Средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:04, контрольная работа

Краткое описание

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Содержание

1.Понятие, основные каналы и функции средств массовой информации в современном обществе
2.Особенности политического влияния средств массовой информации
3.Политическое манипулирование и пути его ограничения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие, основные каналы и функции средств массовой информации в современном обществе

 

  1. Особенности политического влияния средств массовой информации

 

  1. Политическое манипулирование и пути его ограничения

Заключение

Список  литературы

1. Понятие, основные каналы  и функции СМИ в современном  обществе

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние  десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения  вследствие распространения спутниковой  связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями  и силой воздействия, которые  зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние  оказывают аудиовизуальные СМИ  и прежде всего радио и телевидение.

Функции СМИ разнообразны. В любом  современном обществе они в той  или иной форме выполняют ряд  общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении  и распространении сведений о  наиболее важных для граждан и  органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (например прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ  позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах  лишь в том случае, если она выполняет  и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных  образовательных учреждений — школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдо-рациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно  связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная  и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных  и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к  нарушителям, их контроль часто не менее  эффективен и даже более строг, поскольку  они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или  иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации результатов которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют  конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов  осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими институтами, и  прежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического  влияния. Однако без использования  СМИ и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

В современном мире доступ к СМИ  — необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ — это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции  СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций СМИ  не исчерпывается вышеназванными. Некоторые  ученые, подходя к этому вопросу  с других позиций, выделяют такие  их функции, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная — обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, — одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих  функций в политической системе  способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность  и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму скрытого, манипулятивного господства правящих слоев и классов.

2. Особенности политического  влияния средств массовой информации

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается  в специальных средствах информационного  обмена, в установлении и поддержании  постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может  функционировать на основе рыночного  саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.

В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение  людей с помощью информирования и аргументации, построенной в  соответствии с законами логики. Эта  модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование  СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти  и вражды, однако и в них различные  политические силы для пропаганды своих  идей и ценностей широко применяют  методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется  в периоды избирательных кампаний.

Живое слово и зрительный образ  обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко  может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние  на политику СМИ осуществляют через  информационный процесс. Основными  этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия.

Непосредственное обладание такой  властью — прерогатива СМИ. Они  не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и  сами добывают и оформляют их, а  также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько  разнообразен и противоречив, что  самостоятельно разобраться в нем  не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому  отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование — важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

Одно из важнейших средств политического  влияния СМИ — определение  тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что  не нужно выносить на суд общественности. Выбор политических тем и требований осуществляется не только в зависимости  от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под  влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в  современном рыночном обществе. В  нем главный критерий успеха СМИ  и условие выживания большинства  из них — внимание публики. Для  того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа, подчас даже не осознавая этого, при выборе тем публикаций и передач обычно руководствуются следующими общими принципами:

1. Приоритетность, важность (действительная  и мнимая) и привлекательность  темы для граждан. В соответствии  с этим принципом наиболее  часто сообщения СМИ касаются  таких, например, проблем, как  угроза миру и безопасности  граждан, терроризм, экологические  и иные катастрофы и т.п.

2. Неординарность фактов. Это означает, что информация об экстремальных  событиях — голоде, войнах, необычайно  жестоких преступлениях и т.д.  — доминирует над освещением  явлений будничной, повседневной  жизни. Этим объясняется, в  частности, склонность СМИ к  информации негативного характера  и сенсациям.

Информация о работе Средства массовой информации