Шпаргалки МО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:42, шпаргалка

Краткое описание

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по международным отношениям.docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

1.Понятие мировой политики и  международных отношений. Связь внешней и внутренней политики государства

Внешняя политика регулирует отношения данного государства  с другими государствами и  народами в соответствии с его  принципами и целями, достигаемыми применением различных средств  и методов. Важнейшее средство внешней  политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный  орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, —  во многих странах именуется министерством  иностранных дел и возглавляется  министром иностранных дел.

Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.

Международные отношения  характеризуются совокупностью  связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Под международными отношениями  обычно понимают системную совокупность политических, хозяйственно-экономических, научно-технических, валютно-финансовых, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и коммуникационных связей и отношений между всеми  основными субъектами мирового общества.

В качестве основных субъектов  мирового сообщества (и международного права) выступают прежде всего государства и международные организации. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. [c.436] Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей – административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм, индивидов. Существуют и нетипичные государственные субъекты международных отношений – Ватикан, вольный город и др.К ведущим субъектам международных отношений, непосредственно создаваемым государствами, относятся их международные политические или военно-политические организации. Среди них: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ) Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

К числу важных субъектов  международных отношений, безусловно, относятся авторитетные международные  общественные и профессиональные организации. В этом ряду: Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация  профсоюзов (ВФП), Международная организация  труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ) и др.

В современных условиях проявляются  объективные тенденции расширения числа участников международных  отношений. Усиление взаимозависимости  народов и обществ привело к тому, что к главным действующим лицам международных отношений можно относить не только государства, но и конкретные личности. Все в большей степени признается международно-правовая субъектность индивида. В соответствии с ней отношения между индивидом и международным правом проходят через его государство. Так, международные нормы, непосредственно касающиеся индивида (например, принципы уважения прав человека) должны признаваться и осуществляться государством1. Международно-правовая субъектность индивида особенно ярко проявляется в деятельности известных национальных политических или общественных лидеров, которые обычно выступают и как лидеры мировой политики. [c.437]

В целом можно говорить о растущей значимости общепризнанных норм международного права для мирового сообщества. Так, в п. 4 ст. 17 Конституции  Российской Федерации указывается, что “общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора”.

Международные отношения  прошли длительный исторический путь и только в Новейшее время стали  подлинно всемирными. В основе этого развития – поступательное развитие производительных сил и их интернационализация; мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всем мире.

Международные отношения  и внутренняя политика государств находятся  во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные  отношения во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную историческую эпоху; а с другой – любое государство  вынуждено учитывать сложившиеся  мировые реалии взаимоотношений, нормы  и принципы международного права, “правила мировой политической игры”. Иначе  говоря, речь идет о тесной взаимосвязи  и взаимодействии внутренних и внешних  факторов развития государства. Степень  воздействия тех и других на формирование и внутренней, и внешней политики зависит в каждом отдельном случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Следует признать, что внешние  факторы оказывают возрастающее влияние на отношения внутри любой  страны. Это связано с обострением  экологических и сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и серьезными конфликтами в различных  регионах мира, с увеличением ответственности  мирового сообщества за бедственное  положение слаборазвитых стран, с невозможностью для одной страны справиться с последствиями природных  катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств – членов мирового сообщества.

В практике современных международных  отношений обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников международных отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах  на мировой арене.

В условиях мира и социально-культурного  обновления международные отношения  все в большей степени превращаются во взаимоотношения между народами и людьми. Мы наблюдаем сотрудничество системы правовых государств, множества  международных организаций и  ассоциаций, прямых связей между миллионами граждан различных государств. Можно  говорить о возникновении уникальной сети мировых человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки  для реализации насущных международных  проблем.

Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных  отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и  других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества. Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами ив надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку  можно и нужно говорить о мировых  политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его  составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой  политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих  перед человечеством и национальными  интересами ее субъектов.

Международная политика имеет  двойственный характер: защищая и  реализуя собственные интересы, любой  субъект международных отношений  должен учитывать в той или  иной мере интересы других государств, мирового сообщества. [c.441] Соответственно, мировая политика выступает как производная от борьбы ее субъектов за свои (национальные) интересы, а также назревшие и актуальные общие цели и задачи, стоящие перед всем человечеством. В ее основе – борьба за власть и влияние в мировом сообществе.

2.Либерально-идеалистическая парадигма в теории международных отношений

Основные положения либерально-идеалистической  парадигмы:

Участники международных  отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов.

В международных отношениях отсутствует верховная власть, однако это не ведёт к господству принципа «помоги себе сам». Расширение полномочий международных организаций, разработка и принятие норм международного права  привносит рациональный элемент  в международные отношения, благодаря  которому делается возможным равноправное участие в международной политике различных государств, а не только великих держав.

Международные отношения  нельзя свести только к состоянию  мира и войны. Международные процессы многообразны, а благодаря росту  взаимозависимости мира и формированию мирового сообщества, можно говорить о росте международного сотрудничества.

Во всём многообразии целей, которые имеют международные  акторы, приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.

Урегулирование различных  конфликтов и споров возможно мирным путём, при помощи имеющихся международных  организаций и норм международного права. Приоритет в либерально-идеалистической  парадигме — создание системы  коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента международной  политики.

Будущее международных отношений  — создание общемирового сообщества. Не исключена возможность создания мирового правительства[5]

  1. Марксистско-ленинская парадигма теории международных отношений.

Марксистко-ленинская парадигма

Хотя в современных  условиях марксистко-ленинская парадигма  является, по большей части, маргинальной, идеи марксизма-ленинизма сохраняют  прочные позиции в теории международных  отношений, оказывая также значительное влияние на другие международно-политические науки.

Основные положения марксистко-ленинской  парадигмы:

Главным действующим лицом  международных отношений являются социальные классы (буржуазия и пролетариат), поэтому государства как акторы международных отношений вторичны. Национальные государства были созданы буржуазией с целью классового господства и подчинения. На основании своих эгоистических целей (извлечение сверхприблыи, поиск дешёвой рабчей силы, новых рынков сбыта продукции) и с использованием внешнеполитических инструментов государства буржуазия дестабилизирует международные отношения, способствует разгоранию войн и конфликтов.

Международные отношения  не отличаются от внутриобщественных отношений (исключение — масштаб), имеют «вторичный и третичный» характер (являются одним из элементов надстройки, определяемой экономическим базисом; отражают особенности взаимодействия буржуазии и пролетариата в рамках национальных государств), носят капиталистический характер.

Главные международные процессы — социалистические революции, классовые  конфликты, кризисы и войны.

Цели участников международных  отношений диаметрально противоположны: буржуазия стремится к извлечению прибыли, пролетариат — к мировой  социалистической революции, которая  освободит мир от эксплуатации со стороны буржуазии и установит  социалистический, а затем коммунистический строй.

Средства достижения этих целей также различаются: буржуазия  использует усиление эксплуатации, пролетариат  — мировую социальную революцию).

Будущее международных отношений  определено объективными законами общественного  развития. Произойдет отмирание государства, установятся простые нормы нравственности и справедливости

  1. Реалистическая парадигма в теории международных отношений.

Политический реализм

Основная статья: Политический реализм

Наиболее известными представителями  политического реализма в международных  отношениях являются Ганс Моргентау, Раймон Арон, Джордж Кеннан, Эдуард Карр, Фредерик Шуман, Кеннет Томпсон. Данная парадигма сформировалась в первой половине XX века, хотя её истоки можно проследить ещё в работах Фукидида, Н.Макиавелли, Т.Гоббса. Основной импульс в своём развитии политический реализм получил в результате серьёзной критики различных утопических теорий в политике, которые игнорировали силовой характер международных отношений. Рассматривая человека в качестве эгоистичного существа, представители данной парадигмы обращаются в первую очередь к исследованию вещей, которые уже существуют в международных отношениях, а не тех, которые возможно появятся в будущем[6].

Основные положения политического  реализма:

Главными участниками  международных отношений являются государства. Государства — рациональные однородные политические организмы. Только государства обладают легитимным правом объявления и ведения войн, заключения международных договоров и т.д. Существо международной политики определяют в первую очередь крупные государства, которые могут поддерживать или  нарушать международную стабильность. Они делают то, что могут, в то время как слабые государства  — что им позволят. Поэтому великие  державы могут жертвовать интересами малых государств.

Информация о работе Шпаргалки МО