Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

Древние архитектурные  сооружения Казахстана

Историко-архитектурные памятники

мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к

ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир;мавзолей Кара-хана в Таразе и др.

Многие из них и сегодня восхищают  оригинальностью архитектурной композиции,декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим

совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича  и новыевиды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые

плиты.В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке: "Эта гробница, называемая Абаджи-хатун.

Жемчужиной архитектурно-строительного  и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что

в нем проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов,конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвященобольшое количество научных и научно-популярных работ. Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем

углам здания возвышаются массивные  колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента.Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.).Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.К числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный легендами мазар Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени Домбаул. Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые юртообразные памятники получили у казахов название "уйтас" или "дын". Своим происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим типам однокамерных построек с коническим или сфероидным сводом - шошала, бытовавшим у скотоводов Казахстана еще в первобытную эпоху.Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на

берегу реки Аягуз в Семипалатинской  области. Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в

Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В 1856 году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник - символ

бессмертия трагической любви  юноши и девушки, высоты их человеческого  духа.

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА 

Функционализм

Первым в строю современных  архитектурных движений нужно поставить  функционализм. Он возник в начале 20-х  годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира. Они решили реализовать  следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены  пользе для человека.

Функционализм распространился подобно  модерну на весь предметный мир –  на мебель, одежду и даже на книжную  графику.

Он объявил современное ему  состояние архитектуры смертельной  болезнью и отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох. Однако цели его были благородны: оздоровить города и улучшить жизнь людей, используя  достижения научно-технического прогресса.

Эстетическими постулатами функционализма становятся предельное упрощение форм, отказ от декорирования и стремление к минимальной обработке поверхностей. Очень сдержано функционализм относится  и к введению цвета в архитектуру.

Брутализм и Хай-Тек

В 50-х годах в Англии зародилось еще одно направление современной  архитектуры – брутализм (от англ. 'brutal' – грубый). В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых, грубых архитектурных масс.

Очень распространенным стилем последних  десятилетий XX века стал хай-тек. Это стиль высоких технологий, своего рода противоположность брутализма. Брутализм можно с достаточной точностью назвать лоу-теком. В отличие от него, хай-тек крайне аккуратен, изыскан и утончен. Он прежде всего ассоциируется с обилием стекла в сочетании с металлическими конструкциями. В архитектурную композицию зданий хай-тек активно включает элементы их инженерного оборудования: воздуховоды, трубопроводы, вентиляционные шахты.

Облик хай-тековского здания приобретает "технотронный" вид за счет использования различного рода аксессуаров. Излюбленный металл этого стиля – алюминий. В оформлении интерьеров его нередко используют в сочетании с деревом.

Постмодернизм

Сегодня в архитектурной среде  доминирует плюрализм идей и мнений. Ни одно из направлений архитектуры  не может называться приоритетным, ни одна концепция не возводится на пьедестал в качестве истинной. Развитию таких взглядов способствовало движение постмодернизма. Его философия исходит  из той установки, что ориентация на художественный абсолют провоцирует воспроизведение тоталитарного сознания у человека и тоталитарных структур в обществе и поэтому не может быть с успехом использована.

Архитектурный постмодернизм возрождает исторические принципы построения композиции зданий, использует элементы всех стилей, применяя принципы высокой эклектики. Кроме того, постмодернизм свободно обращается практически с любыми видами декора. Копирование как таковое  здесь просто исключено. Несколько  стилей могут быть собраны воедино  и проникать друг в друга, образуя  удивительные и неповторимые здания.

В архитектуре ХХ века возникало  и исчезало также и множество  других направлений, движений и школ. Модернизм, интернациональный стиль, историзм, структурализм… При этом далеко не все современные направления оказывают ощутимое влияние на проектирование и облик частных домов.

Основные виды ремесла: поназванию материала, а подкатегории - по способу обработки.

1. Дерево: Резьба по дереву. Существует  также несколько видов резьбы  по дереву: Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);Сквозная резьба (прорезная и пропильная);Скульптурная резьба (объемная);Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе;Берестоплетение;Резьба по бересте;Тиснение по бересте;Изготовление туесов;Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);Плетение из лозы;

2. Металл:Ковка;Гравировка;Чеканка;Чернение;Литье;Филигрань (напайная, ажурная, объемная);Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе.

3. Глина:Лепка;Гончарное искусство;

4. Камень:Скульптура;Резьба;Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);

5. Кость:Резьба;

6. Нить:Вязание;Ткачество;Кружево;Вышивание;

7. Кожа:Изготовление одежды и обуви;Тиснение;Резьба;

Часто мастера совмещали несколько  видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки. Все перечисленные виды народных промыслов мы постараемся рассмотреть  на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов  работы.

Истоки казахского народного  искусства уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют памятники эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана: керамические изделия с геометрическим орнаментом, изделия из кости, украшения из меди, бронзы и золота.

Среди них бронзовая крестообразная пластина с закруглёнными краями из могильника Сангру I. Её форма напоминает розетку, встречающуюся в композициях казахских войлочных ковров. На других изделиях встречены мотивы астрального круга – символа небесных светил, огня и неба – верховного божества (по-тюрски – кок-тенгри), по народным поверьям, оберегающего жизнь человека.

В эпоху бронзы (II-Iтыс.до н.э.) была развита резьба по кости. В Каркаралинской степи в поселении Шортанды-Булак  были обнаружены небольшая полированная пуговица полусферической формы, а также кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников, пластинка с резьбой по бордюру двух рядов мелких треугольников и солярного круга в центре. Из находок уникален циркуль, которым размечался орнамент.  На краях инструмента нанесена резьба также в виде двух рядов треугольников с чередованием вершин то вверх, то вниз. Такой же рисунок встречен на обломках костяных рукоядок. Большой художественный интерес представляют костяные резные застёжки, найденные в Алексеевском поселении под Кустанаем. Эти памятники являются прототипами более позднего искусства.

Есть основания предполагать, что  народное искусство казахов находится  в непосредственной, генетически  обусловленной связи с искусством саков, гуннов , усуней и других племён, в древности населявших территорию Казахстана. Они вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством, имели сходные бытовые черты и форму хозяйства

Из открытых в Пазырыкских курганах памятников для нашей работы наибольший интерес представляют войлочные изделия: ковры и небольшие коврики, настенные украшения, попоны для верблюдов и т.д. В изготовлении ковров и других изделий, служивших украшением летнего жилища(шатра), широко применена аппликация – способ  наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из , кожи, разноцветных кусков материи или окрашенного в яркие тона войлока. Исследователи подчёркивают, что аппликация – древнейшая и основная техника в искусстве степных племён, существовавшая с давних времён и сохранившаяся до наших дней.

В пятом Пазырыкском кургане найдены найдены больших размеров войлочные полотнища с аппликацией, напоминающие узуки – войлочные покрытия юрты казахов. на одном войлочном полотнище изображены персонажи древнешаманской легенды – фантастические птицы и всадники на крылатых конях.

На другом войлочном полотнище  из Пазырыкских курганов изображён верховный шаман, который держит в руках цветущую ветвь – священное древо жизни. В казахском прикладном искусстве мотив мирового древа ассоциировался с моделью мироздания и воспринимался как оберег, предохраняющий жилище от злых духов.

Определённые черты сходства в  изготовлении предметов домашней утвари можно проследить на примере кожаных  чехлов с аппликацией, покрывал, сумм, фляг. Здесь же встречены изделия  из кожи с тиснением. Среди них  кожаные коврики, пояса с подвесными футлярами для кинжалов, ножа и  огнива. Пояса украшены накладными серебряными бляхами. Такими бляхами  украшались парадные пояса и позднее  у тюрко-монголов и в частности у казахов.

У степных скотоводов высокого развития достигло ювелирное искусство, из бронзы отливались в круглой скульптуре фигурки птиц и животных. Кроме литья применялись чеканка, гравировка, штамповка, в ювелирном искусстве применялся приём плакировки – обкладки изделия тонким листом из золота.

С культурой Пазырыкских курганов тесно связан один из интересных памятников Алтая – курган Шибэ на реке Урсуле. В нём найдены остатки войлочных ковров, которыми были драпированы стены склепа. По технике исполнения им аналогичны казахские сырмаки и тускиизы. На одном из них – с чёрно-белым фоном – широкий бордюр с фигурками,  вырезанными из синего, жёлтого и ярко красного войлока. В центре ковра на белом фоне нашиты вырезанные из синего и красного войлока профильные изображения головы тигра.

К наиболее интересным памятникам Шибэ относятся украшения седла из роговых пластинок. покрытых накладным золотом.  М.П.Грязнов и С.В.Киселёв отмечали: «узоры на них чрезвычайно близки к современным орнаментам алтайцев, казахов и тяньшанских киргизов…» Их местное происхождение доказывается тем,  что они встречаются и на других изделиях – не только на отдельных чепраках, но даже на технически сложной инкрустации золотом по железу.

Изделия, найденные в курганах Курая, Туяхты и Караколя, находящихся недалеко от кургана Шибэ, украшены орнаментами, мотивы которых сохранились у казахов и алтайцев. Шёлковое покрывало из Курая длиной полтора метра, шириной до девяноста сантиметров сверху донизу было расшито золотыми бляшками. Подобными металлическими бляшками украшались головные уборы невесты к казахов.

Много предметов, подобных встречающимся  у казахов в XIX-XX веках открыто  в Ноин-Улинских курганах(Монголия). В их числе ножки от низких столов, вьючное седло, попона с аппликацией, бронзовые литые трёх- и четырёхлопастные пластины, одежда. Войлочные изделия представлены орнаментированными подмётками мягкой обуви, простёганными попонами для верблюдов(такая же техника простёгивания бытует у казахов) и коврами. Одни из них похожи на ковры, называющиеся у казахов битпес – нескончаемый.

В Ноин-Уле были найдены гобелены из шёлковой и шерстяной тканей. На них тамбуром вышиты фигуры черепах, рыб, крылатого волка, дракона, птиц, а на бордюрах – S-образный знак, рогообразные узоры( у казахов они называются бараний рог и ломаный рог) ромбические фигуры. Орнаментом,  аналогичным кошкар муйиз – бараньи рога, расписаны глиняные сосуды. украшена ручка бронзового котла. В целом по технике изготовления и орнаментальным мотивам изделия казахов, алтайцев, киргизов и тувинцев близки описаниям древним памятникам Алтая и Монголии.

Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периодакоторого характерен  реалистический образ животных. Они изображены в агрессивной и оборонительной позах. Позднее мастера начинают изображать их свернувшимися, в так называемой утробной позе.Дальнейшее развитие искусства идёт по пути стилизации. Изображения животных превращаются в орнаментальные мотивы.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"