Шпаргалка по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Детской литературе"

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 159.17 Кб (Скачать файл)

При этом рассказы о Тюпе и Томке совсем не превращаются в аллегории о поведении детей-шалунов  – писатель уверенно выдерживает  изначально взятую условную тональность  в «очеловечивании» своего маленького героя, насыщает повествование необходимыми конкретными деталями жизни животных и птиц, их повадок.

Пожалуй, это  и есть ключ к пониманию многого  в творчестве Е. И. Чарушина, писателя и художника. Он не смотрит на животных холодным взглядом естествоиспытателя или фотографа. Его рассказы не просто галерея портретов — это сюжетные истории, новеллы, сказки. Они пробуждают в детях любовь к животным, сопричастность к природе. Метки и колоритны  характеристики зверей: «Тюпа —  ловкач неуклюжий» ‘ — так пишет  Чарушин о котенке. А сколько  любви чувствуется в эпитетах, которыми называет автор своих героев! «Медвежишко», «волчишко», «куличишка»…Сразу ощущается стремление оградить, полюбоваться и защитить маленького зверя или птицу.

В произведениях  Е. Чарушина действуют не только животные. У него есть много и человеческих характеров. Например, девочка Аня, которая любит рисовать, заботиться о животных. К ней несут птенцов  и зверюшек (рассказ «Захочешь, есть — говорить научишься»). Любопытная и настойчивая девочка Катя пробует по следам и повадкам угадать зверя, приходящего в гости («Что за зверь?») Маленький Никитка — герой сборника «Никитка и его друзья», любознательный фантазер, жадно впитывающий все новое, что видит вокруг. То он возится с котенком Тюпой, то играет со щенком Томкой. Играя «в доктора», Никитка заставляет щенка высунуть язык, собирается почистить ему зубы, пытается измерить температуру. В процессе игры Никитка узнает привычки животных и привыкает заботиться о них.

Характерные особенности творческой манеры Е. Чарушина воплотились в сборнике «Большие и маленькие». Он состоит из коротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей с их детенышами. Утка учит плавать утят: «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте!» 

Дятел разговаривает  с птенцами: «Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостами упирайтесь». Олениха кричит олененку: «Смотри на меня! Скачи как я!»

Главы этой книги так и называются: «Дятлы с птенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком».

Последняя глава  книги — это прямое обращение  писателя к ребенку-читателю: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих  ребят учат еду добывать, себя спасать? Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно». 

Чарушин пишет  о животных с каким-то детским  восторгом, он будто следит за каждым шагом своих героев, чувствует  их мысли. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей  и учит их любить волшебный мир  зверей и птиц.

 

 

 

8. Сказки советских писателей 30-80х гг. (А.Гайдар, В.Катаев, А.Толстой, Ю.Олешов, Н.Носов) многообразны в своей тематике. В них отражается поучительный характер «Цветик семицветик» Катаев «Чук и Гек» Гайдар, приключенческий А.Толстой  «Золотой Ключик» обаяние детского общения с природой, миром зверей и птиц, растений и игрушек «Сорочьи сказки», Военно-патриотическое воспитание «Мальчиш-Кибальчиш»

 

 

 

 

10. С.Я. Маршак. Общая характеристика в области теории и практики детской литературы. Тематическое и жанровое многообразие поэзии. Пьесы-сказки С.Я.Маршака.

Самуи́л Яковлевич Марша́к (22 октября 1887, воронеж — 4 июля 1964, москва) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Творчество  самуила яковлевича маршака (1887 - 1964) является классическим образцом детской поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную деятельность маршак начал не с детских стихов. Он занимался лирической и сатирической поэзией, переводил стихи английских поэтов. Потом у него появился интерес к детям. Он без всякой цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Возможно, именно благодаря сближению маршака с детьми, его детские стихи проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца.

В самых первых стихах маршака для самых маленьких, например, "великан", "мяч", "усатый-полосатый", "ванька-встанька" и другие, предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру.

Особую категорию  в стихах у с.я.маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.

Воспитанный на лучших образцах классической поэзии, на произведениях устного народного творчества, маршак сумел избежать пагубного влияния декадентской литературы и добиться в своей лирике «пушкинской ясности стиха». Маршак пришел в детскую литературу, уже будучи хорошо известным своими лирическими стихами, сатирическими произведениями, прекрасными переводами из английской и шотландской поэзии. И это не случайно: он считал, что, прежде чем стать детским писателем, надо быть писателем в полном смысле этого слова.

Было у  маршака и другое необходимое для детского писателя качество -- глубокое, всестороннее знание детей.

Он всегда выступал как защитник детства: и  в лондоне, откуда писал о трагическом положении детей, и в воронеже и краснодаре, где, общаясь с детьми, учился понимать особенности детской психологии.

С первых шагов  своего творчества поэт стремился приобщать  детей к сокровищнице мировой  литературы, к богатствам устного  народного творчества, развить у  них художественный вкус.

Жанровое разнообразие поэзии маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки маршака – стихи, по выражению чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмыВ 1943 году Маршак создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев. Она написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступаю! олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова.Но Маршак не ограничился пересказом давно бытующего сюжета, а расширил и обогатил его. В пьесе-сказке Маршака вечный конфликт между трудолюбием и праздностью приобретает социальные черты благодаря разработке сюжетной линии, связанной с маленькой королевой и ее придворными. В то же время включение этой линии не нарушило связи пьесы с народной сказкой.

Композиция пьесы интересна  тем, что действие то разворачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец; «западные» королева, профессор, гофмейстерина, канцлер, послы, прокурор). Ввод в сказочную ситуацию начинается у Маршака с того момента, когда падчерица попадает в лес. И в самом лесе, и в его обитателях, и в двенадцати месяцах года автор выделяет лучшие, добрые начала, помогающие победе добра над злом. С помощью характеристики, которую дают девочке месяцы, автор подчеркивает трудолюбие своей героини, ее доброту, приветливость: «Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем. То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая...» — так отзывается о девочке Январь. Он и остальные месяцы олицетворяют собой светлый, добрый мир. Атмосфера этого чудесного мира создается Маршаком на основе традиций фольклора.

 

. 12. Борис Степановия Житков  Автор морских повестей (сборники "Злое море", 1924; "Морские истории", 1925—37), пьес, сказочных повестей, научно-художественных книг ("Про эту книгу", 1927; "Пароход", 1935, и др.). Житков создал детскую повесть-энциклопедию "Что я видел" (1939, опубликована посмертно), роман для взрослых "Виктор Вавич" (1929—34), посвященный Революции 1905—07. Его творчество оказало большое влияние на развитие советской детской литературы. "Рассказы о животных" для детей Бориса Житкова стали классикой советской анималистической литературы 
14 Гайдар. Он стал писать и в литературу вошёл «командиром», определив себе «боевую задачу» - воспитывать новое поколение» Журналистская деятельность Гайдара была плодотворной. В своей работе он использовалразличные жанры: фельетон, рассказ, очерк, статья, повесть, стихотворение. О писал рецензии на кинофильмы, театральные спектакли, обзоры корреспонденций начинающих авторов. Молодой газетчик быстро завоевал симпатии читателей. 
 
В этот решающий момент писательского самоопределения Гайдара растет его интерес к теме детства, к проблеме воспитания юных. В его работах мы видим насколько близка была автору судьба детей, в особенности обездоленных. Окружающие замечали его привязанность к малышам и необъяснимую способность завоевывать детские симпатии. 
Герои его произведений - обычные дети, которые собственным примером показывают, как нужно дружить, трудиться, относиться к старшим.

 

 

16.Творчество Михалкова и его роль в развитии детской литературы 20 века

Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень  ранним. В 7 лет, написав печатными  буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. Это было стихотворение «Дорога» в июльском номере журнала «На подъеме» 1928 г. (Ростов-на-Дону). В 1928 г. Михалкова зачисляют в актив при Терской Ассоциации пролетарских писателей. В настоящее время он является почетным гражданином Пятигорска. В 2003 г. в связи с 90-летием писателя его именем названа детская библиотека в Пятигорске.

В семнадцать лет Михалков приезжает  в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работая на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, летом едет помощником топографа  геолого-разведочной экспедиции в Казахстан, работает в изыскательской партии московского управления воздушных линий на Волге.

Этот жизненный опыт находит  отражение в его стихах, которые с 1933 г. стали появляться на страницах «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы».

С первых литературных опытов С. Михалков активно пробовал себя в разных жанрах, откликался на важные события в жизни страны. Однако нельзя не признать, что стихи для взрослых, написанные в подражание В. Маяковскому, не отличались высокими поэтическими достоинствами. Гораздо удачнее были детские стихи, из числа которых особенно выделяется поэма «Дядя Степа».

Имя веселого, доброго и мудрого  героя тетралогии «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову удалось создать обаятельный образ взрослого человека — благородного, гуманного, отзывчивого старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы к людям определятся по-детски естественной верой в торжество добра, утверждение справедливости.

В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта  Михалкова — детского писателя: оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас озорная выдумка, мягкий юмор.Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку большого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обыкновенный человек, он работает, задумывается, развлекается.

Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением  кругозора, увеличением интеллектуальных и нравственных возможностей юного  читателя. Для самых маленьких поэт шутливо обыгрывает бытовые детали образа:Михалков не боится поставить своего героя и в комическое положение. Но, лишив, таким образом своего «великана» сказочной условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при которых огромный рост дяди Степы помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает бумажного змея, запутавшегося в проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную на льдине бабку, предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повелительная сила.

Благодаря этому контакту с юным слушателем, читателем дядя Степа  получает право говорить о вполне серьезных вещах. Со времени появления  героя С. Михалкова минуло немало десятилетий. Серьезно изменились социальные реалии, даже некоторые бытовые и технические детали, упоминаемые в произведении, сейчас требуется комментировать. И все-таки история о дяде Степе и в современных условиях сохраняет для дошкольников и младших школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положительные человеческие качества.Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.Высмеивание распространенных недостатков характеров и поведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.

Информация о работе Шпаргалка по "Детской литературе"