

1.Теоритические основы  совершенствования конкурентоспособности  предприятия

     1.1 Сущность  конкурентоспособности 

      1.2 Сравнительная  характеристика методик оценки  конкурентоспособности предприятия

      1.3 Методика  рейтинговой оценки конкурентоспособности  предприятия

2. Анализ ключевых факторов  конкурентоспособности.

3. Технико-экономический анализ деятельности предприятия

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) рычагов повышения конкурентоспособности.

           Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.

На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.

     В рыночной  экономике основным фактором  коммерческого успеха предприятия  с любой формой собственности  является конкурентоспособность  его продукции, т.е. насколько лучше  она аналогов-продукций выпускаемой  конкурирующими предприятиями.

     Понятие «конкурентоспособность»  появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в  то же время проблемой конкурентоспособности  продукции начали заниматься  и в СССР.

     Согласно СТБ972-94 РБ «Конкурентоспособность продукции  – это способность продукции  соответствовать сложившимся требованиям  данного рынка на рассматриваемый  период».

     Конкурентоспособность  можно определить как сравнительную  характеристику товара, содержащую  комплексную оценку всей совокупности  производственных, коммерческих, организационных  и экономических показателей  относительно выявленных требований  рынка или свойств  аналогичного  товара.

     Это некая  относительная и интегральная  характеристика , отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.

     Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим  характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только  высокие потребительские свойства, но  и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.

     Товар - основа  предпринимательской деятельности  предприятия, если предприятие не  имеет товар, то ему нечего  продавать, следовательно, ему не  с чем выйти на рынок. Однако, не каждый продукт труда может стать товаром, он прежде всего должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда. Продукт труда становится товаром также в случае полной его коммерциализации, то есть доведение продукта до такого состояния, когда он полностью соответствует уже существующим требованиям рынка. Например, опытный образец не может являться товаром до тех пор, пока он не будет соответствовать установленным требованиям ГОСТов, не будут устранены все недостатки и т.д.

На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.

Вышеизложенное определяет актуальность темы работы. Целью данной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности компании Хейнекен в современных условиях пивного рынка в России.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:

    • определить составляющие конкурентоспособности товара,
    • изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара:
    • исследовать конкурентоспособность продукции ООО "Хейнекен Коммерческий Сервис" с использованием предложенных методов;
    • исследовать конкурентов ООО «Хейнекен Коммерческий сервис »;
    • дать оценку конкурентоспособности продукции ООО "Хейнекен Коммерческий сервис" на основе проведенных исследований,
    • предложить пути повышения конкурентоспособности продукции ООО "Хейнекен Коммерческий Сервис".

1.Теоритические основы  совершенствования конкурентоспособности  предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности  предприятия

В условиях современной рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.

При сравнении групповых потребительских свойств и факторе в конкурентоспособности можно провести аналогию (табл. 1.).

Рассматривая конкурентоспособность в данном аспекте, можно сказать о том, что конкурентоспособность это более товароведное понятие, чем какой - либо другой науки.

В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с. потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют, товары со всех точек зрения.

Таблица 1.

Сравнение потребительских свойств и конкурентоспособности

Групповые потребительские свойства

Факторы конкурентоспособности

Социальные

Престижность

Функциональные

Технические параметры

Эргономические

Сервисные возможности

Надежность

Имидж фирмы

Безопасность

Имидж фирмы

Эстетические

Дизайн

 

Послепродажное время

 

Цена покупки и потребления


 

Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом "конкурентоспособность" - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара 'от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Конкурентоспособность  товара  -  комплекс  потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.

Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.

 

      1.2 Сравнительная  характеристика методик оценки  конкурентоспособности предприятия

       Метод оценки конкурентоспособности товара включает в себя терминологический аппарат, основные принципы и методические положения; этапы, совокупность приемов и способов обследования конкурентной позиции товара на рынке и факторов, ее обусловивших. Дадим характеристику перечисленным составляющим.

      Методика оценки конкурентоспособности конкретного товара зависит от подхода к определению этого сложного феномена. В специальной литературе существует множество различных дефиниций понятия «конкурентоспособность товара», поэтому определим терминологическую базу, используемую автором для дальнейшего изложения методических положений оценки конкурентоспособности массового продукта. Для этой цели представим определение конкурентоспособности товара (любого) и принципы его оценки. Такие методологические положения применимы в том числе для массового потребительского продукта. Особенности оценки конкурентоспособности последнего заключаются в специфике перечня ее составляющих и методов первичного сбора информации, поэтому, на наш взгляд, нет необходимости формулировать определение и принципы оценки конкурентоспособности для рассматриваемого частного случая.

        Основными принципами оценки конкурентоспособности товара являются:

  • принцип интегральности, обеспечивающий углубление и конкретизацию связей между факторами конкурентоспособности;
  • принцип комплексности, предполагающий выявление различных составляющих конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние;
  • принцип диалектичности, подразумевающий рассмотрение совокупности факторов в развитии.

          На основе этих принципов сформулируем методические положения оценки конкурентоспособности товара, то есть совокупность утверждений (правил), с помощью которых производится построение методики.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия