Специфика различных видов средств массовой информации и их аудитории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло.
Информационное общество- отдельная ячейка, отдельный мир, который управляет нами, которое пытается подстроить нас под себя. Тему СМИ можно считать актуальной не только на данном этапе развития нашего общества, но и на последующих.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты СМИ
1.1 Понятие средств массовой информации
1.2 Виды средств массовой информации
Заключение по первой главе

Глава II. Аудитория и информация
2.1 Понятие, характеристики.
2.2 Отношение аудитории к СМИ
2.3 Информационные потребности аудитории
Заключение по второй главе

Глава III Влияние СМИ
3.1 Влияние СМИ на поведение в обществе
3.2 Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

 Однако настоящее время господствуют гласность и плюрализм. Из-за отсутствия традиций  идеологизированного формирования общественного мнения при создании политического пространства проблемы сохраняются.

 Однако, множество средств массовой информации России программируются различными социально-политическими субъектами, зачастую, в теневой форме. Этот процесс затрудняет контролируемое демократическое развитие российских средств массовой информации.

 

 

 

    1.  Виды средств массовой информации

Итак, существуют следующие  виды средств массовой информации:

Вид СМИ № 1 – печатные издания. Пожалуй, по совокупности выданных свидетельств о регистрации самый массовый. К данному виду СМИ относятся газеты, журналы, буклеты, справочники, брошюры и т.д, которые имеют постоянное название, издаются 1 раз в год и чаще, а также имеют другие признаки средства массовой информации.

Вид СМИ № 2 – сайты. Современное  законодательство не обязывает регистрировать сайты как СМИ. Однако, это позволительно. Коллективы, зарегистрировавшие свои сайты как СМИ, приобретают те же права, что и коллективы других СМИ. Подробнее о плюсах регистрации  сайта как СМИ здесь.

Вид СМИ № 3 – телепрограмма. Этот вид средства массовой информации наиболее затратный и в то же время  наиболее высокоэффективный, если правильно  организовать вещание. Существуют несколько  способов организации вещания. В  законодательстве эти способы завуалированы, на этом сайте все способы организации  вещания раскрыты и вполне доступны для самостоятельной организации.

Вид СМИ № 4 – радиопрограмма. При правильной организации вещания  и в умелых руках по эффективности  и прибыльности может сравняться с некоторыми телепрограммами, хотя как конкурент не рассматривается. Сейчас многие телевизионщики предпочитают вдобавок иметь и сопутствующую  радиостанцию. Также рекомендую почитать о способах организации вещания.

 

Вид СМИ № 5 – видеопрограмма. Под данным средством массовой информации понимается какой – любой видеоматериал, транслируемый периодически на каких-либо технических средствах.

Вид СМИ № 6 – кинохроникальная программа. Название говорит само за себя, данный вид СМИ наимение популярен ввиду своей специфичности.

Вид СМИ № 7 – информационное агентство. Функция информационных агентств ориентирована на сбор информации (новостей), и передача этой информации для распространения редакциям  СМИ, описанным выше. Информационные агентства, зарегистрированные как СМИ в установленном порядке приобретаю все соответствующие права.[5]

 

Заключение по первой главе.

Знать и различать виды СМИ важный компонент нашей жизни. Понятийный характер СМИ так же является важной составляющей жизненного опыта.

Все это является базой для дальнейшего изучения темы о средствах массовой информации.

 

Глава II.  Аудитория.

2.1 Понятие, характеристики

Как нет артиста без  слушателя, так нет и СМИ без  читателя.

То, что раньше называлось "аудиторией", сейчас следует называть "пользователями". Можно ли называть "аудиторией" активную часть пользователей  медиа, способную активно выбирать из тысячи информационных, образовательных и развлекательных опций? Правильно, нет. Некоторые называют таких пользователей "полновластными потребителями информационной эпохи". Мы предпочитаем менее претенциозный термин — "медиапользователь".

Реальным объектом соц. изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные общественные группы в определенной системе отношений —отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, ТВ. При этом такие отношения рассматриваются и в более широкой системе социальных отношений.

Исследователю нельзя объяснять, а практику прогнозировать поведение аудитории, исходя лишь из социально-профессиональных) характеристик.[5]

Аудитория СМИ - специфическая социально-коммуникативная общность. Под аудиторными аспектами массово-коммуникационной деятельности в широком смысле понимаются те из них, которые обусловлены внутренними характеристиками различных групп аудитории СМИ, формирующихся чаще всего как по объективным, так и по субъективным критериям. К числу этих критериев относятся: усвоение и присвоение общих качеств, чувств, потребностей, интересов, жизненных целей, а также особенности личности субъектов, входящих в данную группу, систему их диспозиций и т.д. Причем сущность таких групп определяют прежде всего механизмы самосознания: из числа относительно устойчивых - нормы, традиции, стереотипы, ценностные ориентации и установки, потребности, «опредмеченные» в продукции СМИ в форме «примеров из жизни» и систематически транслируемые; из числа подвижных — общественное мнение

Характерные черты:

- устойчивость(система распространения - подписки, покупка радио, тв) Данные ряда исследований позволяют предположить, что статистическая граница аудитории и не аудитории (реальной аудитории и не аудитории) ежедневных газет, радио и телевидения пролегает между следующими мерами регулярности обращения“несколько раз в неделю” и “один раз в неделю”(т. е. если уж люди пользуются данным средством массовой информации, то делают это не реже одного раза в неделю, а чаще всего - несколько раз в неделю). Соотношение потенциальной и реальной аудитории, аудитории и не аудитории, регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИ. Причем такие показатели следует рассматривать как базовые или как условие для достижения всех других, которые не могут быть получены без контакта с аудиторией, и прежде всего аудиторией расчетной.[7]

2.2 Отношение  аудитории к СМИ

Есть мнение, что теория многоступенчатого потока информации работает лишь в периоды значительных социальных потрясений. В обычное  время действует прямая связь "индивид  – СМИ", т. е. СМИ оказывают влияние  на своих потребителей без посредников  в лице "лидеров мнений". Отметим, что теорию двухступенчатого потока информации рассматривают не только в связке "СМИ – аудитория", но и в связке "СМИ – СМИ". Внутри СМИ есть свои "лидеры мнений", авторитетные качественные издания  и телеканалы, которые оказывают  влияние не только на публику, но и  на своих коллег-журналистов из менее престижных масс-медиа, и на политиков.

Так же , выделяют реальную, расчетную и потенциальную аудитории. Реальная аудитория – это все те индивиды, которые являются потребителями определенного органа СМИ. Потенциальная аудитория – это те индивиды, которые могут войти в реальную аудиторию после ряда мероприятий со стороны редакции: увеличение тиража, площади распространения, проведения массированной рекламы, введения новых тем и рубрик. Расчетная аудитория – те слои и группы населения, на которые рассчитан орган СМИ, в которых он заинтересован видеть своих потребителей.

Эффективная политика СМИ  в отношении аудитории складывается из трех факторов:

четкого планирования расчетной  аудитории, определения реальной аудитории, укрепления контактов с аудиторией, и, как следствие, ее расширения. Частных вариантов политики редакции по отношению к аудитории может быть множество: удержание реальной аудитории, сокращение аудитории с претензией на элитарность, расширение аудитории за счет привлечения самых широких слоев и групп населения.

 

Для изучения аудитории необходимо учитывать социально-демографические  сведения (пол, возраст, профессия, место  жительства), состояние массового  сознания аудитории (взгляды, убеждения, стремления, ориентированность в  общественно-политической жизни), информационное поведение (источники получения  информации, отношение к различным  изданиям и программам, затрагиваемым  в СМИ темам, информационные запросы, мотивы обращения к СМИ). Знание этих параметров позволит редакции выявить состояние и потребности аудитории и сообразно с ними строить свою информационную политику. В перестроечной и постперестроечной отечественной журналистике можно выявить три этапа, связанные с аудиторными потребностями. На первом этапе в центре внимания находились политика, история, связанные с ними разоблачения. Удовлетворив информационный голод, аудитория потребовала развлечений буржуазного обывателя: пресса "пожелтела" на глазах, в телеэфире начали обживаться шоу, игры и сериалы, на радиоволнах развернулась экспансия музыкальных FM-станций. На третьем этапе наиболее востребованной оказалась прикладная и справочная информация (реклама, советы и рекомендации по самому широкому спектру человеческой деятельности).

Следует заметить, что потребности  аудитории и интересы аудитории  – вещи неоднозначные. Интерес всегда находится на поверхности, он руководит  поиском информации. Потребности  – то, что необходимо, полезно  аудитории, но не всегда может ею осознаваться. В этой связи выделяют три типа поведения СМИ по отношению к  аудитории. Лобовой – удовлетворение потребностей, не связанное с интересом. Хвостистский – удовлетворение интересов при полном невнимании к потребностям. Реалистический – творческое сочетания внимания к интересам и потребностям..[9]

 

2.3 Информационные  потребности аудитории

Существуют различные  типы издании, которые зависят от характера аудитории.

-общенациональные(все, кто живет на территории страны)

-межрегиональные

-международные

-территориальных общностей( областные, городские и др СМИ)

-для профессиональных  групп (определенной направленности)

-для социальных групп

-для возрастающих групп  (подростки и т.п)

-для женщин и мужчин

-для родителей

-для верующих

Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп  СМИ.[1]

Информационные потребности  следует рассматривать как потребности  в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям  для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них  картины мира, для выбора линии  поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего  равновесия и согласованности с  социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т. п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении информационных потребностей населения.  
 
При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. 

Следует различать данные понятия, так как тематические интересы ,это нечто субъективное. Зависящие от ситуации, социальных и психологических факторов.[2]

Все содержание информационных потребностей и природа тесно  связаны с жизнедеятельностью  человека. Необходимо принимать во внимание все социальные роли которые выполняет человек, где находится, чем занимается.

Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ  жизни населения. Это позволяет  объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины  неодинаковой эффективности использования  отдельных каналов информации определенными  группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и общественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т. е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности. Функции, которые выполняют СМИ, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории. 

Увеличение разнообразия информации и есть тенденция. Изучив информационные потребности можно  отследить нужность каждого из видов  СМИ.

Заключение по второй главе.

Необходимо понимать на какую аудиторию направлена та или иная информация. Информационное поле огромное. И различать что и куда идет- важно. От этого зависит эффективность распространения того, что пытаются до нас донести.

 

Глава III  Влияние СМИ

3.1 Влияние СМИ на поведение в обществе молодежи

Эта проблема очень актуальна  в наше время, так как находясь в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет и слушать прогноз погоды на день, на волнах полюбившейся FM - радиостанции.

Информация о работе Специфика различных видов средств массовой информации и их аудитории