Специфика различных видов средств массовой информации и их аудитории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло.
Информационное общество- отдельная ячейка, отдельный мир, который управляет нами, которое пытается подстроить нас под себя. Тему СМИ можно считать актуальной не только на данном этапе развития нашего общества, но и на последующих.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты СМИ
1.1 Понятие средств массовой информации
1.2 Виды средств массовой информации
Заключение по первой главе

Глава II. Аудитория и информация
2.1 Понятие, характеристики.
2.2 Отношение аудитории к СМИ
2.3 Информационные потребности аудитории
Заключение по второй главе

Глава III Влияние СМИ
3.1 Влияние СМИ на поведение в обществе
3.2 Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Специфика различных видов  средств массовой информации и их аудитории

 

Введение

Глава 1.  Теоретические  аспекты СМИ

1.1 Понятие средств массовой информации

1.2 Виды средств массовой информации

Заключение по первой главе 

 

Глава II. Аудитория и информация

2.1 Понятие, характеристики.

2.2 Отношение аудитории  к СМИ

2.3 Информационные потребности  аудитории

 Заключение по второй  главе 

 

Глава III Влияние СМИ

3.1 Влияние СМИ на поведение в обществе

3.2  Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность

Заключение

 

 

 

Введение 

Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что  он живет в обществе, принимает  или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в  нужное русло.

Информационное общество- отдельная ячейка, отдельный мир, который управляет нами, которое пытается подстроить нас под себя. Тему СМИ можно считать актуальной не только на данном этапе развития нашего общества, но и на последующих.

Человек ежеминутно получает информацию, даже не думая о том, откуда он ее получает. СМИ влияет на ваш выбор, примером того является даже то, какой майонез вы купите, где  купите диван или куда пойдете  вечером.

Сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации  (включая  новости, развлекательные программы и рекламу), содержат множество информации о социальных проблемах, поскольку именно медиа являются основным способом и главным источником информирования общественности о трудностях функционирования социального “организма” и , таким образом, играют важную роль  в общественном восприятии , определении и формировании установок в отношении социальных проблем. Исследования установления пунктов повестки дня обнаруживают корреляцию между освещением социальных проблем в новостях и тем , что общественность считает наиболее серьезными, имеющими решающее значение вопросами.

Основными функциями средств  массовой коммуникации информации, образования, создания общественного мнения и  воспитания находят свое место в  конкретных жанровых формах.

 

Актуальность  темы исследования : Средства массовой информации занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной стороны они призваны информировать и просвещать аудиторию - трансляция объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества. Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.

Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ  мышления своей аудитории является безусловным. Это, прежде всего, проявляется  в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально  формирует определенное периодическое  издание, им же и старается соответствовать. Читатель просто должен перенимать проявляющиеся  в текстах, рекламе, фотографиях  образцы поведения и соответствовать  предложенному стилю жизни, потому что глянцевые журналы, как правило, создают для аудитории привлекательный  мир сбывшихся надежд, а качественные к тому же и развивают читателя интеллектуально.

 

Цель: выявить основные формы влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни аудитории.

В качестве  объекта выступают различные виды СМИ

Предмет: публикации, фотографии, видео ролики.

Задачи исследования:

- проследить влияние СМИ на  формирование стиля жизни;

-охарактеризовать  понятия и разграничить виды  СМИ

-выявить  внешнее влияние СМИ на аудиторию  и общество

Теоретическая база: в основу исследования легли работы российских теоретиков в области средств массовой информации (А.И.Акопова, Е.А.Корнилова), диссертационные работы ставропольских аспирантов (О.В.Зиминой, Н.А.Водопьяновой, Л.Е.Климовой, С.А.Орлянского).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  аспекты СМИ

    1. Понятие средств массовой информации

Информированность общества – один из важнейших факторов его  прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных  и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими  своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования  систем, технологий и средств информации, а с другой – путем правового  регулирования условий и гарантий этого процесса. Особое значение принадлежит  массовой информации, которая собирается и распространяется специальными публичными и частными учреждениями – информационными агентствами, а также газетами, журналами и другими периодическими печатными изданиями, радио и телевидением, которые в совокупности своей именуются средствами массовой информации.

Одна из задач СМИ –  собственно информирование общества обо  всем, что представляет или может представлять интерес для него или его составных частей. Например, специализированные официальные органы печати, упоминаемые подчас в конституциях, публикуют без каких-либо комментариев тексты законов и других правовых актов. Например, ч. 3 ст. 88 Конституции Болгарии упоминает в этой связи «Дыржавен вестник» («Государственный вестник»), а ч. 1 ст. 82 германского Основного закона – «Бундесгезетцблатт» («Федеральный вестник законов»),

Однако такая задача в  чистом виде осуществляется СМИ достаточно редко, скорее как исключение из правила. А правило заключается в том, что отбор информации и способ ее подачи используются для внесения в сознание читателей, зрителей и слушателей определенных идей, для побуждения к определенной деятельности или определенному поведению. Эта задача СМИ может быть охарактеризована как идеологическая или политическая. При этом чем выше степень политизированности общества, чем сильнее накал политической борьбы, тем значительнее роль СМИ в политическом процессе, тем ярче проявляется их политико-идеологическая функция.

СМИ взаимодействуют с  различными элементами политической системы, прежде всего с государством и  политическими партиями и особенно в ходе избирательных и подобных политических кампаний. Государство и политические партии весьма часто выступают учредителями СМИ и доводят через них до всеобщего сведения свои политические платформы, программы, установки.

В зависимости от политико-идеологических пристрастий отдельные СМИ пытаются воздействовать определенным образом  на общественное сознание: концентрируют  внимание только на положительных или  только на отрицательных моментах программ и деятельности политических институтов, преувеличивают или преуменьшают различия между политическими программами, порой сводя их к абсурду, активно  обсуждают личности политических деятелей, их публичные высказывания и частную  жизнь и т.д. На базе этой информации у избирателей формируются представления о тех или иных партиях, тех или иных деятелях, а уже этими представлениями во многом определяется политическое поведение избирателей, в частности голосование за те или иные партийные списки, тех или иных кандидатов, те или иные варианты решений, принимаемых путем референдума.

Стремясь заручиться доверием возможно большего числа зрителей, читателей, слушателей, многие из которых  предпочитают получать информацию, не сдобренную политическими предпочтениями, СМИ нередко объявляют себя независимыми, хотя в действительности независимы лишь очень немногие из них.

С государством и его органами СМИ связаны двояко: как объект управления со стороны государства  и как инструмент политического  воздействия на него. Государство  регулирует статус СМИ, а будучи учредителем  конкретных СМИ, определяет их политический курс. С другой стороны, СМИ могут  способствовать или препятствовать принятию определенного законодательного акта, совершению правительством и  его органами определенных политических акций, и даже отставка того или иного  государственного деятеля может  быть подготовлена или предопределена деятельностью СМИ. Они, таким образом, выступают по отношению к государству  как некий социальный контролер, и в этом смысле оправдано условное определение их как «четвертой ветви власти».

Идеологическая функция  СМИ проявляется и в их способности  создавать, распространять, мотивировать и в известной мере охранять социальные ценности государства и общества. Они играют существенную роль в формировании у личности, социальной группы определенных политических, правовых, нравственных позиций.

Осознанному поведению (законопослушному или нет) всегда предшествует определенное восприятие нормативных предписаний. Прежде чем правила, нормы поведения  будут воплощены в реальную деятельность, субъект подвергается информационному  воздействию этих норм. Информация заключает в себе сведения о должном, дозволенном или запрещенном  поведении людей, о неблагоприятных  последствиях невыполнения или ненадлежащего  выполнения требований государства. Государственные  предписания переводятся в поведение  людей не автоматически, а лишь через  их сознание. Многие действия могут  быть признаны успешными лишь в том  случае, если им обеспечены положительная  оценка и реакция общества и государства, что в немалой степени опосредуется деятельностью СМИ. В этом смысле можно говорить о взаимодействии их информационной и идеологической функций.

Учитывая воздействие  СМИ на сознание и поведение людей, имея в виду возможность и опасность  злоупотребления таким воздействием, общество стремится оградить себя от такого злоупотребления, в частности  посредством конституционных запретов. Например, ч. 1 ст. 14 Конституции Греции устанавливает ответственность за содержание публикаций, носящих непристойный характер, посягающих на общественную нравственность. Имеющий конституционный характер шведский Акт о свободе печати 1974 года запрещает демонстрацию порнографических изображений в публичных местах, а также рассылку либо иное распространение изобразительных и печатных произведений, создающих опасность для нравственного воспитания (§ 2 гл. 6). Во многих странах СМИ не вправе воспроизводить клевету на страну и нацию, подстрекательство к агрессивной войне, национальной, расовой, классовой, религиозной вражде, дискриминации, территориальному сепаратизму, публичному насилию, непристойные проявления, противоречащие укладу общественной жизни, добрым нравам (см., например, ч. 7 ст. 30 Конституции Румынии, часть шестую ст. 21 Конституции Италии, ч. 3 ст. 14 Конституции Греции).

Согласно Федеральному закону о средствах массовой информации от 06.06.1995 № 87-ФЗ ,массовая информация-это информация, предназначенная для неограниченного круга лиц, такие как: печатные издания, аудио, видео . Иными словами- это любая информация со свободным доступом.

СМИ -организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации.

СМИ занимается сбором, анализом, переработкой, хранением и распространением актуальной, социально-значимой информации

СМИ — это способы донесения  информации до аудитории (способы информирования). Прежде всего, это связано с техническими аспектами информационных каналов. М. Маклюен прямо говорит: «средство и есть коммуникация». Рождение и эволюция средств массовой информации неразрывно связаны с эволюцией технологий. Появление СМИ стало возможным благодаря изобретению печатного станка Гуттенбергом (массовая печать), а их быстрое распространение — появлению железных дорого и телеграфа. Дальнейшее развитие СМИ связано с появлением технических средств передачи и приема электрических сигналов и электромагнитных волн, а так же технологий кодирования изображения и звука в эти сигналы и волны. Почти мгновенно оказалось возможно передавать текст, неподвижное и подвижное изображение и голос. Последнее было наиболее важным для воздействия на неграмотные аудитории.

 Однако демократическом информационном обществе СМИ приобретают принципиальное политическое значение. Эти средства служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения, легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества. Все это превращает их в «четвертую» ветвь власти в обществе наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Информационные системы в современном обществе испытывают давление со стороны множества заинтересованных сторон, в том числе, нажим политических сил, государства. Научно-технический прогресс за последние десятилетия буквально перевернул техническую сторону информационных систем. Прямая связь через космические объекты, применение все новых принципов передачи (типа лазеров, световодов )широчайшее распространение персональных компьютеров, которые превращаются в универсальные системы хранения, переработки и передачи информации на глобальном уровне - все это - делает население обществом «информационного» типа. Развитие демократического процесса зависит от деятельности СМИ, от качества информации, которая формирует общественное мнение и воздействует на политическую культуру и деятельность граждан.

 Однако функция служб  информации создает основу для  осуществления контроля со стороны власти за их деятельностью.

 Однако то же время принципы демократии основаны на свободе слова и праве на информацию. Современное государство уже не в состоянии полностью контролировать ситуацию, как это было совсем недавно.

 Однако России при социализме СМИ официально работали под руководством государства.

Информация о работе Специфика различных видов средств массовой информации и их аудитории