Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

Рекомендация – это  своего рода совет, но носящий более  официальный характер. Рекомендация может быть документом, в отличие  от просто совета. Также можно отметить, что рекомендация с более твердой  интонацией подразумевает выполнение.

 

Предостережение – может  быть как в устной, так и в  письменной форме. Причем в разговорной  речи оно носит характер совета. В виде документа – это предостережение  о какой-либо опасности (Не трогать  – напряжение! ). Заканчивается восклицательным  знаком, при этом носит характер отрицания, призыва не делать что-либо.

 

И последнее – предложение. Это, пожалуй, наиболее яркий пример побуждения или даже призыва. Это  зачастую восклицательные предложения, начинающиеся побудительными глаголами (Давай; Идем) в повелительной форме. Так как это призыв, то интонация  побудительная, но не беспрекословная.

 

44. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЯ  В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ,  СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ  И РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ  ЖАНРОВ

 

Побуждение, желание говорящего заставить другое лицо совершить  какое-либо действие выражает повелительное  наклонение. Побуждение к совершению действия может иметь разные оттенки: приказа, требования, призыва, предложения, просьбы, мольбы, увещевания, совета. Говорящий  может побуждать к совершению действия как второе, так и третье лицо. Например: сделай, сделайте –  повелительное наклонение второго  лица единственного и множественного числа. Говорящий желает, требует, просит, чтобы действие совершалось третьим  лицом. Побуждение к совершению действия может быть направлено и к первому  лицу множественного числа. Сядем перед  дорогой – говорящий призывает  к действию, в котором и он сам  должен принять участие.

 

В отличие от изъявительного и сослагательного наклонения повелительное  наклонение не соотносится с первым лицом единственного числа, т. е. в русском языке нет глагольной формы, в которой бы выражалось желание  говорящего заставить себя совершить  какое-то действие. Таким образом, повелительное  наклонение имеет не шесть, а пять форм.

 

На письме побуждение выражается побудительным предложением. Это  предложение, выражающее волеизъявление, направленное на осуществление чего-либо. Значение побудительности в предложении  создают глагольные формы повелительного наклонения: читай; будь здоров; форма  совместного. действия: давайте читать; идем. Также побуждение выражают частицы  – пусть, пускай, да в сочетании  с формами настоящего и будущего времени (пусть он читает; Пускай он будет первым; Да будет свет). В экспрессивной речи и просторечии почти всегда употребляется частица «чтобы» – чаще всего она безударная. Употребляется она с формой глагола в прошедшем времени (Чтоб он работал! Чтобы он был готов!).

 

Побудительные предложения  могут и не содержать специальных  глагольных форм и частиц. Подобные предложения образуются формами  будущего времени, инфинитива, а также  формами прошедшего времени глаголов некоторых семантических групп (с  начинательным, временно-ограничительным  и другими значениями – Сделать! Молчать! Пошел!). Здесь основным средством  выражения побудительности является интонация.

 

Значение волеизъявления в побудительном предложении  имеет различные оттенки –  от категорического требования до согласия. Так, глагольной формой взаимного действия выражается смягченное волеизъявление, а формой будущего времени – категорическое требование. Так, в побудительном  предложении с императивом и  частицей пусть разными интонационными средствами могут быть выражена просьба  или приказание. В разговорной  речи различные оттенки волеизъявления выражаются также частицами да, же, имеющими усилительное значение (Замолчиже!), наряду с ними смягченной частицей – ка (Скажи-ка!) и междометием  ну (Ну, рассказывай!).

 

В сложноподчиненных предложениях изъявительного типа в косвенной  речи в придаточное предложение  со значением побудительности вводится союз чтобы. Например: Хочу, чтобы он сказал! С точки зрения синтаксиса побудительные предложения могут  быть как восклицательными, так и  повествовательными.

 

45. ЖАНРЫ-РЕТРОСПЕКЦИИ: ОТЧЕТ,  ОБЗОР 

 

Ретроспекция – это  понятие, подразумевающее под собой  рассмотрение уже прошедших событий, т. е. отчет – это отчет о  достижениях и недостатках, обзор  – это обзор произошедшего  и общего состояния предприятия.

 

Отчет – это правовой документ. Отчеты бывают разной формы в зависимости  от типа предприятия и вида отчетности. На каждом предприятии существуют специальные  бланки. В центре, вверху бланка, размещается  название документа – «отчет». Сам  отчет содержит название продукции  данного предприятия, его количество в предыдущие и текущий годы в  сравнении и их процентное соотношение. Направляется отчет от нижестоящих  сотрудников к вышестоящим и  подписывается непосредственно  человеком, который является подотчетным. Отчет – это яркий пример официально-делового стиля. Он содержит только перечень продукции  или товаров данного предприятия  и цифры.

 

Обзор в свою очередь также  относится к правовым документам ретроспективного жанра. Обзор тоже является отчетом о состоянии  предприятия. Но, кроме данных, он содержит некоторые рекомендации по улучшению  положения и отзыв о состоянии  производства на данный момент. Это  также официально-деловой стиль. Глаголы употребляются в неопределенной форме. Обзор направляется от нижестоящих  чинов к вышестоящим и подписывается  подотчетным. Рекомендация же исходит  от руководства.

 

Обзор пишется в произвольной форме. Но для официально-делового стиля  это относительно, так как языковые модели в обзоре строго закреплены за этим стилем. Используются устойчивые (шаблонные, стандартизированные)языковые обороты, позволяющие с высокой  степенью точности отражать регулярно  повторяющиеся ситуации делового общения.

 

Рекомендация к обзору начинается с языковых формул, выражающих мотивы создания документа, причины  его создания. По смыслу она содержит распоряжения.

 

Так как способ изложения  в обзоре довольно свободный, следует  сказать несколько слов о языке  и стиле документов вообще. Например, большинство слов в письменной деловой  речи употребляются только с одним  словом или с ограниченной группой  слов. Нарушения сочетаемости слов с официально-деловой окраской воспринимаются как стилистические и лексические  ошибки и недочеты. При выборе устойчивого  языкового оборота следует учитывать  особенности фразеологии, сложившейся  в официально-деловой речи. При  употреблении сравнительной степени  предпочтительнее форма менее важный или более сложный.

 

Так как отчет и обзор  – жанры ретроспекции, то пишутся  они в прошедшем времени, используются конструкции типа: Было произведено... Причем используются безличные конструкции, так как речь идет не от лица подотчетного, а всего предприятия в совокупности.

 

Очень важно, чтобы рекомендация, содержащаяся в обзоре, не носила ультимативный  характер. Этого требуют не только правила написания документа, но и деловой этикет. В документации из-за условий жанра он проявляется  не так явно, как в устной речи, но соблюдение этикета является важнейшей  частью официально-делового стиля. Этикет подразумевает под собой не только определенные внешние правила, но чисто  стилистические, грамматические и синтаксические приемы, что в свою очередь регулируется жанром ретроспекции.

 

46. РИТОРИКА 

 

В толковых словарях «риторика» – это наука и искусство  красноречия, убеждения словом. В  наши дни она расширила сферу  влияния, охватив разнообразные  области общения – от публичного, официально-научного и делового до бытового, обиходного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции  культуры речи, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение  и интенсивное развитие новых  научных направлений: теория речи, массовой коммуникации, стилистики и грамматики.

 

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова, речи актуальной, эмоциональной, логичной и ясной, в  которой используются все богатства  и тонкости языка, и опыт, накопленный  веками в поэтике, стилистике и ораторстве.

 

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни: они  порождают мотивы и цели; даже говорящий  формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателей и их реакцию. Выбор средств определяет тип  культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной подготовки: мотивации, структуры  содержания, выбор слов, грамматику.

 

Существует ряд проблем, которые пытается решить риторика, например поиск оптимальных формул общения, наследование механизмов речи, формирование языковой речи и т. д.

 

Риторика – одна из древнейших наук. Она возникла около 5 тысяч  лет назад в античной Греции. Она  в то время лежала в основе многих других наук и сфер общественной жизни. В Греции правила демократия, и  умение словами убедить оппонента  в правоте считалось очень  важным. Именно в этот период появляется понятие «оратор». Это люди, умение говорить для которых было профессией. Ораторы в совершенстве овладевали своим мастерством. Как тогда, так  и сейчас главное умение оратора  – это умение овладеть вниманием  аудитории. Существует ряд приемов, способствующих этому.

 

Языковой материал речи всегда занимал доминирующее положение  в риторике, ее важнейшие разделы  смыкались между собой. Точный выбор  слова, построение фразы, использование  фигур и тропов, логика и ее точность построения текста характерны как для  ораторской речи, так и для научных  трудов. Достоинством любой речи, любого текста согласно риторическим традициям  и здравому смыслу служит в первую очередь содержание, и лишь во вторую – форма, а точнее гармония формы  и содержания. Но риторика не может  признать речь хорошей, если она плохо  ориентирована композиционно, неточно  выбраны средства языка, если оратор не умеет держаться перед публикой, если у него плохая дикция и, начав  фразу, он не может ее закончить, неуместно  жестикулирует.

 

Важнейшим аспектом в риторике является логика. Она может быть формальной, диалектической или материалистической. Важно то, что логика должна присутствовать не только в научных трудах, но и  в простой разговорной речи. Логическое построение текста нуждается в фактах, достоверном материале, так или  иначе добытом говорящим или  пишущим. Исключением могут быть общая образованность и культура субъекта, собственный жизненный  опыт.

 

В заключение следует отметить, что античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано большей частью европейских стран  и в том числе Россией.

 

47. ОТЧЕТ О КОМАНДИРОВКЕ, ОТЧЕТ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОПРОСЕ (ТЕСТЕ, ПРОВЕРКЕ), О ПРОДЕЛАННОЙ  РАБОТЕ

 

Любые виды отчетов относятся  к жанру ретроспекции. Главный  признак – это рассказ о  совершенном событии в прошедшем  времени. Отчет относится к деловым  документам, и поэтому его признаки в основном остаются неизменными. Главный  признак – принадлежность к официально-деловому стилю. Отсюда четкость и строгость  изложения, главенство цифр и фактов.

 

Например, отчет о командировке. Чаще всего командировка – это  поездка с деловыми целями. Отчет  о командировке содержит в себе сведения о самом процессе, о результатах  поездки, какие вопросы были решены, в чем было достигнуто соглашение, что осталось не решенным и что  подлежит дальнейшей разработке. Язык отчета принадлежит к жанру ретроспекции, т. е. изложение ведется в прошедшем  времени. Используются конструкции  типа: Было исследовано., Было проведено., и т. д.

 

Иногда присутствует подробное  изложение течения заседаний, если таковые имели место. В случае, когда командировка имела целью  испытания оборудования, должен быть отчет о таковом со всевозможными  графиками и формулами, необходимыми для полноты отчета. Если командировка имела отрицательные результаты, т. е. сотрудник не смог достичь поставленной цели, то отчет все равно делается, но уже с докладом о причинах неудачи.

 

Лексика, как и во всех деловых бумагах, здесь строго ограничена определенным кругом ее употребления. Предложения безличные и представляют ,собой типичные для этого жанра  конструкции.

 

Что касается отчета о социологическом  опросе, то это четкие данные о количестве интервьюируемых, типах вопросов и  данных, полученных в результате опроса. Чаще всего эти данные представляют в виде процентов, т. е. общее число  респондентов и их процентное содержание в отношении к ответам. Ответы обычно даются заранее, и опрашиваемые лишь относят себя к тому или иному ответу. Отчет об опросе может выглядеть еще более лаконично, чем, например, отчет о командировке. В нем не должна присутствовать оценка данных, разве что их сравнение с предыдущими годами или аналогичными опросами других предприятий, бюро и т. д.

 

И в конце концов отчет  о проделанной работе. В общем-то предыдущие виды отчетов можно отнести  к данному виду.

 

Данный вид отчета чаще всего присутствует на предприятиях и представляет собой ретроспективный  обзор проведенной работы, результаты ее, числовые данные и процентное соотношение  с результатами предыдущих лет. Как  уже было сказано выше, язык в  отчетности строгий, не должно присутствовать ничего, что могло бы отвлечь от основной направленности документа. Отчеты, доклады – это всегда результат  совместной работы коллектива, поэтому  присутствие авторского «я» недопустимо, несмотря на то, что подписаны они  могут быть одним человеком (например, финансовые отчеты подписывает главный  бухгалтер).

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"