Анализ капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Роль капитала предприятия, а так же эффективное его использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование капитала предприятия, со своевременным обнаружением путей его приумножения и способов его эффективного использования. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования капитала.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….....3

1. Показатели использования капитала. Методика их расчета….….4



2. Факторный анализ рентабельности капитала…………………….. 6

3. Анализ оборачиваемости капитала…………………………………11

4. Оценка эффективности использования заемного капитала.

Эффект финансового рычага…………………………………………....19



Заключение………………………………………………………………...26



Список используемой литературы………………………………..…....27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.75 Кб (Скачать файл)
 

Введение……………………………………………………………..…….....3

1. Показатели использования капитала. Методика их расчета….….4 

2. Факторный анализ  рентабельности капитала…………………….. 6

3. Анализ оборачиваемости  капитала…………………………………11

4. Оценка эффективности  использования заемного  капитала.

Эффект  финансового рычага…………………………………………....19 

Заключение………………………………………………………………...26 

Список  используемой литературы………………………………..…....27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Роль  капитала предприятия, а так же эффективное  его использование при различных  экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным  источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование капитала предприятия, со своевременным обнаружением путей  его приумножения и способов его  эффективного использования. В сочетании  с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования капитала. Это особенно важно в настоящее  время для каждого предприятия.

     В настоящей курсовой работе предполагается рассмотреть показатели использования  капитала предприятия, методы повышения  эффективного использования капитала применительно к любой отрасли. Вместе с этим в курсовой работе, используя теоретические основы анализа эффективности использования  капитала, произведен анализ использования  капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Показатели использования капитала. Методика их расчета

  Бизнес  в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организуется процесс производства и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую (рис.1).

На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли от бизнеса. Следовательно, чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.

         

                                                         Закупки

                                                   Производство 

                                                        

                                                      Реализация

 
 

    Рис.1. Стадии кругооборота капитала

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости  эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если. производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и "проеданию" капитала. Из сказанного следует, что нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Повышение доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т.е. с прибылью.

  Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

  Для характеристики интенсивности использования  капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала).

  Обратным  показателем коэффициенту оборачиваемости  капитала является капиталоемкость (отношение среднегодовой суммы капитала к сумме выручки).

  Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемости выражается следующим образом:

    Прибыль                            Прибыль                       Выручка от реализации

Среднегодовая сумма      Выручка от реализ.        Среднегодовая сумма

  Иными словами, рентабельность активов  (ROA) равна произведению рентабельности продаж (Rpn) и коэффициента оборачиваемости капитала об):

ROA = Коб х Rpn.

2. Факторный анализ  рентабельности капитала.

Методика  анализа. Порядок  ее применения.

   Связь между  рентабельностью капитала, прибыльностью  продукции и оборачиваемостью капитала и факторов, формирующих их уровень, показана на рис. 2.

  

  

  

        

          

        

        

        

        

        

        

        Рис.2. Взаимосвязь факторов, формирующих рентабельность совокупного капитала

Расчет  влияния факторов первого порядка  на изменение I уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц:

  ∆ROAKo6 = ∆Коб х Rpn0; ∆ROARpn = Кобх х ∆Rpn. Данные, приведенные в табл. 13.1, показывают, что доходность капитала за отчетный год выросла на 2,5 %(40-37,5). В связи с ускорением оборачиваемости капитала она возросла на 3,3 %, а за счет некоторого снижения уровня рентабельности продаж уменьшилась на 0,8 %. 

Таблица   1

    Показатели  эффективности  использования  функционирующего капитала

      Показатель
Прошлый год Отчетный год
Прибыль от реализации продукции, руб. 14 500 19 296
Чистая  выручка от всех видов продаж, руб. 69 000 99 935
Средняя сумма функционирующего капитала, руб. 34 500 42 500
Рентабельность  капитала, % 42,00
    45,40
Рентабельность  продаж, % 21,00
    19,30
Коэффициент оборачиваемости капитала 2,00
    2,35
Изменение рентабельности функционирующего капитала за счет:

Коэффициента  оборачиваемости рентабельности продукции

(2,35-2,0) х 21,0 = +7,4% (19,3-21,0) х 2,35=-4,0%
 
    Всего   +3,4%

  При внутреннем анализе более подробно изучаются причины изменения рентабельности продаж.

  Ее  уровень можно увеличить за счет сокращения затрат или повышения цен. Однако при росте цен возможно снижение спроса на продукцию и как следствие замедление оборачиваемости активов. В итоге прирост рентабельности капитала за счет роста цен может компенсироваться за счет снижения коэффициента его оборачиваемости и общая доходность капитала не улучшится.

  Например, руководство предприятия рассматривает  вопрос о повышении цен на 10 %. При этом ожидается, что спрос на продукцию и объем продаж снизится на 15-20 %. Требуется оценить эффективность такого предложения по его влиянию на рентабельность капитала, рентабельность продукции и коэффициент оборачиваемости капитала.

Поскольку фактическая сумма постоянных расходов предприятия составляет 26 490 руб., а переменных - 54 149, то при спаде производства на 20 % сократится соответственно только сумма последних и составит 43 320 (54149 х 80%/100), а общая сумма затрат будет равна 69 810 руб.

   Выручка в связи с повышением цен на 10 % и снижением объема продаж на 20 % составит 87 943 руб. (99 935 х 0,80 х 1,1), прибыль 18 133 руб. (87 943 - 69 810), а все остальные [показатели изменятся следующим образом:

Уровень показателя
до   после
80 639   69 810
99 935   87 943
19 296   18 133
42 500   40 750
45,40   44,5
19,30   20,60
2,35   2,15
     
   
 
 
 
 
 
 
 

 

Себестоимость реализованной продукции, руб.

Выручка от реализации продукции, руб.

Прибыль от реализации продукции руб.

Среднегодовая стоимость капитала, руб.

Рентабельность  капитала %    

Рентабельность  продаж %

Коэффициент оборачиваемости капитала 

  Доходность  капитала падает с 45,40 до 44,5 % из-за значительного замедления его оборачиваемости. Следовательно, данное предложение невыгодно для предприятия. 
 
 
 
 

 
Предприятие
А   Б
10 000   50 000
1000   1000
20 000   20 000
10  
    2
0,5   2,5
5  
    5

Информация о работе Анализ капитала предприятия