Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

Можно сказать, что нормативность  является связующим звеном между  коммуникативной функцией и этикетом. Все эти параметры складывались постепенно в результате отбора подходящих коммуникативных и этикетных  форм. Со временем нормативной может  стать лексика, которая раньше не соответствовала нормам литературного  языка, так как язык – структура  подвижная и постоянно меняющаяся. Отсюда еще одна задача теории культуры речи – прослеживать изменения в  языке.

 

К задачам культуры речи также  можно отнести принятие иностранных  слов, профессионализмов и слов, которые могут быть непонятными  большинству слушающих. Это в  свою очередь относится к функциям языкового этикета. Выше уже говорилось о недопустимости перехода специальных  слов из одного стиля в другой. То же самое можно сказать об употреблении, например, иностранных слов. Не стоит  их употреблять, заведомо зная, что  собеседник вас не поймет.

 

Необходимо помнить, что  правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умное  использование терминов, иностранных  слов, удачное применение изобразительных  и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство  индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают  действенность устного слова.

 

Как вывод ко всему вышесказанному можно определить основную задачу культуры речи, а именно: нормализация языка  с целью совершенствования его  как орудия культуры.

 

40. ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ 

 

Классификация типов речи складывалась конечно же не сразу, а  постепенно. И выводилась она из сфер человеческой деятельности. Ведь в каждой структуре нашего общества со временем сложились свои нормы, и  соответствие этим нормам и считается  культурной речью. Можно выделить следующие  десять основных типов:

 

1) политический тип общения  – это пропаганда, агитация, политические  дискуссии, лозунги, призывы, речи  лидеров на совещаниях, жанры  системы массовой информации. Можно  сказать, что первый тип относится  к публицистическому стилю литературного  языка;

 

2) тип дипломатического  общения. Это дипломатический  речевой этикет с его обязательными  нормами, переговоры и переписка,  составление юридически строгих  документов, синхронный перевод  и т. д. Этот тип можно  отнести также к публицистическому  стилю, но к жанру дипломатического  общения;

 

3) деловая речь – деловые  переговоры, постоянный контакт  (телефон), деловые бумаги и т.  д. Данный тип относится к  официально-деловому стилю;

 

4) военное красноречие  – боевой приказ, боевой призыв, военные уставы, военные мемуары  и т. д. Здесь могут быть  разные мнения по поводу стиля,  к которому относится этот  тип. Это зависит от назначения  документа или выступления. Например, приказ по составу лексики  будет относиться к официально-деловому  стилю, а мемуары – уже к  публицистическому;

 

5) академический тип речи  – университетская лекция и  цикл лекций, семинары, доклады, рефераты, конференции и т. д. По составу  лексики и участию авторского  «я» в повествовании данный  тип можно отнести к научному  стилю;

 

6) педагогическое общение  – рассказ, объяснение, устные  рассказы детей, урок и т.  д. Лексика, применяемая для  данного стиля, самая разнообразная,  в зависимости от цели урока  или задания. И поэтому наиболее  близким к этому типу будет  публицистический стиль;

 

7) правовая сфера, судебный  тип речи – тексты законов,  кодексы законов, допрос, свидетельские  показания, дискуссии на суде. Относится к официально-деловому  стилю;

 

8) тип духовно-нравственной  речи – церковная проповедь,  миссионерская деятельность, исповедь, проповедь, молитва. Этот тип  в какой-то мере можно отнести  к публицистическому стилю;

 

9) бытовое общение –  дружеская беседа, телефонные разговоры,  дружеская переписка. Этот тип,  несомненно, относится к стилю  бытового общения;

 

10) диалог с самим собой  – мечты, соображения, подходы  к творчеству и т. д. По  разнообразию подходов и используемой  лексики его можно отнести  к публицистическому типу. Представленные  здесь типы и их классификация  по стилям относительны, и, соответственно, со временем они могут расширяться  и, возможно, будут введены новые  типы.

 

Следует отметить, что все  эти виды высказываний еще нуждаются  в осмыслении и упорядочивании. Это  и есть культура общения, и конечно  же – речи. Со временем уже существующие типы перерабатываются с научной  точки зрения и дополняются. Появляются совсем новые, которые раньше не относились к типам речевой культуры. Например, так называемый диалог с самим  собой – это культура мысленной  речи, внутренний диалог, внутренняя речь, которая является основой внешней  речи, письменной или устной.

 

41. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО  ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ

 

Во все времена в  любом обществе умение правильно  говорить и писать считалось признаком  образованного человека. Язык –  структура подвижная и постоянно  меняющаяся. Но основы грамотного письма и говорения остаются прежними.

 

Что на сегодняшний момент означает грамотно писать? Это прежде всего означает владеть определенным набором навыков, т. е. знать правила  употребления гласных и согласных, правильное употребление лексики, правила  синтаксиса, стилистики и т. д. Например, стилистика. Очень важно, чтобы текст  был написан в одном стиле  и не было отдельных слов, выпадающих из общей картины. В последнее  время в этой части языкознания  наметились тенденции расширения некоторых  понятий, что поможет если не убрать спорные моменты, то уменьшить их количество. Так выражаются основные направления совершенствования  навыков грамотности в стилистике. Что касается лексики, то полное владение лексическим составом языка доступно очень грамотным людям. Но совершенствовать свои познания в этой области –  задача, стоящая перед каждым грамотным  человеком и являющаяся задачей  теории русского языка.

 

Как и в любом деле, лучший способ усовершенствовать навыки письма – это постоянные упражнения. Изучение новых правил и повторение уже  изученных – вот основополагающие правила. Употребление гласных в  корнях существительных, правильное выделение  причастных и деепричастных оборотов и многое другое – это то, что  надо совер-Лшенствовать и является в свою очередь основными направлениями  повышения уровня навыков грамотного письма.

 

Не менее важен вопрос и грамотного говорения. Что значит грамотно говорить? Это умение правильно  делать ударения, правильно произносить  звуки (т. е. фонетика), сюда можно отнести  и стилистические навыки, и богатство  и разнообразие языка. Но основой  грамотного говорения являются прежде всего навыки грамотного письма. Например, такой важный момент, как точность речи. Это умение четко и ясно выражать свои мысли. Как любое умение, его можно усовершенствовать. Чтобы  речь была точной, необходимо прежде всего  знать, о чем хочешь сказать. Иначе  получается путаница и нарушается логика повествования. Есть и другая причина, которая делает речь неточной. Это  – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

 

Все, что нас окружает, имеет названия. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. В речи существует много  подводных камней, например омонимы  – слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению. Нельзя употреблять  их в нескольких смыслах. Опасна в  речи и синтаксическая омонимия.

 

Одно из требований, предъявляемых  к речи говорящего и пишущего, –  понятность речи. Это важнейшее коммуникативное  качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано  с действенностью, эффективностью устного  слова.

 

Еще один момент – это  выразительность речи. Речь, наполненная  сравнениями, пословицами и другими  стилистическими средствами, привлекает внимание.

 

Все перечисленные выше направления  нуждаются в постоянном совершенствовании  как в письменной речи, так и  в устной.

 

42. ЖАНРЫ-ПОБУЖДЕНИЯ: ПРИКАЗ, СЛУЖЕБНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ЗАПРОС, ЖАЛОБА (РЕКЛАМАЦИЯ), РЕКОМЕНДАЦИЯ

 

Один из видов документов, относящихся к жанру побуждения, – приказ. Это – распоряжение руководителя, распорядительный служебный  документ повседневного управления, содержащий нормы, обязательные для  исполнения. Приказы выполняются  на специальных стандартных бланках. Обязательными реквизитами приказа  являются: наименование вышестоящей  организации, название вида документа, дата и номер документа, место издания, заголовок к тексту, подпись, визы. Заголовок должен быть кратким и четко выражать основное содержание документа. В первой части приказа указывается причина составления документа, во второй – решение руководителя. Если пояснения не требуется, его текст содержит только распорядительную часть. Распорядительная часть приказа излагается в повелительной форме и начинается словом «приказываю». При этом пункты, включающие управленческие действия, начинаются с глагола в неопределенной форме (Создать комиссию в составе...).

 

Служебное распоряжение –  правовой акт, издаваемый руководителем  главным образом коллегиального органа управления в целях разрешения оперативных вопросов. Распоряжения составляются и оформляются по тем  же правилам, что и приказы. Но есть и различия: в текстах распоряжений отсутствует ключевое слово, разделяющее  вводную и распорядительную часть.

 

Инструкция – документ, содержащий правила по Лтехнике безопасности, инструктаж к работе или техническому оборудованию. Инструкции составляются по стандартной схеме, но содержание и условия, вкладываемые в них, на каждом предприятии свои. Название документа располагается в середине, содержание излагается по пунктам, и  каждый пункт начинается с глагола  в неопределенной форме (Запрещается..). Подписывается инструкция инженером  по технике безопасности.

 

Заявление – это внутренний служебный документ, предназначенный  для доведения до сведения должностного лица информации узкой направленности. В абсолютном большинстве случаев  заявления пишутся от имени одного лица, хотя бывают и коллективные заявления. Они всегда пишутся по конкретному  поводу и одному вопросу. Пишутся  заявления на имя того лица, в  компетенции которого находится  этот вопрос.

 

Жалоба (рекламация) – это  коммерческий документ, представляющий собой выражение претензий к  стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обязательства, и требования возмещения убытков. Она содержит: основания  для претензии, доказательства, конкретные требования.

 

Рекомендация является правовым документом, но в отличие от приказа  носит рекомендательный характер, т. е. совет. В начале предложения пишется  «рекомендую» и далее, уже само повествование  начинается с глагола в неопределенной форме, и ведется по пунктам. Рекомендация может исходить как от вышестоящих  к нижестоящим сотрудникам, так  и наоборот. Подписывается, соответственно, лицом, дающим эту рекомендацию.

 

43. ВИДЫ ПОБУЖДЕНИЯ: ПРОСЬБА,  МОЛЬБА, ПРИКАЗ, КОМАНДА, ЗАПРЕТ, РАЗРЕШЕНИЕ, СОВЕТ, РЕКОМЕНДАЦИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ,  ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Побуждение – это призыв к чему-либо. Этот призыв меняет свое название в зависимости от назначения и целей.

 

Просьба побуждает к какому-либо действию в вежливой форме. Чаще всего  просьба – это вопросительное предложение, заканчивающееся словами  благодарности. В некоторых случаях  она отличается от приказа только интонацией и благодарностью в конце.

 

Мольба – это крайняя  степень просьбы. Это не обязательно  должно быть вопросительное предложение. От просто просьбы она отличается скорее интонацией, чем лексическим  составом. Если просьба зачастую начинается глаголом в повелительной форме, то мольба начинается личным местоимением в первом лице единственного числа.

 

Приказ – это беспрекословный  вид побуждения. Как в документации, так и в простой речи приказ всегда бывает в повелительном наклонении. Интонационно приказ более твердый  и жесткий, чем просьба, и на письме обозначается восклицательным знаком. Если рассматривать приказ как документ, то повествование начинается неопределенным глаголом и не имеет точностных характеристик  составителя.

 

Команда – это еще более  жесткий вид приказа. Понятие  «команда» относится к военной  лексике, носит беспрекословный  характер. Чаще всего команда бывает в виде одного слова в повелительном  наклонении (Огонь!). Причем это не всегда глагол. От приказа ее отличают предельная краткость и интонация.

 

Запрет носит отрицательный  характер. Запрет на какую-либо просьбу, инициативу начинается с отрицания (Нет, нельзя!). На письме заканчивается  восклицательным знаком. При устной речи отличается твердой интонацией.

 

Разрешение в отличие  от запрета носит положительный  характер. Начинается положительным  ответом – Да. Интонация может  быть как побудительной, так и  вполне спокойной. Разрешение – это  ответ на какую-либо просьбу. В случае если разрешение является документом, то начинается глаголом единственного  числа первого лица (Разрешаю).

 

Совет – это один из видов  побуждения, отличающийся некоторой  сослагательностью. Совет не является чем-то обязательным. Он носит мягкую интонацию (конечно, это зависит  от ситуации). Начинается чаще всего  местоимением первого лица единственного  числа (Я тебе посоветовал бы/...). На письме это чаще повествовательное  предложение.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"