Шпаргалка по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Детской литературе"

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 159.17 Кб (Скачать файл)

произведения Эммы Мошковской, Олега  Григорьева, Натальи Хаткиной, Андрея Усачева, Михаила Яснова, Валентины Кудрявцевой, Галины Новицкой и других авторов.

 

30

Сергей Алексеев родился(20.01.1952г) в  пос. Олейка, Томской области в семье охотника-промысловика. После восьмого класса отец пристроил сына молотобойцем в кузницу. Учился в Томском геологоразведочном техникуме. С третьего курса ушёл в армию, служил в Москве в батальоне особого назначение, который охранял объекты Третьего управления министерства связи. Позже работал геологом в Полярной и Томской геологоразведочных экспедициях.

В 1974 году стал инспектором уголовного розыска в Томске и одновременно учился на юрфаке Томского

университета. Одно время занимался  журналистикой в томской газете "Красное знамя". Первую книгу "Тайна третьего кургана" выпустил в 1983 году. Окончил в 1987 году Высшие литкурсы. В первых романах следовал в основном традициям так называемой "деревенской прозы", за что А. Архангельский

причислил его к эпигонам Вас. Белова. В. Курицын же, анализируя первые романы Алексеева, назвал их автора "самородком, обладающим мощной энергией развития, как в интеллектуальном, так и эстетическом плане". Резонанс вызвал роман "Крамола" (1 кн. - 1989; 2 кн. - 1991), в котором гражданская война в России 1918-1920 годов, сопоставляемая с событиями XII века, оценивается как национальная катастрофа. Расстрел в октябре 1993 года российского парламента стал основой так называемого "семейного" романа "Возвращение Каина". Автор литературного проекта "Сокровища Валькирии", в котором предложена непривычная для современников трактовка славянской истории.

Лауреат премии имени М. Шолохова (1995), учреждённой Союзом писателей России и "Роман-газеты", - за романы "Рой", "Крамола" и "Сердцевина". Живёт в Вологде

 

 

 

 

 

31

В произведении конь-огонь Поэт наглядно показывает, что в изготовлении детской  игрушки принимают участие не только мастера игрушек, но и рабочие  писчебумажной фабрики, которые  представили «три листа отличнейшей  картонки», и столяр, и щетинщик, и художник. Для того чтобы рассказ  заинтересовал ребенка, Маяковский делает его непосредственным участником всех этих событий, заставляя вместе с рабочими беспокоиться о том, чтобы  конь получился на диво. Этот прием  позволил ему решить и другую, не менее важную задачу – показать ребенку труд взрослых, их мастерство, увлеченность работой. Тот факт, что  превращение «мертвых» материалов в коня, красивого, яркого, происходит на глазах у ребенка, делает рассказ  Маяковского особенно впечатляющим. Малыш навсегда запомнит, какой труд вкладывается в изготовление его  любимых игрушек, и будет бережнее относиться к ним.

 

32

Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью  описывает двух

самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим  хозяйством. Пришвин в образах

брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение

бороться с трудностями. Брат и  сестра — вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее. Митраша, чтобы доказать свою правоту, идет узкой тропкой — и чуть не погибает в болоте. Настя девочка жадноватая: увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. Настя отдает всю собранную ягоду детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.

Название «Кладовая солнца»  — это многозначный образ. «Кладовая  солнца» — это не только торф, который можно использовать как  источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа.

32

В отличие от других сказок здесь  герой, казалось бы, терпит поражение, но сказка учит маленького слушателя  ценить и понимать настоящих, требовательных друзей: Мойдодыр не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над  своими дурными привычками. Сказка «Мойдодыр » учит детей и даже взрослых, которые им читают произведение, быть аккуратными, умываться и чистить  зубы по утрам. Интересное произведение Чуковского в стихотворной форме  легко читается и запоминается.

 

 

34_35

Чарушин Е. И. (1901 - 1965) -- один из самых  любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни

животных. На самом же деле фамилия  ЧАРУШИН связана с существительным  ЧАРУША. Так в диалектных говорах  Урала называли форму для выпечки  сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал  человек пышнотелый, дородный. Евгений  Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана  Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Он оказал существенное влияние на застройку городов  Прикамья и Предуралья, огромного региона, где он был ведущим архитектором в том числе и из-за своего статуса -- главный губернский архитектор. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых

выхаживали и лечили. В самом  доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и  банки с рыбками, а ещё в  доме жил некто Бобка. Это был  пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес  «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал  ему о своих детских огорчениях». Во-вторых, кроме всего этого движущегося  и шевелящегося изобилия натуры всегда можно было сбегать в мастерскую чучельника, находившуюся в двух шагах  от дома Чарушиных. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя.

Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Сетон-Томпсон, Лонг, Биар -- вот его любимые авторы. Но однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А. Э. Брема «Жизнь животных». Такое уж это было совпадение, что Чарушин родился в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Его фундаментальный труд в семи томах была самая дорогая для Евгений Иванович Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом». И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма.

После окончания в 1918 году средней  школы, где он учился вместе с Юрием  Васнецовым, Чарушин был призван  в Красную Армию. Там его использовали «по специальности», и он был назначен помощником декоратора в культпросвете  Политотдела штаба Красной Армии  Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически  всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального  художника. В Вятке можно было учиться только в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата Но это было не серьезно, настоящей школы рисования губвоенкомат дать не мог. Юный Чарушин это понимал, и осенью того же года он уехал в Петербург. Заветная цель любого начинающего художника -- это Академия. И Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова.

По окончании учёбы Чарушин  пришёл со своими наработками в Детский  отдел Госиздата, которым заведовал  в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. В те годы власть перед художниками  задачу – создать принципиально  новые книги специально для маленьких  граждан советского государства. Книги  должны были быть высокохудожественными и, в то же время, информативными и интересно-познавательными. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника в его исканиях и творчестве. Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1930 году, «преисполненный до краёв  наблюдениями детства и охотничьими  впечатлениями я стал, при горячем  участии и помощи С.Я.Маршака, писать сам» . Чарушин Е. попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным-писателем и Чарушиным-художником.

До войны Евгений Иванович Чарушин  создал около двух десятков книг: «Птенцы» , «Волчишко и другие» , «Облава» , «Цыплячий город» , «Джунгли - птичий рай» , «Животные жарких стран» . Продолжал он иллюстрировать других авторов -- С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.

Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон  ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском  театре драмы, расписывал помещение  детского сада одного из заводов и  фойе дома пионеров и школьников. И  занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с

изображениями животных. Ещё до войны  он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки  животных и целые декоративные группы.

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая  медаль на международной выставке детской  книги в Лейпциге.

На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед  красотой мира природы. Он сам рассказывал  о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать -- садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал

деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес  собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в  своем саду, вместе с ней выкармливал  уток и тетеревов, и моя мать, очень  любящая все живое, передала мне  эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с  перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий  пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания. Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости... В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»

Мир животных посреди первозданной природы -- его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

 

 

35.Особенности творческой манеры Е.И.Чарушина. Циклы рассказов об охоте, о детях, о зверях.

Характерные особенности творческой манеры Е. Чарушина воплотились в сборнике «Большие и маленькие». Он состоит из коротких рассказов. Сюжетно рассказы представляют собой беседы птиц и зверей с их детенышами. Утка учит плавать утят: «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте!» 

Дятел разговаривает  с птенцами: «Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостами упирайтесь». Олениха кричит олененку: «Смотри на меня! Скачи как я!»

Главы этой книги так и называются: «Дятлы с птенцами», «Утка с утятами», «Олениха с олененком».

Последняя глава  книги — это прямое обращение  писателя к ребенку-читателю: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих  ребят учат еду добывать, себя спасать? Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно». 

Чарушин пишет  о животных с каким-то детским  восторгом, он будто следит за каждым шагом своих героев, чувствует  их мысли. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей  и учит их любить волшебный мир  зверей и птиц.

 

 

 

36

Детская литература , художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей литературы, объединившей литературные силы народов всех республик. Как и в литературе для взрослых, в советской Д. л. Поднимается множество разнообразных проблем народной жизни и жизни детей, но в доступной соответствующему возрасту читателей

форме. Художественная Д. л. многотемна, многожанрова, а научно-художественная — освещает все области знаний. Развивается Д. л. на научно-педагогической основе, издательские планы строятся по возрастам, тематическим и жанровым разделам. Обычно в понятие Д. л. включается также широкий круг произведений для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения, — прежде всего, произведения народного творчества и классиков. В круг чтения русских детей вошли сказки и стихи А. С. Пушкина, баллады В. А. Жуковского, басни И. А. Крылова, стихи и поэмы М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Ш. Руставели, В. В. Маяковского, Н. С. Тихонова, Я. Купалы, Я. Коласа, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, К. М.Симонова, Р. Гамзатова, рассказы и повести Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина, Н. Г. Гарина, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Д. А. Фурманова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, В. П. Катаева, Н. А. Островского, Л. С. Соболева, Б. Н. Полевого и многих др.

Информация о работе Шпаргалка по "Детской литературе"