Агрессия средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работ: явление речевой агрессии в СМИ.
Задачи контрольной работы:
- Выяснить, как именно проявляется агрессия в СМИ
- Классифицировать речевую агрессию по видам
- Определить последствия речевой агрессии
- Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессия в средствах массовой информации.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современном мире средства массовой информации занимают достаточно большую нишу в духовной жизни  общества. И, к сожалению, сейчас стало  повсеместно проявляться явление  речевой агрессии. Это происходит по многим причинам: снижение контроля за соблюдением речевых, лексических, этических норм; социальные, психологические  предпосылки; падение культурного  уровня населения. Речевая агрессия в СМИ проявляется по разному: жаргонизация, упрощение языка СМИ  до бытового уровня (нередко это  делается с целью показаться читателю «своим»), использование недопустимых этическими нормами речевых средств.

Цель данной контрольной  работ: явление речевой агрессии в СМИ.

Задачи контрольной работы:

- Выяснить, как именно проявляется агрессия в СМИ

- Классифицировать речевую агрессию по видам

- Определить последствия речевой агрессии

- Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.

 

 

 

Глава I. Различное определение понятий речевой агрессии в СМИ

 

Речевая агрессия - явление  многогранное, которое может затронуть  практически все сферы жизни  человека по причине того, что общение  фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия»  по-разному трактуется исследователями.

Речевая агрессия – осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное  и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности  сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.

Речевая агрессия как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное  открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее  целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. д.) или поражение  в полемике».

Речевая агрессия – намеренная нацеленность на оскорбление или  причинение вреда человеку посредством  речевых различных речевых способов.

Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к определению, так как речевая агрессия осуществляется при помощи речи и влияет на сознание человека. А изменения личностных установок причинение вреда человеку это уже следствие негативного  влияния на сознание

 

I.I. Виды речевой агрессии

 

Психологическая трактовка  видов речевой агрессии.

Активная прямая агрессия. К этому виду вербальной агрессии относятся командные высказывания. Хaрaктеристики: 1) требует немедленного подчинения); 2) угрожает неприятными  последствиями 3) использует словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), проявляет сарказм или высмеивает.

Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.

Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.

Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные  объяснения или пояснения.

Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:

Эксплицитная речевая  агрессия – ярко выраженное влияние  на сознание с целью навязывания  своих идей, точки зрения.

Имплицитная речевая агрессия – скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание  своих идей, точки зрения.

По интенсивности речевой  агрессии можно выделить следующие 2 вида:

1) Сильная речевая агрессия  – явная брань или ругательства (такое можно нередко увидеть  в публичных дискуссиях В.В.  Жириновского), когда говорящий не  скрывает своего желания оскорбить  оппонента.

2) Слабая (стертая) речевая  агрессия – агрессия по отношению  к оппоненту наблюдается, но  при этом соблюдаются все нормы  вежливости (в качестве примера  можно привести иронию)

По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:

1) Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая  агрессия. Данный вид речевой  агрессии характеризуется тем,  что агрессор хотел именно  повлиять (оскорбить) оппонента,  и это было его главной целью.

2) Неосознанная или осознанная  недостаточно речевая агрессия. Данная речевая агрессия характеризуется  тем, что оскорбление или оказание  влияния на оппонента не является  главной целью невольного агрессора  (например это используется при  попытке говорящего своей репликой  повысит себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других). К данному пункту можно отнести агрессию как способ защиты (часто наблюдается в телевизионных дискуссиях).

 

I.II. Способы речевой агрессии

 

1) Немотивированное, затрудняющее  понимание текста использование  иноязычной лексики

2) Экспансия жаргонизмов

3) Инвективная лексика (Инвективная лексика – лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами ;может быть использована словесно или письменно)

4) Языковая демагогия

5) Излишняя метафоризация

6) Использование устойчивых  выражений, пословиц и поговорок,  связанных с негативно оцениваемыми  ситуациями

7) Использование имен  нарицательных, соотносимых с  определенными отрицательно оцениваемыми  явлениями

8) Выражение состояния  адресата, свидетельствующего о  его отношении к определенному  событию, поступку, ставшему причиной  этого состояния.

В газетной речи одним из самых распространенных средств  выражения субъективного негативного  отношения к кому-, чему-либо является экспрессивная лексика, а также  тропы - метафоры и сравнения, которые  явно преобладают над нейтральными синонимами, выражающими то же понятие. Часто в газетном тексте, кроме  экспрессивных (в том числе грубых) слов, активно используются метафоры и сравнения на основе лексики, называющей опасных животных, общественно порицаемые или явно «низкие» реалии жизни. Эффект агрессии здесь вызван радикализмом оценки и тем, что тексты чрезмерно насыщены «негативной» риторикой. В газетных текстах, направленных на отрицательное влияние на сознание,происходит искусная замена аргументов на эмоции автора, а здоровая полемика - критикой не позиций, а личностей.

Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной  лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося  в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся  слова и выражения, заключающие  в своей семантике, экспрессивной  окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить  адресата речи в наиболее резкой форме

Из-за частоты проявления речевой агрессии, лингвисты стали  всесторонне изучать, как именно это явление проявляет себя в  различных сферах общественной жизни. Л.П. Крысин пишет: “Вообще, если пользоваться не строго лингвистическими терминами, а оценочными, в наши дни чрезвычайно  высок уровень агрессивности  в речевом поведении людей. Необыкновенно  активизировался жанр речевой инвективы, использующий многообразные образные средства негативной оценки поведения  и личности адресата - от экспрессивных  слов и оборотов, находящихся в  пределах литературного словоупотребления, до грубо просторечной и обесценной лексики. Все эти особенности  современной устной и, отчасти, книжно-письменной речи - следствие негативных процессов, происходящих во внеязыковой действительности; они тесно связаны с общими деструктивными явлениями в области  культуры и нравственности” (Крысин 1996: 385-386). Исследования вербальной агрессии ведутся в разных направлениях. Вербальная агрессия осмысляется в аспекте  экологии языка как выражение  антинормы, как средство засорения  речи. Проявления речевой агрессии исследуются в жанрах разговорной  речи как факторы, оказывающие отрицательное  эмоциональное воздействие на адресата, как коммуникативная стратегия  в ситуации конфликта. Обращение  к изучению обесценной лексики русского языка тоже свидетельствует об интересе к вербальной агрессии.

 

I.III. Речевая агрессия как способ оскорбления

 

В настоящее время СМИ  часто используют речевую агрессию для уничижения какого-то субъекта (объекта). Это происходит при недостатке аргументов для объективной критики.

Инвективная лексика часто  фигурирует в средствах массовой информации в прямой речи людей, у  которых журналист берет интервью (так например в интервью тележурналисту малообразованные люди говорят слова, которые цензоры не имеют права  озвучить («запикать»), но которые могут  оскорбить кого-то из телезрителей).

Как эксплицитное проявление речевой агрессии можно рассматривать  употребление жаргонных слов. Исследователи  отмечают экспансию в СМИ лексики  малых социумов, жаргонизацию и даже криминализацию языка.

Чем же можно объяснить  жаргонизацию СМИ? Это объясняется тем, что средства массовой информации стремятся показаться читателю (зрителю или слушателю) своим. Кроме того, в языке СМИ жаргонная единица часто выступает как характерологическое средство при описании той или иной эпохи, времени или же речевых особенностей тех или иных персонажей.

Имплицитно речевая агрессия реализуется через средства выражения  иронии. Поэтому, пользуясь ими, пишущий  должен быть очень осторожен: люди, ставшие жертвой насмешки, могут  принять ее за публичное оскорбление. В СМИ недопустимы выражения, граничащие с цинизмом, тем более  в тех случаях, когда они употребляются  в качестве заголовка.

Средством емкой, экспрессивной  характеристики кого-, чего-либо в современной  художественной литературе и публицистике служат так называемые прецедентные тексты. К их числу лингвисты относят  как собственно тексты (например, тексты анекдотов, реклам, песен, определенных художественных произведений), так и отдельные высказывания (типа счастливые часов не наблюдают), а также антропонимы и топонимы (Обломов, Хлестаков, Иван Сусанин, Чернобылъ), связанные с известным;: текстами или с какими-то значимыми ситуациями. Все виды прецедентных текстов имеют общие свойства: во-первых, они хорошо известны большинству членов того или иного лингво-культурного сообщества; во-вторых, они являются символами определенных понятий или ситуаций; в-третьих, могут функционировать как свернутые метафоры. По сути, это своего рода цитаты, которые способны не только вызвать в памяти человека представление о каком-то герое, сюжетной ситуации или событии, но и - главное - активизировать определенное эмоционально-оценочное восприятие. Бойкое журналистское перо нередко использует прецедентный текст для выражения ядовитой иронии и сарказма в отношении тех или иных лиц:

К особому виду имплицитной  речевой агрессии можно отнести  приемы языковой демагогии, т.е. непрямого  воздействия на адресата, «когда идеи, которые необходимо внушить ему, не высказываются прямо, а навязываются исподволь путем использования  возможностей, предоставляемых языковыми  механизмами». В качестве средства эмоционального давления на читателей  нередко употребляется логический эллипсис, как, например, в заголовке:

К проявлениям речевой  агрессии можно отнести и перегруженность  текста негативной информацией, основная цель которой - произвести впечатление  на потенциального покупателя газеты.

 

Глава II. Случаи речевой агрессии в СМИ

 

Речевая агрессия в средствах  массовой информации носит несколько  иной характер, чем при межличностной  агрессии. Это происходит по причинам, которые будут оговорены ниже. Поэтому Л.М.Майданова выделяет следующие случаи речевой агрессии в средствах массовой информации:

1. автор своим материалом  прямо призывает адресата к  агрессивным действиям против  предмета речи;

2. автор своим представлением  предмета речи вызывает или  поддерживает в адресате агрессивное  состояние;

3. автор агрессивно вводит  предмет речи в сферу адресата  и побуждает его совершить  не агрессивное, но прямо или  косвенно выгодное автору действие 

 

II.I. Речевая агрессия на телевидении

 

На телевидении в различных  дискуссионных телепередачах, интервью и тому подобных программах очень  часто возникает проявление речевой  агрессии. Это вполне объяснимо, ведь каждый коммуникант старается повлиять на остальных участников дискуссии, чтобы захватить коммуникативное  пространство. Но так как на телевидении  есть определенная цензура, то публичный  дискусс, а соответственно и речевая  агрессия принимает иные формы. Итак, основные отличия дискуссий на телевидении:

1) Равноправие коммуникантов,  несмотря на социальный статус.

2) Примерно одинаковое  время, отведенное для высказывания  каждого коммуниканта.

3) Наличие цензуры.

4) Речь всех участников  дискуссий должна быть понятна  телезрителю и другим коммуникантам.

5) Контроль за ходом  дискуссии осуществляет ведущий.

Эти правила должны быть обязательны к исполнению на телевидении, но они перестают соблюдаться, как  только один или несколько коммуникантов  пытаются захватить коммуникативное  пространство. И здесь они часто пользуются речевой агрессией как инструментом, который способен повлиять на массовое сознание телезрителей

Информация о работе Агрессия средствах массовой информации