Шпаргалка по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Детской литературе"

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 159.17 Кб (Скачать файл)

Почти во всём мире дети читают "Дон  Кихот" М. Сервантеса, "Робинзон Крузо" Д. Дефо, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Приключения Мюнхгаузена" Р. Э. Распе, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле (перечисленные книги обычно в сокращённых изданиях), "Хижина дяди Тома" Г. Бичер-Стоу, "Маленький оборвыш" Дж. Гринвуда, "Без семьи" Г. Мало, "Овод" Э. Войнич, рассказы Э. Сетон-Томпсона, "Алиса в стране чудес" Л. Кэррола, повести Марка Твена, романы В. Скотта, Ч. Диккенса, Ж. Верна, Ф. Купера, сказки X. К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Я. и В. Гримм, В. Хауфа и др. Сравнительно с поэзией других стран была богата английская поэзия для детей, в которой сильны традиции детского фольклора. С произведениями для детей выступали крупнейшие писатели: в Польше — Г. Сенкевич, М. Конопницкая, Я. Корчак; в Болгарии — Елин Пелин; в Чехословакии — М. Майерова, И. Плева и др. Во многих странах популярны сказки шведской писательницы А. Линдгрен; весёлые стихи и сказки итальянского писателя Дж. Родари и др.

Художественный уровень специальной  Д. л., за немногими исключениями, в  прошлом был значительно ниже уровня литературы для взрослых. Основные недостатки книг для детей во многих странах — сентиментальность, примитивность  сюжетов и характеров, навязчивая дидактичность. Многие книги были проникнуты духом шовинизма, воспитывали религиозность.

Литературной пищей для детей  крестьян и рабочих, кроме произведений народного творчества, были чаще всего  лубочные и близкие к ним по типу дешёвые издания.

 

 

37

Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это

ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос  лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о

тишине» помогают детям развивать  наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком  и полной чудес, загадок и волнующих  тайн, которые надо постигнуть.Писать для детей В.Бианки начал с 28 лет. Интерес всей жизни обозначился уже в детстве. Его отец был известным ученым орнитологом, а у мамы были как говорят «зеленые руки», от которых растения цвели пышным цветом. В.Бианки сочинял истории, которые сам называл «сказки-несказки».По форме это был вымысел, но факты были самые что ни есть научно достоверные. Виталий Бианки часто ставил вопросы, которые обычно задают дети. Найти ответы на них помогают герои сказок – звери и птицы, обитатели земного, подземного, водяного и воздушного царства. Их приключения интересны сами по себе ( сказка «Как муравьишка домой спешил» или приключения заблудившейся ласточки Береговушки «Лесные

домишки»).

 

40

Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» - сборник коротких житейских  историй для детей дошкольного  возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро  и аэропорт, сходят в зоосад и  познакомятся со многими животными  и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел - настоящая  энциклопедия жизни для малышей.

 

43

Детская познавательная литература направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальной сферы ребенка, накопление им определенных знаний. К важнейшим разновидностям справочных изданий относятся словари, справочники, энциклопедии. Их видовой  ряд чрезвычайно разнообразен - от многотомных универсальных энциклопедий до компактных справочников, имеющих  узкую целевую

направленность (путеводитель, проспект, каталог). Это связано с тем, что  справочное издание может содержать  любую информацию (по тематике, научному уровню материала, способам изложения, объему и т.д.) и предназначаться  для любой читательской категории.

Наиболее общей функцией справочных изданий является справочная функция: они предназначены для получения  сведений разнообразного характера, суммируют  знания, накопленные наукой и практикой. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки

 

45

Имя веселого, доброго и мудрого  героя тетралогии «Дядя Степа», «Дядя  Степа — милиционер», «Дядя Степа  и Егор», «Дядя Степа — ветеран» давно стало нарицательным. Михалкову  удалось создать

обаятельный образ взрослого человека — благородного, гуманного, отзывчивого  старшего друга «всех ребят со всех дворов». Отношение дяди Степы  к людям определятся по-детски естественной верой в

торжество добра, утверждение справедливости. В стихотворениях о дяде Степе  проявились наиболее сильные стороны  таланта Михалкова — детского писателя: оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас озорная выдумка, мягкий юмор.Основной прием, которым пользуется Михалков для создания образа своего героя, — поэтическая гипербола — имеет в этом произведении особый характер. Дядя Степа — «самый главный великан» — живое воплощение спокойной, благожелательной силы, которая так пленяет ребенка в героях народной сказки. Но здесь этот исполин введен поэтом в обычную обстановку большого города, поселен и «прописан» им в Москве. Как любой обыкновенный человек, он работает, задумывается, развлекается. Герой постепенно растет от произведения к произведению, вместе с расширением кругозора, увеличением интеллектуальных и

нравственных возможностей юного  читателя. Для самых маленьких  поэт шутливо обыгрывает бытовые  детали образа:Михалков не боится поставить своего героя и в комическое положение. Но, лишив, таким

образом своего «великана» сказочной  условности, сделав его «своим человеком» среди ребят-читателей, поэт изобретательно отыскивает такие обстоятельства, при  которых огромный рост дяди Степы

помогает ему совершать важные и гуманные поступки: он достает  бумажного змея, запутавшегося в  проводах, спасает от огня голубей, упавшего в реку мальчишку, унесенную  на льдине бабку,

предотвращает крушение поезда. Так, из сочетания в образе героя смешного и героического, обыденного и необычайного слагается его большая эмоционально-повелительная  сила. Благодаря этому контакту с  юным слушателем, читателем дядя Степа  получает право говорить о вполне серьезных вещах. Со времени

появления героя С. Михалкова минуло немало десятилетий. Серьезно изменились социальные реалии, даже некоторые  бытовые и технические детали, упоминаемые в произведении, сейчас требуется

комментировать. И все-таки история  о дяде Степе и в современных  условиях сохраняет для дошкольников и младших школьников значительный нравственно-воспитательный потенциал. Писатель

сумел вызвать симпатию к персонажу, в доступной детям форме подчеркнув и укрупнив его положительные  человеческие качества. Достаточно важной частью творчества Михалкова для  детей

являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых.

Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности. Высмеивание распространенных недостатков  характеров и поведения нашло  также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.

 

53. Анализ одного из  произведений о ВОВ для детей  младшего и среднего школьного  возраста.

В начале войны Михалков С. Написал  «Быль для детей», в которой  он объяснил детям смысл войны, создал  образ русского человека, воюющего за правое дело.

Темы: обездоленного детства, дети-сироты

Сергей Михалков

Быль для детей

 

Эту быль пишу я детям...

 

    __________

 

 

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит - против нас.

 

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

 

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих -

Ничего!

 

«Нет! - сказали мы фашистам, -

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

 

Мы живем в стране Советской,

Признаем язык немецкий,

Итальянский, датский, шведский

И турецкий признаем,

И английский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем.

 

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

 

Где найдется в мире сила,

Чтобы нас она сломила,

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?»

 

И от моря и до моря

Поднялись большевики,

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши -

 

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

 

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Все - на фронт!» - Москва сказала.

«Все дадим!» - сказал Кузбасс.

 

«Никогда, - сказали горы, -

Не бывал Урал в долгу!» -

«Хватит нефти для моторов,

Помогу!» - сказал Баку.

 

«Я богатствами владею,

Их не счесть, хоть век считай!

Ничего не пожалею!» -

Так откликнулся Алтай.

 

«Мы оставшихся без крова

В дом к себе принять готовы,

Будет кров сиротам дан!» -

Обездоленных встречая,

Казахстану отвечая,

Поклялся Узбекистан.

 

«Будет каждый верный воин

И накормлен и напоен,

Всей страной обут, одет». -

«Все - на фронт!» - Москва

сказала.

«Все! - страна ей отвечала. -

Все - для будущих побед!»

 

    __________

 

 

Дни бежали и недели,

Шел войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

 

Не расскажешь даже в сказке,

Ни словами, ни пером,

Как с врагов летели каски

Под Москвой и под Орлом.

 

Как, на запад наступая,

Бились красные бойцы -

Наша армия родная,

Наши братья и отцы.

 

Как сражались партизаны. -

Ими Родина горда!

Как залечивают раны

Боевые города.

 

Не опишешь в этой были

Всех боев, какие были.

Немцев били там и тут,

Как побили - так салют!

 

Из Москвы салюты эти

Были слышны всем на свете,

Слышал их и друг и враг.

Раз салют, то значит это -

Над какой-то крышей где-то

Снова взвился красный флаг.

 

Посмотри по школьной карте,

Где мы были в феврале?

Сколько верст прошли мы в марте

По родной своей земле?

 

Здесь в апреле мы стояли,

Здесь войска встречали май,

Тут мы столько пленных взяли,

Что попробуй подсчитай!

 

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым -

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

 

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ - за нас с тобой.

 

    __________

 

 

Где бы мы врага ни били,

Где бы враг ни отступал,

Вспоминал всегда о тыле

Наш солдат и генерал:

 

«Да!

Нельзя добить фашистов

И очистить мир от них

Без московских трактористов,

Без ивановских ткачих,

Без того, кто днем и ночью

В шахтах уголь достает,

Сеет хлеб, снаряды точит,

Плавит сталь, броню кует».

 

Не расскажешь в этой были

Всех чудес о нашем тыле,

Видно, времечко придет,

И о тружениках честных,

Знаменитых, неизвестных

Сложит песни наш народ.

 

Без ружья и без гранаты

И от фронта в стороне

Эти люди, как солдаты,

Тоже были на войне.

 

Никогда мы не забудем

Их геройские дела.

Честь и слава этим людям

И великая хвала!

 

    __________

 

 

Друг за дружкой, пешим строем,

По камням и по траве

Гонят пленных под конвоем,

Гонят к матушке Москве.

 

Их не десять и не двадцать,

Их не двести пятьдесят -

Может армия набраться

Офицеров и солдат.

 

Облаками пыль клубится

Над дорогой фронтовой...

Что невесело вам, фрицы?

Что поникли головой?

 

Вы не ждали, не гадали

Ни во сне, ни наяву -

Только так, как мы сказали,

Попадете вы в Москву.

 

Мимо вас везут трофеи

В наши русские музеи,

Чтобы людям показать,

Чем вы нас хотели взять.

 

А навстречу мчат машины

Наших доблестных полков.

- Далеко ли до Берлина? -

Вам кричат с грузовиков.

 

Облаками пыль клубится...

Информация о работе Шпаргалка по "Детской литературе"