Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпуркенция.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

 

25. Культура и личность.

Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип  личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое  в культуре. Можно сказать, личность- это движущая сила и создатель  культуры, а также главная цель ее становления. Каждый человек выступает  по отношению к культуре в нескольких ролях:как продукт культуры: как  потребитель культуры: как производитель  культуры: как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в  своей жизни и деятельности, человек  тем самым передает информацию о  них другим людям.

 

27. Культура и природа. 

Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. На первый взгляд может показаться, что они противоположны, поскольку культура, по определению, есть неприрода, внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа — мать всего созданного человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Восточные и западные типы  культур. 

1. Основой письменной культуры  Запада является алфавит - совокупность  знаков, выражающих звуки. Для  восточной культуры характерен  иероглиф, фиксирующий значение. . В  западной культуре наука направлена  на преобразование природы, отсюда  природа воспринимается как чуждая  человеку сила. "Опыт" - метод  науки нового времени, образован  от слова "пытка". Человек  "пытает" природу, добиваясь  от неё насилием раскрытия  тайн. В восточной культуре наука  ищет тождества, единства природы  и человека, природы и культуры. Для западной культуры характерен "вещизм", "товарный фетишизм" - "покупать, покупать, покупать", инстинкт собственника. Для восточной - "минимизация" потребностей. Например, в убранстве традиционного японского дома. Внетекстовое молчание означает отсутствие смысла - в западной культуре. В восточной культуре - молчание есть способ постижения смысла. В западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: "истина - неистина". В восточной культуре познание - средство нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла

 

32.  Этническая и национальная  культура.

Этническая культура- обусловлена природной средой. В ней выражается вековой народный опыт жизни рационального ведения хозяйства в данных природных условиях.. Она охватывает главным образом, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она усваивается с детства в процессе жизненного опыта. Охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе «обычай предков». Ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, в фольклоре и народных промыслах, народной медицине и пр. является исходной базой в формировании национальной культуры.

Национальная культура - Это синтетический тип культуры, основанный на территориальном единстве и национально экономическом интересе. Овладение ее достигается на основе письменности и образовании, самообразования. Она воплощается в философии, науке, искусстве, социально – политическом и технологическом развитии общества.

 

33.  Языческая культура восточных  славян.

 Эпохе первобытнообщинного  строя у восточных славян соответствовала  языческая религия. Славянское  язычество — это целый комплекс  верований, представлений, обрядов,  который пришел из древнейших  времен и в котором отразилась  полнейшая зависимость древних  людей от сил природы. Древние  славяне представляли окружающий  их мир наделенным добрыми  и злыми духами. Боги и духи  находились везде: в дожде и  в солнце, в лесу и под порогом  дома, в воде и в земле. Одни  помогали человеку в его производительной  деятельности, другие, напротив, тормозили  ее. Славяне старались со всеми  найти общий язык, умилостивить  одних и напугать других. когда  появилось земледелие, — зародился  культ Рода и Рожаниц.  Постепенно  многие из функций Рода перешли  в «ведение» других богов. У  Рода появились «помощники» —  Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял  пробуждающуюся весну. Купала  рассматривался как плодотворящее  божество лета. Весьма почитался  славянами бог Волос (Велес)  — покровитель скота и скотоводства. В VIII—IХ вв. складывается «божественная»  картина, где каждому божеству  есть свое место. 
Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная. варожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. Стрибог — бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Мокошь (Макошь) — покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли. Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун — повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов. 


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"