Шпаргалка по "Исскуству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:14, шпаргалка

Краткое описание

Собраны частично вопросы из первого раздела(художественное образование):
1.1. История художественного образования как наука и учебный предмет.
1. 2. Традиции и новаторство в эволюции художественного образования.
и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы билетов для гос. экзамена (шпоры по лекциям по ХК, ТИХО).doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

К моменту создания восточнославянского государства  ― Киевской Руси ― худож. творчество, выраженное в ремеслах, достигло высокого уровня развития. Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, ювелирное, гончарное ремесло, искусство резьбы по кости, камню, дереву, различные виды ткачества.

Народный мастер, создавая вещи, нужные, близкие и  понятные тем, кто живет с ним рядом, отражает коллективное мировоззрение. В то же время произведения народного искусства обязательно несут на себе отпечаток личности самого мастера. Так, в народном искусстве коллективное начало соединяется с индивидуальным в диалектическом единстве, составляя одну из главных особенностей народного творчества. Не выходя за рамки традиции, мастер, творчески перерабатывая накопленный опыт, не создает точной копии с уже готового изделия, а видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера является другой характерной чертой народного художественного искусства. Обучить художественному мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. Народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и уметь передать свои знания другим. Очевидно, в те времена художественное обучение осуществлялось по принципу наследования мастерства: от отца к сыну, от мастера к ученику, от мастера к мастеру. Надо полагать, что основным методом художественного обучения в Древней Руси был копировальный метод, который позволял в совершенстве постигнуть символическое значение образов, технологию выполнения элементов декоративного убранства. Скорее всего, обучение велось на дому и сроки обучения зависели от скорости и степени постижения основ конкретного ремесла.

Обладая высокой  степенью профессионализма, древнерусский  мастер занимался творчеством в  свободное от основных занятий время  и серьезные знания в области  рисунка ему не требовались.

Введение христианства на Руси привело к появлению новой сферы худож. деятельности - иконописи. Первыми профессиональн. художниками стали иконописцы. Под воздействием радостного языческого мировосприятия они уже с XI века преобразовали суровый аскетизм византийской иконописной школы, наполнив христианские образы новым содержанием.

Наряду с  иконописью развивалась фресковая  живопись (роспись внутри храмов на стенах по сырой штукатурке), мозаика. На фресках Софийского собора в Киеве  мы видим изображение святых, семьи  Ярослава Мудрого, животных. Художественная система была перенята у Византии. Её цель― соединить христианскую назидательность и греческую красоту. Ранние византийские сюжеты до сих пор сохранены в названии отдельных изображений: Оранта, Одигидрия, Элеус (3 изображения богородицы). Также были и попытки обретения собственного стиля. Здесь можно выделить два основных направления: Новгородское (большая контрастность цветов, яркость) и Киевское (более нежная палитра).

Обучение рисунку у  русских иконописцев проходило  весьма серьезно. Они считали рисунок  важной частью своего искусства. Подготавливал ли мастер «графью» на стене по сырой штукатурке для фрески, или «прорись» для иконы, или «знамень» для книжной миниатюры ― везде нужен был точный рисунок. Поэтому рисунок иконописцы выполняли в строгой последовательности, тщательно прорисовывая все детали.

Для организации учебной  работы ведущие мастера составляли сборники правил и законов построения изображения ― иконописные (лицевые) подлинники. Вначале обучение ограничивалось выполнением разного вида копий  подлинников. И только освоив копии, переходили к самостоятельному рисованию. Наиболее сложным и ответственным делом была графья. «Словом “графья” обозначали контурные линии, продавленные в грунте для облегчения мастеру фрески (или иконы) заполнения определенных мест цветом».Ученики долго обучались техническим приемам, чтобы легко и свободно, но уверенно наносить абрис фигур на свежий грунт левкаса или сырую штукатурку. Для приобретения уверенных навыков в работе они в основном рисовали кистью и пером, так как этот прием не терпит исправлений, требуя особенно твердой руки.

В конце XV века возникла необходимость  создания общего для всех объединенных русских земель свода изображений, узаконенного и утвержденного государственными и церковными службами. Первая попытка  создания такого свода относится к началу XVI века.

Из летописей мы узнаем, что примерно с XI по XVII век в Древней  Руси обучение грамоте велось при  помощи рисования и проходило  при церквях и монастырях, а  иногда – на дому. От учителя к  ученику, от отца к сыну передавались знания, умения не только читать и писать, но и навыки рисования. Почти во всех рукописных книгах того времени содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы, многие инициалы изображаются с головами зверей, птиц и даже людей. Все это подтверждает предположение о том, что вместе с грамотой ученики овладевали рисунком. Однако не следует думать, что в это время существовали специальные занятия рисунком. Рисовальные навыки ученики получали во время переписывания книг, копирования прописей и заставок. Конечно, сегодня трудно с полной определенностью сказать, как проходило обучение рисованию и какие методы преподавания для этого использовались. Скорее всего, в основу был положен копировальный метод. Рисовали и писали стилусом на буковых дощечках, покрытых воском, но сложность их приготовления для учебных работ заставила заменить дощечки берестой. Берестяные листы не требовали особой обработки и всегда были под рукой. В X―XII веках на берестяных листах ученики рисовали острой палочкой, в дальнейшем (с XIV века) стали употреблять гусиное перо и чернила, а также кисть и краски.

История худож. образования  Др. Руси уходит своими корнями в культуру языческую, а затем в христианскую. Основным методом обучения рисованию в рассматриваемый период в живописи, иконописи, народном худож. творчестве и в рисовании как вспомогательной дисциплине при обучении грамоте являлся копировальный метод, а способом передачи знаний - способ наследования, в недрах которого постепенно складываются методические основы рисования. В результате сформировались предпосылки создания глубокой и содержательной системы худож. образования, сложившейся в последствие в России, сохранившей лучшие традиции прошлого и неразрывную связь с природой, как источником созерцания и вдохновения. Уже в период Древней Руси определяется роль и значение художественного образования в системе обучения и воспитания молодого поколения как эффективное средство формирования представлений о прошлом своего народа, его культуре и традициях, развития творческого потенциала народа.

 

1.4. Основные этапы становления образования в области искусства в России и зарубежных странах от истоков до современности.

 

Зарубежная  история образования.

Древний Египет. Возникла и укрепилась специальная худож. школа. Систематическое обучение. Метод и система обучения везде единые из-за канонов. В основе - копирование канонов+изучение натуры. Обучение рисованию – общеобразовательный предмет наравне с письменностью. Ведущая школа и центр культуры – мемфисская. Созданы специальные методические таблицы. Линейность рисунка. Разработана система пропорций стоящей и сидящей фигуры.

Др. Греция (вопрос 1.6).Изменение мировоззрения; призыв к внимательному изучению жизни. Красота земной жизни. Метод научного понимания искусства. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер (начальные и средние школы). Начальная ступень образования была представлена мусическими (обучение искусствам как общеобразовательный предмет) и гимнастическими школами.432г. до н.э.(Сикион) - сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела скульптора Поликлета. Его статуя «Дорифор» – наглядное пособие для обучения. Полигнот призывал к реальности изображения, владел лишь средствами линейного рисунка, стремился передать фактуру, не зная светотени, рисовал в натуральную величину, полихромная живопись. Апполодор Афинский- первыйтенеписец, станковый живописец; включил в технику живописи смешение красок, градацию, ввел светотень. Его ученик Зевсис, продолжил его деятельность. Паррасий предал живописи симметрию, первым стал передавать мимику, достиг первенства в контурах.К 4 веку до н.э. существовало несколько школ рисунка:Фиванская(основатель Аристид или Никомах; большое значение светотеневым эффектам, передачи жизненных ощущений и иллюзий.),Эфесская (основатель Эфран или Зевсис; чувственное восприятие природы) и Сикионская (основатель Эвпомп; базировалась на научных данных, оказала влияние на методику преподавания; очень высокая проф. Подготовка; ученики – Памфил, Мелантий, Павзий, Апеллес.).Памфил предавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету, опирался на математику и геометрию. Апеллес обобщал рисунок.

Др. Рим. У истоков римской культуры – традиции этруссков, отсюда – черты схожести с натурой благодаря посмертным маскам. Образование складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания на базе сложившихся римских традиций. Во время раннего периода (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. В период с I в. до н. э. по II в. складывалась система образовательных учреждений, схожая с системой обучения в Элладе, но имела более прагматическую направленность. Рисунок использовался в ремесленных целях, преобладало копирование. Система худ.образования готовила ремесленников высокого класса, копеистов.

Эпоха Средневековья (вопр.1.7). Утеряны достижения реалистического искусства. Развитие рисования как учебной дисциплины приостановлено.Рисование по канонам. Изображение велось по библейским сюжетам. В методах преподавания рисунка преобладало копирование, ремесленное использование рисунка. Не было ни строгой системы, ни четких методов обучения.Виллар де Оннекур пытался теоретически закономерности построения рисунка различных форм предметов,но все сводилось к рисованию фигуры строго геометрическими формами и математическим расчетам.Большей канонизазией отличалось византийское искусство,рисовали по образцам. «Наставление о живописном искусстве»(ерминия)Дионисия Фурноаграфиота – более позднее описание наставлений по созданию копий, приготовлению кистей, углей и т.д. В 12 в. появляются первые университеты, представляющие собой корпорации преподавателей, профессоров и студентов, целью к-х является изучение и приумножение единого христианского знания.

Эпоха Возрождения (вопр.1.7).  Родина Возрождения – Италия. Высокая экономическая развитость, появление буржуазии, географические открытия, стремление к самопознанию вызвали новые запросы. Формируется новое понимание человека и личности. Особенности культуры и образования: светский характер, гуманистическая философия, обращение к античному культурному наследию. Усиливается роль образования. Закладываются новые педагогические идеи: необходимость свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования. В массовом проявлении практика образования сохраняет черты средневековой школы, но к XVI в. появляются новые типы школ – латинские (городские) школы и гимназии. Иск-ву обучались в художественных мастерских – боттегах. Этапы обучения: ремесло - обучение искусству - работа. Основное внимание уделялось учениям о пропорциях, перспективе и пластической анатомии. Главное место - рисунок. Обучение искусству на практической основе. Первый научный труд — «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини (важная роль руководства учителя, союз теории и практики, рисование с натуры, ежедневная работа, но большое внимание копированию через кальку). Леон Баттист Альберти - «Три книги о живописи» (метод наглядного обучения и личного показа, важность рисунка и анатомии, большие форматы листа, от простого к сложному, рисование как упражнение ума, но переоценивает метод завесы). «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи (важность научного образования, последовательность от теории к практики и от целого к частному, рисование по памяти, элемент игры в обучении). Альбрехт Дюрер(гуманистические идеи, общие проблемы педагогики). На первое место ставил перспективу. «Учение о пропорциях человека» - в ней обобщены все известные сведения. Разработал метод обрубовки. Серьезное значение уделял личному показу,конструктивному анализу формы.

Новое время XVII век (вопрос 1.8).Рост централизованного гос. управления, новые научные и географические открытия, книгопечатание, финансирование учебных заведений гос-вом.XVII век - период становления рисования как учебного предмета и развития новой, академической системы преподавания. Создание Академий художеств и художественных школ. Основные положения академической системы сложились вчастных школах Просперо Фонтаны, Академии рисунка во Флоренции, Академии Св. Луки в Риме и «Академии вступивших на верный путь » братьев Карраччи.  Самой прославленной была Болонская академия  братьев Карраччи -специальное учебное заведение, где рисование рассматривалось как серьезный учебный предмет. Цель – объединить достижения эпохи Возрождения.Также изучалась анатомия, история, философия, медицина (приглашались учителя). Система обучения:элементарные приёмы рисования, затем рисование с образцов, потом с гипсов, потом с живой натуры. Натура приукрашалась и идеализировалась. Система наград за успеваемость. В школах в Риме, Париже, Мадриде, Лондоне использовались методы обучения Болонской школы.Параллельно существовали частные школы (школа Рубенса – изучение античных образцов + передача живого тела, натуры). Частные школы не могли конкурировать с государственными учебными заведениями, т. к. в отличие от них не имели специального оборудования, помещения и т. д. Эффективность академической системы преподавания была очевидна.

Мысль о пользе рисования  как общеобразовательного предмета была высказана чешским педагогом Яном Амосом Коменским(1592-1670) в его «Великой дидактике». Но он еще не решил сделать рисование общеобразовательным предметом в школах. Требования к обучению: 1. правильное употребление; 2. разумное применение; 3. частое упражнение. Руководящая роль - учитель, следящий за работой учеников и направляющий её. Каждый педагогдолжен знать основные дидактические принципы и методики преподавания.

Эпоха Просвещения. XVIII век (вопр. 1.9). Основное стремление педагогической мысли -  изменить воспитание на основе реализации «естественных прав» человека – свободы, равенства, братства – путем просвещения.Рационализм(опора на разум). В обучении рисованию опора на разум приводит к контролю над чувствами и впечатлениями художника и потери отражения действительности. Развивается критика академической системы.Философ Жан Жак Руссо в своей книге «Эмиль» пишет о важности развития органов чувствпри рисовании с натуры. Занятия рисованием нужно проводить среди природы, так как на природе можно наглядно увидеть явление перспективы и понять ее законы.Дени Дидро (Франция) – материалистические идеи в эстетике, критика Академий. Считал, что вместо рисования аттиков нужно идти в народ, чтобы избавиться от манерности академизма.Иоганн Гёте (Германия) критиковал Дидро: считал, что Дидро путает направление и школу, систему с отдельными методами; Академия – наиболее удачная форма подготовки профессионалов.Метод преподавания должен основываться на научных данных изучения реальной действительности. Бессмысленное копирование натур превращает художника в ремесленника.Джошуа Рейнольдс – сторонник академической школы с опорой на изучение натуры. Ранняя стадия обучения: общие принципы рисунка, живописи, композиции + изучение опыта искусства. Грамотная передача объекта, учёт возрастных особенностей; обучение рисованию приравнивал к искусству. Итог: основа художественного образования – аналитическое рисование в профессиональной и общеобразовательной сферах.

Информация о работе Шпаргалка по "Исскуству"