Шпаргалка по "Исскуству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:14, шпаргалка

Краткое описание

Собраны частично вопросы из первого раздела(художественное образование):
1.1. История художественного образования как наука и учебный предмет.
1. 2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.
и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы билетов для гос. экзамена (шпоры по лекциям по ХК, ТИХО).doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Средневековые художники  работали не с натуры, а по образцам. Образцы, обычно сшивавшиеся в тетради, представляли собой контурные зарисовки  композиций различных церковных  сюжетов, отдельных фигур, мотивов  драпировок и т. д. Таким образом, средневековое искусство ограждалось от смелых новшеств.  Ни одно подобное руководство не сохранилось, об их характере можно узнать по более поздним источникам: «Ерминия» и «Ерминия, или наставление в живописном искусстве». Здесь были наставления о том, как делать копию, рецепты приготовления углей, кистей и т.д.

В «Ерминии» указывалось  два способа копирования: - Приложение пропитанной маслом бумаги и перерисовывание  рисунка. Наложить тени, обозначить светлые  места и т.д. - Наложение промасленной бумаги и приложение подлинника против света (к окну), обрисовывание контура и обозначение света красной краской.

Метод обучения рисунку  в мастерских был ремесленный: копирование  образцов и приёмов работы мастера. Не практиковалось изучение природы  и натуры в академическом понимании. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал строгой системы и чётких методов обучения. 

Таким образом, развитие рисования как учебной дисциплины было приостановлено.

Рисование в  эпоху Возрождения.  Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию.

Вдохновлённые искусством античности, мастера стремятся раскрыть законы природы и установить связь  между наукой и искусством. В центре внимания теоретиков и практиков искусства находятся учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии. Основой всего изобразительного искусства по праву стал считаться рисунок. Художники начинают заново разрабатывать теорию изобразительного искусства и методы обучения рисунку.

Лучшие представители  искусства несут научные знания в широкие массы (пример: Филипо Брунеллески  читал лекции о перспективе).

Художественные мастерские эпохи Возраждения — боттеги — были своеобразными научными лабораториями. В них отдавали мальчиков с 10-12 лет, где с первых дней начинал знакомиться с ремеслом своего учителя. К 18 годам ученик становился подмастерьем, учитель мог доверить ему некоторые свои заказы (Леонардо да Винчи написал ангела на его картине «Крещение Христа»). После 6-8 лет обучения ученик мог оставаться в качестве помощника у своего учителя, мог и перейти к другому мастеру или вообще сменить специальность — стать гравёром, живописцем, скульптором.

В мастерских ученик овладевал  рисунком в связи с композиционной работой. Важно было грамотно передать анатомическое строение человеческого тела, поэтому рисунки часто были не оттушеваны.

Таким образом, обучение изобразительному искусству было построено  на на практической основе, успевающие ученики получали денежную плату.

Первый научный труд — «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини рассматривается как переход от периода средневековья к Возрождению.

Его положения:- Важно  руководство со стороны учителя; - Союз теории и практики; - Для овладения  искусством необходима ежедневная работа; - Методическая последовательность в работе над композицией: от лёгких штрихов к их усилению; - Переход от рисунка к живописи — рисование на цветной бумаге; (художник учитывает не только светотеневые, но и цветовые отношения);

Противоречие: Ченнини призывает учиться рисовать с натуры, но также предлагает копировать рисунки через прозрачную кальку.

Леон Баттист  Альберти - «Три книги о живописи» — труд в основном о рисунке и правилах построения изображения на плоскости. Основные его положения и выводы принципиально не расходятся  с современными установками академического рисунка.

Рисование — серьёзная научная дисциплина, обладающая столь же точными и доступными для изучения законами и правилами, как математика. Принципы перспективного построения формы предмета на плоскости он старается обосновать научно; Рисование — не механическое упражнение, а упражнение ума;

Большое значение придаётся  изучению анатомии, процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании  с натуры;

  • Изложение материала — от простого к сложному;
  • Метод наглядного обучения;
  • Изображение лучше делать на большом листе: на нём видны мельчайшие ошибки:

Но: Переоценивает значение завесы, превращая искусство в механическое перенесение (завеса — рама с натянутой прозрачной калькой, на которой художник рисовал перспективный вид предмета);

Почти все основные мысли  о рисунке, высказанные Альберти, легли в основу «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи. В нём также собраны сведения о строении Вселенной, о возникновении и свойстве облаков, скульптуре, поэзии, о линейной и воздушной перспективе. Новых методов и принципов в области рисунка да Винчи не выдвигает.

  • Рисование с натуры (учит наблюдать, размышлять, изучать особенности строения предмета изображения, вызывает интерес к познанию жизни);
  • Считает, что завеса вредна ученику;
  • Большое внимание да Винчи придаёт научному образованию;
  • Сначала нужно изучать теорию, затем переходить к практике;
  • «Рисовать в обществе лучше, чем одному: будет стыдно, если на тебя будут смотреть как на неуспевающего, и этот стыд будет причиной хорошего учения, во-вторых, зависть побудит быть в числе более восхваляемых, и ещё ты позаимствуешь работы тех, кто делает лучше тебя»;
  • От целого к частному;
  • Закрепление пройденного материала путём рисования по памяти;

Альбрехт Дюрера волновали общие вопросы педагогики, вопросы обучения и воспитания детей:

  1. Уже в первые годы нужно внимательно следить за правильным физическим развитием ребёнка;
  2. Следует наставлять его в начале обучения;
  3. Юноша должен отвлекаться от учения непродолжительной игрой на музыкальных инструментах, чтобы согреть кровь и чтобы от чрезмерных упражнений им не овладела меланхолия;
  4. Важно, чтобы учение не опротивело ребёнку;

На первое место выдвигал перспективу: труд «Наставления в измерении  циркулем и линейкой»;

«Учение о пропорциях человека» - обобщение всех известных  данных по этому вопросу.

  • Художник пытался найти правила построения человеческой фигуры через геометрическое доказательство и математические расчёты;
  • Разрабатывает метод обобщения формы (обрубовки), который помогает начинающему рисовальщику правильно решать тональные задачи рисунка;
  • Предлагает ученику следить за характером натуры (особенности внешности);
  • Важен личный показ при обучении рисованию;

С помощью науки изобразительное  искусство эпохи Возрождения достигло величайшего расцвета. Внесён большой вклад в искусство и в методику преподавания рисования.

 

Вопрос 1.10 Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования  личности.

 

Романти́зм (XVIII—XIX вв) — направление в искусстве, представляющее собой реакцию на Просвещение. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и просвещению.

Романтизм — направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века,

    1. характеризующееся идеализацией прошлого, оторванностью от действительности, культом личности и человека. 2. Проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.

романтизм – это явление, которое проявляется не только в  искусстве, но и в поведении, одежде, образе жизни, психологии людей и  возникает в переломные моменты  жизни 

На возникновение повлияли три главных события: Великая французская революция, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе. Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни.

В своем воображении  романтики преображали неприглядную действительность или же уходили  в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла  объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.

 

Романтический герой — индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’  состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Особое место в творчестве романтиков занимает проблема развития и воспитания личности.

Романтизм в Европе

Романтизм зародился  в Германии. Лучшие свои произведения они создали в области портретной и пейзажной живописи.

Выдающимся  портретистом был Отто Рунге (1777—1810). Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих (1774—1840) был пейзажистом. Основным мотивом  творчества Фридриха является идея единства человека и природы.

Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, -- это активный наступательный (“революционный”) характер. Представители «школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита, их моделировки формы, непривычной для «классиков», построенной на сильных контрастах цветовых пятен; их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности; их смелой, иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия.

Первым художником этого  направления был Теодор Жерико (1791—1824) — мастер героических монументальных форм, который соединил в своем  творчестве и классицистические черты, и черты самого романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины XIX в. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями. С именем Теодора Жарико связаны первые блестящие успехи романтизма.

Виды искусства  дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке.

РОМАНТИЗМ В РОССИИ. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкой и традицией.

Особенности русского романтизма: - Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология  ослабла, но не потерпела краха, как  в Европе.

- Романтизм  развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.

- Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи — иссяк к середине XIX века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе романтизм проявился последовательно.

Поиск идеала — главная характерная черта романтизма. Она проявилась и в творчестве Жуковского, и у Пушкина, и у Лермонтова. Все три поэта искали свободу, но искали по-разному, по-разному понимали ее.

Живопись. В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. Значительное место занимали портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836 гг) и Тропинина (1776 – 1857 гг)

В своих полотнах живописцы-романтики выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи — попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире.

Романтизм в  России как мироощущение существовал  в своей первой волне с конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Открытая романтиками для  искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников "Голубой розы". Прямыми наследниками романтиков, были символисты.  Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных  стилей, направлений, творческих объединений.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в русской литературе Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский, А.Венецианов, А.Орлорский, В.Тропинин и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти.

Информация о работе Шпаргалка по "Исскуству"