Закон о средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:36, методичка

Краткое описание

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Закон о Сми.docx

— 118.17 Кб (Скачать файл)

 
 

27 декабря 1991 года

N 2124-1


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

 

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов

от 13.01.1995 N 6-ФЗ, от 06.06.1995 N 87-ФЗ,

от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,

от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ,

от 05.08.2000 N 110-ФЗ, от 04.08.2001 N 107-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,

от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,

от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,

от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

 

(см. Обзор изменений данного документа)

 
 

 

Глава I. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

 
 

 

Статья 1. Свобода массовой информации

 

В Российской Федерации 

 

поиск, получение, производство и распространение массовой информации,  

 

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, 

 

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических  устройств и оборудования, сырья  и материалов, предназначенных для  производства и распространения  продукции средств массовой информации,  

 

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о средствах массовой информации.

 
 

 

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

 
 

 

Для целей настоящего Закона: 

 

под массовой информацией  понимаются предназначенные для  неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения  и материалы; 

 

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер  и выходящее в свет не реже одного раза в год;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических  аудио-, аудиовизуальных сообщений  и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая  в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовойинформации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила; 

 

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;  

 

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее  окончательные решения в отношении  производства и выпуска средства массовойинформации;  

 

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений  и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию; 

 

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое  обеспечение производства продукции  средства массовой информации, а также  приравненное к издателю юридическое  лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода; 

 

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение  продукции средства массовойинформации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях; 

 

под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под  постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм  и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ) 

 

под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала  и его распространение в установленном  порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ) 

 

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

 
 

 

Статья 3. Недопустимость цензуры

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения (пункт "б" статьи 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, подпункт 14 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ).

 

 

 

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. 

 

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или  должностей, в задачи либо функции  которых входит осуществление цензуры  массовой информации, - не допускается.

 
 

 

Статья 4. Недопустимость злоупотребления  свободой массовой информации

 
 

 

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую закономтайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

Запрещается использование  в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

Запрещаются распространение  в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральнымизаконами.

(часть третья введена Федеральным законом от 20.06.2000 N 90-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической  операции определяется руководителем  контртеррористической операции.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ) 

 

При освещении контртеррористической  операции запрещается распространение  в средствах массовойинформации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

(часть пятая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

 
 

 

Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

 
 

 

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Законаи издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)  

 

Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации  и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящимЗаконом, применяются правила межгосударственного договора.

 
 

 

Статья 6. Применение Закона

 
 

 

Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. 

 

Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства  пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

 
 

 

Информация о работе Закон о средствах массовой информации