Шпаргалка по "Исскуству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:14, шпаргалка

Краткое описание

Собраны частично вопросы из первого раздела(художественное образование):
1.1. История художественного образования как наука и учебный предмет.
1. 2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.
и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы билетов для гос. экзамена (шпоры по лекциям по ХК, ТИХО).doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.11 Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.

 

Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической  школы рисунка. Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов. Интерес представляют научные труды Г.А. Гиппиуса, А.Палича, А.П. Сапожникова.

К началу XIX века русская академическая школа  становится лучшей в Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский) и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно- пространственный с тональной проработкой формы и пространства.

Ведущие методисты  – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения их методических изысканий. А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России: -переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной методикой; -обеспечение учебно-методических пособий; -организация класса манекенов (для изучения костюма); -снабжение учащихся лучшими художественными материалами; -в процессе обучения – опора на научно-теоретическую базу.

В.К. Шебуев (1777 – 1855): -составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским; -опора в художественно-педагогической деятельности на рисование с натуры с научных позиций;

Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х. Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния сторонников официального академизма и прогрессивных художников-воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П. Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и тончайшая тональная моделировка формы. Передовым считался реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П. Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д. рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем. Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными заблуждениями.

«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX веков». Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция развивалась как за рубежом, так и в России. Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд . Методика работы над рисунком Г.Бамеса также близка методическим взглядам Ашбе.

В России, а впоследствии в Советской России, преподавание изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве

 Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили пересмотр методической основы академической системы. На первый план выступает формальная основа организации плоскости. Широкое распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены впрограмме АХ:

1. От натурализма  – вертикально-горизональное классическоепостроение картинной плоскости.

2. От импрессионизма  – анализ световых спектральных  цветов.

3. От кубизма  – разноплоскостное расчленение  поверхности имногообразие осевых  вхождений в глубину картинной  плоскости. 

4. От футуризма  – проблема динамики.

В 40-ых годах  ставится проблеме о подготовке профессиональных педагогических кадров для работы в школах. И при посредничестве Д.Н. Кардовского начинают открываться художественно-графические факультеты при педагогических Вузах.

К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, и прежде всего - химии, физики, естествознания и математики. Российские университеты стали подлинными культурными центрами страны, способствуя созданию многих научных обществ, популяризации научных знаний, давая сотням и тысячам студентов не только высокую профессиональную подготовку, но и прививая уважение к науке, широту взглядов и стремление к прогрессу.

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества. Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.  Всё это отягощено настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации. Благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима. Отличительной особенностью символизма как художественного творческого процесса является параллелизм действительного реально и внутренней высшей действительности, которая, безусловно, выше обыденной действительности, так как обогащена этим высшим внутренним смыслом. Подтверждением этой доктрины, которую должна была осуществлять личность художника, являлась деятельность художников, объединившихся под романтическим названием «Мир искусства». Само название этого художественного направления в русской культуре Серебряного века подчеркивало приоритет искусства над жизнью в противовес художникам-реалистам, для которых искусство было лишь слабым отражением жизни. Здесь искусство – высшая истина, откровение, ниспосланное избранным художником – жрецам искусства.

Объединение «Мир искусства» было создано в 1848 году и просуществовало до 1924 года. Одноименный журнал выходил в 1899–1904 гг, куда входили выдающиеся художники того времени: М.Врубель, В. Серов, К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, В. Борисов-Мусатов и др. «Мир искусства» в составе своем имел и литераторов. Литературным отделом журнала «мир искусства» руководил Д. Философов, который привлек таких писателей и философов как Д. Мережковский, Н. Минский, В. Розанов, Л. Шестов. Сюда же входили и известные поэты: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, М. Кузьмин, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт.

Мирискусники  контактировали с деятелями театра и музыки - Станиславским, Стравинским, Фоминым. Мир искусства находился  в самом центре культурной жизни  России рубежа столетий, восстанавливая связь разных поколений деятелей культуры. Все они питали страсть к старине, русской мифологии, фольклору с одной стороны, и пристрастие к самым последним достижениям западной культуры - с другой. Особенное влияние «Мир искусства» испытывал со стороны немецкой романтической литературы начала XIX столетия, особенно сильным было влияние Гофмана, а в живописи – французов Пюви де Шаванна, мастеров группы «Наби», импрессионистов типа Дега, англичан – Обри Бердслии Шарль Кондер и т.д.Историзм мира искусников имел романтическую основу с примесью иронии. Обращаясь к историческим мотивам, мирискусники выбирали театральные сюжеты, мотивы народных гуляний, шествий, при этом специфика каждого вида и жанра выступала в качестве обязательного условия работы. Точкой отсчета оказываются: русский XVIII век ( Бенуа, Лансере), рококо с талантом жанра (Сомов), французский классицизм XVII века ( Бенуа), греческая архаика (Серов), русский ампир ( Сомов, Ланире), древнерусский стиль (Билибин, Рерих) и т.д. Эти варианты переплавляются в новый стиль, что и определяет общность русского модерна как стилевого направления в живописи и графике. Идеалом времени становится не просто художник универсального типа, а идеалом искусств - театр, который способен в высшей степени осуществить синтез искусства, который является неотъемлемой чертой культуры « Серебряного века» в целом. Почти все известные русские художники начала века работали в театре : Васнецов, Врубель, Бенуа, Серов, Поленов, Левитан, Коровин, Кузнецов. Почти все мирискусники, исследователи этого периода искусства называли рубеж столетий периодом «Театрократии».Роль Бенуа в театральной деятельности мирискусников была одной из ведущих. Широк диапазон художника: от декораций к «Павильону Армиды» (1907) до гротескного воплощения комических мольеровских пьес: «Мнимый больной» (1912), «Тартюф» (1912), «Брак поневоле» (1913), пестрые балетные декорации к балету «Петрушка» Стравинского(1911,1917). Каждый раз Бенуа находит специфический язык, различные стилевые варианты. неповторимая собственная манера в театрально – декорационном искусстве сложилась у Л. Бакста. Излюбленными были темы Востока и Античности.

Свой стиль  в театральной декорации выработал  Александр Головин. В его творчестве главной является тема: декорации  к «Псковитяне» Римского- Корсакова (1901) и к «Борису Годунову» Мусорского (1908)

Николай Рерих  также внес свою непомерную лепту  в развитие отечественного театрального искусства, это прежде всего его  декорации к «Князю Игорю» Бородина(1909) или «Весне Священной» Стравинского(1913).

 

1.17. Мировые информационные образовательные ресурсы.

Информационные системы  в управлении учебным процессом. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

В России большое  внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

Использование ИКТ в  образовательных учреждениях. Активное внедрение в учебный процесс образовательных учреждений компьютерных технологий, оказывающих существенное влияние на повышение качества подготовки студентов, является неотъемлемой частью современного образования. Интернет-технологии уверенно вошли в практику работы учебных заведений системы высшего и среднего профессионального образования, подтверждением тому служит увеличение числа участников Интернет-проектов, разработанных Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования. С целью оказания помощи образовательным учреждениям реализована комплексная программа информационно-аналитической и методической поддержки, включающая: систему «Интернет-тренажеры в сфере образования»; подготовку расширенного педагогического анализа / мониторинга (аналитические / мониторинговые отчеты на основе результатов Интернет-тестирования по каждой дисциплине, образовательной программе, вузу (ссузу) в целом либо филиалу вуза); организационно-методическое и технологическое сопровождение Открытых студенческих Интернет-олимпиад;  проведение информационно-консультационных и методических семинаров, в том числе для разработчиков тестов.

Интернет-тренажеры в сфере образования Одним из направлений работы НИИ (Научно-исслед. института) мониторинга качества образования явл-ся система «Интернет-тренажеры в сфере образования», представляющая собой программный - комплекс, в основу которого положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Интернет-тренажеры позволяют самостоятельно подготовить учащихся образовательного учреждения не только к внешним процедурам контроля качества знаний (ФЭПО, аккредитационному тестированию в рамках комплексной оценки деятельности образовательного учреждения, внеплановым контрольно-надзорным процедурам), но и к внутренним (входному контролю знаний первокурсников, промежуточным и итоговым аттестациям учащихся, приему экзаменов и зачетов).

Интернет-тренажеры содержат теоретический минимум по отдельным  дисциплинам, правильные решения заданий, подсказки к неправильным вариантам  ответов, несущие практическую пользу при закрепления знаний и умений учащихся.

В зависимости от поставленных пользователями задач Интернет-тренажеры  предусматривают использование  разными категориями пользователей (преподаватели, студенты, аспиранты) различных  режимов тестирования. Так, в режим  обучения включены тестовые задания, содержащие не только текст правильного решения, но и подсказки к неправильным вариантам ответов. В случае выполнения учащимся контрольного тестирования, которое организуется преподавателем, система не предусматривает просмотр подсказок и правильных ответов. По окончании тестирования указывается процент освоения тематических разделов теста и предоставляется возможность проанализировать допущенные ошибки.

Важно отметить то, что  систему «Интернет-тренажеры в  сфере образования» можно использовать в любое время и в любой точке доступа к сети Интернет, что особенно важно для студентов очно-заочной и заочной - форм обучения, а также при применении дистанционных технологий обучения. Система «Интернет-тренажеры в сфере образования» предусматривает: тестирование студентов вузов и ссузов в режимах «Обучение» и «Самоконтроль» для подготовки к зачетам и экзаменам; -  внутривузовское контрольное тестирование, организуемое преподавателем для промежуточного и итогового контроля знаний студентов, - диагностическое тестирование для проведения входного контроля знаний первокурсников, - полидисциплинарное тестирование студентов, поступающих в магистратуру, - тестирование при поступлении в аспирантуру.

В настоящее время  российская высшая школа переходит  на двухуровневую систему образования. Вероятно, это повлечет за собой уменьшение количества аудиторных часов и сокращение объемов изучаемого материала по отдельным дисциплинам.

Информация о работе Шпаргалка по "Исскуству"