Шпаргалка по "Исскуству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:14, шпаргалка

Краткое описание

Собраны частично вопросы из первого раздела(художественное образование):
1.1. История художественного образования как наука и учебный предмет.
1. 2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.
и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы билетов для гос. экзамена (шпоры по лекциям по ХК, ТИХО).doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

XVIII – XIXвека. Романтизм (вопр. 1.10). Романтизм сменяет Просвещение и совпадает с промышленным переворотом) - явление европейской культуры, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Особенности: утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, идея объединения с природой. Отсюда основное направление в педагогике – природосообразное образование Иоганна Песталоцци. Идея:оптимальное образование и воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы (книга «Как Гертруда учит своих детей»). Выдвинул идею введения рисования в школьный курс. Рисование должно предшествовать письму. Немецкий педагог Фридрих Фрёбель: цель воспитания – развитие природных особенностей ребёнка, самораскрытие. Ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным; педагог должен помочь развить эти инстинкты. Создатель понятия «детский сад» (всестороннее развитие детей, начинающееся с их физического развития; ядро педагогики в д. с. - игра). Восприятие формы должно сочетаться с восприятием цвета. Немецкий педагог Адольф Дистервег далконкретные указания об учете возростных и индивидуальных особенностей. Основные принципы: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей, сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно. Со 2 половины 19 века появляется множество частных школ со своими методиками. Школа мюнхенского художника Антона Ажбе. Направленность на развитие индивидуальных способностей учеников и выработка ими собственной манеры. Большое внимание рисунку. В живописи он отвергал шаблоны; цель -  искать новые художественные приёмы. Ученики: Петров-Водкин, Грабарь, Кандинский, Добужинский.Школа Шимона Холлоши (Венгрия).Передача событий общественной жизни, общественно значимые сюжеты. Учил свежести восприятия в передаче натуры, предостерегал от сухости и замученности формы, говорил о важной роли впечатления для живописца, что сближало его с импрессионизмом.Ученики: Фаворский, Добужинский, Петров-Водкин. Новое направление академической школы – Жак Луи Давид (написал Смерть Марата). Реалистическое направление. В основу обучение положил рисование с натуры. Идеалами творческой работы считал античность и природу. Каждая деталь формы должна обуславливать другую, а вместе должны составлять единое целое.

 

1.5  Мифологические и космологические представления об искусстве в Др. мире и их роль в системе художественного воспитания.

 

Мифологические представления  существовали на определённых стадиях  развития практически у всех народов  мира. Время их происхождения точно  не определено. Большинство исследователей считает, что образование мифов неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Мифология – это первые осознания людьми непредсказуемости мира и первые попытки его объяснить, со временем переродившиеся в религию. В современных архаических обществах (некоторые народы Африки, Австралии, Азии и Южной Америки) она сохранилась до сих пор. Главная задача мифа в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, создать в повседневности ритуал, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

Часть мифов в любой из древних культур была космологической, то есть передавала представления людей о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира. Особый род мифов, родственный космогоническим, -это мифы об обновлении, в основе которых лежит представление о цикличности процессов в природе и вселенной. “Обратной стороной” мифов об обновлении являются мифы о “конце света”, логически вытекающие из убеждения в том, что для начала чего-либо истинно нового необходимо полное уничтожение старого. Таким образом, новое творение не может свершиться до тех пор, пока мир не будет окончательно разрушен.

Исследователи мифологии  считают, что космогонический миф  в древних культурах – это  образцовая модель для любого творчества. Мифы вообще широко  использовались как ритуалы в различных бытовых ситуациях: для рождения ребенка, для лечения больного, при военной неудаче. Мифы обновления, или календарные, психологически поддерживали людей, как бы фундаментально объединяя их жизнь с постоянно обновляющейся и потому бессмертной природой, это облегчало их страх смерти и помогало справляться с жизненными трудностями. Все виды “творения” или “форм” -- биологических, психических или исторических – были едины для людей тех культур, поэтому они легко ассоциировали привычное и повседневное со сверхъестественным, фигурирующим в мифах.

Формы сверхъестественного  разнятся от культуры к культуре, везде  это разные фантастические формы  и события, которые, возможно, максимально  ассоциировались у разных народов  с соответствующими эмоциональными переживаниями. В общем, все эти представления были наивны, поскольку воспринимались совершенно серьезно и буквально, - но это было нужно, по-видимому, для эффективного воздействия ритуалов.  Одной из форм таких ритуалов отчасти было изобразительное искусство. Изображения, кроме практических и эстетических, носили ритуальную и даже магическую функции, служили связью между людьми и богами. Однако особенности каждой художественной культуру и методов обучения в ней различаются у разных цивилизаций.

Древний Египет. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Поэтому фараон уже при жизни начинал строить себе гробницу, рассматривая ее как вечное жилище, которое художник должен украсить по достоинству его сана. Отсюда рисунок, стенная роспись, рельеф и дополняющие их иероглифы являлись для зрителя не картиной жизни, а своеобразной книгой, которая рассказывала зрителю о деятельности фараона, его окружении, знаменательных событиях в стране во время его царствования. А на случай, если тело умершего по какой-либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку.

Другой пример: стены  и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Модель же устройства вселенной у египтян – это  серия мифов о взаимодействии божеств, которые сочетали качества людей и животных (хотя версий этих мифов имелось несколько). Поэтому  на их «астрономической карте» известные  им элементы мира изображены по их представлениям, олицетворено – в виде животных и людей.

Таким образом, у искусства  Древнего Египта можно выделить 2 черты: 1) оно обращалось к богам, в вечность и не отходило от набора образов, прямо  связанных с их верованиями; 2) оно широко использовалось в оформлении при строительстве общественных зданий, дворцов, храмов и т.д. Этим можно объяснить, во-первых, то, что в Египте правила изобразительного искусства требовали канонизированной трактовки форм, в особенности при изображении человеческих фигур. Во-вторых, отсюда ясно, почему именно здесь впервые создаются специальные художественные школы, с ясной системой обучения, с четкой методикой преподавания рисунка. Ведущей школой Древнего царства была придворная школа архитекторов в скульпторов в Мемфисе. Овладение профессией в Древнем Египте было родовое, навыки передавались от отца к сыну. Но отцы не обучали детей дома, а водили их в ту школу, которая была организована при строительстве здания, над которым они работали.

Обучая правилам рисования, учитель пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Правила были установлены строгие, для изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. (система пропорционального членения фигуры на части). Существовали они и для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Эти раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой — сковывали и ограничивали его творческие возможности, не позволяли  изобразить  мир таким, каким он его видел в действительности. Обучая рисованию, художник-педагог заставлял ученика не наблюдать природу (натура как объект изучения не существовала), а заучивать отдельные точные формулы измерения пропорций и схемы изображения форм предметов по таблицам и образцам. Очевидно, обучение в египетской школе требовало только механического навыка. Но у этого метода были свои преимущества: зная правила, художник мог точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. При изображении фигуры очень больших размеров (колосса) художник мог судить по размерам целого о размерах отдельной части и наоборот. Известно, что египетские ваятели выполняли колоссов по частям, то есть каждую часть одной и той же фигуры делали несколько мастеров порознь, иногда даже в разных местах жительства.

Древняя Греция. Такое прекрасное знание и умение пользоваться каноном очень удивляло и восхищало мастеров Древней Греции; они даже специально путешествовали в Египет, чтобы поучиться мастерству. Это неудивительно, ведь и греческая мифология была довольно близка египетской. Но, в отличие от них, греки представляли себе загробный мир как земной, а их боги подобны людям. Им свойственны человеческие мысли, действия и даже недостатки – все то, что присуще человеку.

Вот почему их космогонические  мифы об антропоморфных богах не помешали им вначале изобразить «карту мира» более схематично и в то же время ближе к реальности, а со временем корректировать эту модель по мере приумножения своих знаний. Также, ставя во главу изобразит. иск-ва образ чел-ка, греческие худ-ки наблюдали и изучали человеч. тело во всех его деталях. Хотя в период архаики их искусство многое заимствовало у египетского, вскоре греки пошли дальше. Их мифология и представления об устройстве мира поощряли их к наблюдению за жизнью и сбору сведений о ней. Поэтому их модели вселенной были выдвинуты и «аргументированы» различными философ. школами. Что касается изобразит. иск-ва, то в Греции последовательно освоили светотень, станковую живопись с техникой смешивания красок, перспективу, портрет с индивидуальными чертами. Поэтому греческие художники серьезно поставили дело преподавания, они призывали учеников изучать искусство на основе данных науки, стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу так, как видит ее художник в жизни, отдавать преимущество знанию и рассудку. Худож. школа Др. Греции была частной мастерской - студией, куда прием был очень ограничен. Эти школы напоминают по своему принципу частные мастерские худ-ков Возрождения (боттеги), где ученики являлись помощниками и подмастерьями у своих учителей. Обучались рисованию с натуры, изучали анатомию, рассекая трупы и даже живые тела преступников. Школ же было множество: Сикионская, Эфесская, Фиванская и т.д.

Древний Рим. Римская религия и мифология были подчинены политике, моральным устоям Рима и гражданскому долгу. Если у греков религия была поэтична и играла более божественное значение, то у римлян она была бедна образами и отличалась сухой прозаичностью. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы. Все важнейшие явления природы, все события человеческой жизни связывались с определенными божествами, но долгое время римляне вовсе не изображали своих богов, их божества имели отвлеченный характер и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами. Поэтому мифологическая тематика не имела для римского искусства такого важного значения. Отсутствие развитой мифологии и конкретных образов богов было благоприятным условием для широкого заимствования культов и мифов других народов. Уже в 4 в. до н.э. римляне привели истолкование образов своих богов в соответствие с образами богов Греции. Есть предположение, что космологические представления римляне заимствовали у них же.

Сочетавшие элементы греческой культуры с собственной  прагматичностью, римляне развивали  методы обучения реалистическому рисунку. Широкое распространение получило портретное искусство. Образы людей той эпохи изображены без всяких прикрас. Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину. Однако этим их новаторства ограничиваются. На деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания рисования. Их художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела. Римское общество требовало большого количества художников-ремесленников для оформления зданий, поэтому сроки обучения затягивать было нельзя. При обучении рисованию преобладало копирование с греческих образцов, механическое повторение приемов работы. Поэтому много ценных положений методики преподавания рисунка римляне не сумели сохранить.

 

 

1.7. Образование в области искусства в эпоху средневековья Возрождения.

 

Рисование в  средние века

В эпоху средневековья  достижения реалистического искусства  были забыты и растеряны, рисунок стал условным и схематичным.

Основой обучения считалось  механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.

Живописцы первых веков  христианства ещё пользовались художественными  формами античной живописи. Иногда они заимствовали сюжет, если представлялась возможность согласовать старые темы с догмами новой веры.

Когда же худ-к средневековья начинал работать самостоятельно, в изображениях чел-ких фигур появлялись нарушения пропорций, анатомические закономерности строения фигуры игнорировались полностью. Тяжёлые, строгие и угловатые драпировки, появившиеся на изображениях, отвлекали художников от изучения анатомии.

Церковники считали  стремление к познанию источником греха, а реалистические тенденции вызывают «земное» чувство у зрителя. Однако, если реальная трактовка формы отвечала религиозному сюжету, она была принята церковью благосклонно. Известно также значительное число скульптур, где не только ярко переданы реальные черты людей, но и натуралистически исполнены портреты современников.

Одна из попыток теоретически обосновать закономерности построения в рисунке различных форм принадлежит Виллару де Оннекуру. Он пытается обрисовать фигуру и лицо человека или очертаний животных строго геометрическими формами. Иногда ему это удавалось, в других случаях изображение искажалось.

В целом, средневековое  искусство не имело единых канонизированных норм, однако, византийское искусство  отличалось большей степенью в канонизации  в рисунке и композиции, в особенности  при изображении человека (святых).

Информация о работе Шпаргалка по "Исскуству"