Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

Исполняются рисунки в подавляющем  большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.

Изображение предмета в  пространстве.

Основной признак или основное объективное свойство предметного  мира - объемность - требует применения объемного метода рисования, к рассмотрению которого мы и перейдем.

Изобразительные навыки обычно приобретаются  с раннего детства, когда мелом  на тротуаре и углем на стенах ребенок  рисует большеголовых людей с  короткими руками и растопыренными пальцами. Эти примитивные навыки становятся камнем преткновения в деле профессионального обучения.

Начинающих очень трудно отучить  от неправильных приемов рисования, заключающихся в старательной работе над контуром и над мелкими  деталями натуры, когда не решена еще  общая форма. Так, фигуру обычно начинают рисовать с головы, голову с глаз от зрачка и т. п.

Приступая к построению объема, необходимо прежде всего разъяснить учащимся, что представляет собой линия контура, обычно приковывающая внимание неопытных рисовальщиков. Необходимо довести до их сознания, что контур не имеет самостоятельного значения, что он принадлежит объему и как часть объема зависит от целого.

То, что называют контуром, или, что  вернее, надо считать краем формы, - явление изменчивое и непостоянное. При том или ином повороте любая  поверхность, образующая объем человеческого  тела или другого предмета, может  оказаться контуром. Для этого  необходимо, чтобы данная поверхность, попав в параллельное положение  по отношению к лучу зрения, сократилась  до линии и имела при проекции на плоскость только одно измерение.

Таким образом, контур является не чем  иным, как суммой сократившихся до линий поверхностей, а потому при  построении объема на рисунке ориентироваться  с самого начала на него в процессе работы нельзя.

в рисовании с натуры играет роль не условная, не существующая в природе  контурная линия, а отграничение объема от пространства.

Глубокое различие между условной контурной и не условной линией необходимо объяснять учащимся с самого начала для того, чтобы в дальнейшем у  них не получилось смешения этих двух совершенно различных понятий.

Поэтому рисунок с натуры нужно  начинать не с обводки контуров изображаемого  предмета, а с поисков общего решения. Прежде всего необходимо определить основные движения и соразмерность осей, в направлении которых развиваются формы, а найдя общее построение и движение натуры, нужно переходить к постепенному уточнению ее объема. Таким образом учащийся с самого начала приучает себя объемно видеть и объемно изображать изучаемую модель.

Только в результате постепенного уточнения и тщательного разбора  форм натуры учащийся подойдет к той  «контурной липни», с которой неумелые ученики пытаются начинать свои рисунки.

Второе условие правильного  воспитания глаза учащегося заключается  в целостном восприятии натуры.

Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно: не выпуская из вида общих форм натуры, последовательно  уточнять отдельные детали. Не следует  приступать к окончательной обработке  какой-нибудь детали «в одиночку», когда  другие части рисунка еще объемно  не воспринимаются и поэтому не могут  быть объектом для сравнения. Возможность  сравнения будет обеспечена только при том условии, если на всех этапах работы степень законченности отдельных  частей рисунка будет приблизительно одинакова.

Итак, чтобы добиться целостности  изображения, необходимо начинать рисунок  с определения общего решения  форм натуры, а затем в результате кропотливого изучения ее отдельных  частей как бы вернуться к первоначальному  решению, обогатив, но не разрушив рисунок деталями.

В борьбе за целостность рисунка  большое значение имеет правильное установление пропорций.

Пропорции выражают отношение различных  величин друг к другу и к  целому. Тот, кто идет в своем рисунке  от частного к целому, теряет правильный ориентир, которым является величина всего объема, а потому при сравнении  отдельных величин неизбежно  впадает в ошибку.

Для того чтобы не ошибиться в  пропорциях, необходимо начинать работу с определения самых больших  величин (например, в работе над рисунком фигуры сначала определяется расстояние от темени до лобкового сочленения и от него до пяток), а затем постепенно выделять из них меньшие.

Подобно тому как нельзя верно нарисовать линии, не видя формы, так нельзя правильно передать формы, не понимая ее строения. Разобраться в строении той или иной формы часто является нелегкой задачей, требующей ряда последовательных решений. Только путем систематических упражнений у учащихся вырабатывается острота глаза, необходимая для понимания конструктивной основы предметов.

Изучение геометрических тел и  несложных по форме предметов  постепенно подводит учащегося к  пониманию конструктивной закономерности многообразных форм природы.

Для изучения объективных свойств  натуры берутся предметы с ясно выраженными  формами. Освещение (преимущественно  искусственное) должно способствовать выявлению пластических свойств  изучаемых объектов. Расстояние от рисующего до модели соблюдается небольшое, так как близкое расстояние способствует объемному и детальному восприятию изображаемого, облегчая его подробное изучение. Предмет должен весь помещаться в поле ясного видения.

Предмет мы воспринимаем не всегда таким, каков он в действительности. Высотный дом иногда нам кажется меньше мизинца, шестисторонний куб в некоторых  положениях - квадратной плоскостью и  т. д. В таких случаях Чистяков рекомендует изучать те законы, в  силу которых происходит подобное несовпадение.

Точно так же и форма того или  другого предмета в зависимости  от освещения, среды и пространства может различно восприниматься нашим  глазом. В зависимости от перемещения  источника света одни формы выявляются, другие исчезают, поглощенные тенью. Различно воспринимаются формы при  контрастном освещении, рассеянном или слабом свете. Рассмотрев способы  рисования основных свойств предмета, переходим к закономерностям, определяющим его «вид».

 «Вид» предмета, необходимость  показать его таким, каким он  кажется нашему глазу, требует  добавления других изобразительных  средств, направленных на выявление  свойств предмета, находящихся в зависимости от условий окружающей его среды и освещения.

Передача освещения в  рисунке.

Передача освещения раскрывает значение тона для рисунка. Под тоном  следует понимать количество света, отражаемого каждой поверхностью предмета. Количество отражаемого света определяется: степенью приближенности источника  света к данной поверхности; углом  падения света на эту поверхность; степенью удаленности наблюдаемого предмета от глаза; окраской данной поверхности (различные цвета отражают разное количество света).

Значение тона для рисунка универсально. Свет, пространство, окружающая предметы среда, материальность и фактура  предметов передаются в рисунке  тональными отношениями. Цельность  рисунка зависит от правильно  выдержанного тона, определяющего и  правильное положение поверхностей предмета.

Тональные задачи могут быть успешно  разрешены только в связи с  изучением форм изображаемого объекта.

Главная задача тонального решения  заключается в том, чтобы правильно  передать светотеневые отношения модели. Однако необходимо иметь в виду, что эти отношения в натуре и на рисунке не могут быть тождественны, так как в рисунке тональная  гамма имеет предел, чего нет в  натуре.

Следовательно, в рисунке нужно  передавать не абсолютную силу света  и тени, а лишь правильные отношения  между ними, для чего приходится сужать естественную тональную гамму  путем соответствующего уменьшения силы соседних тонов.

Непомерное зачернение теней, так часто наблюдаемое в практике учебной работы, объясняется наивной попыткой учащихся передать на бумаге реальную силу света.

Работая над рисунком, необходимо все время выдерживать его  тональный масштаб, устанавливаемый  при помощи сравнений. Часто в  погоне за световым эффектом учащийся всецело сосредоточивает свое внимание на одном каком-нибудь месте рисунка, начиная утрировать здесь контрастность  двух соседних отношений. В результате эта часть рисунка вырывается из общего тонального решения; светотеневые отношения всего рисунка нарушаются, свет начинает выделяться, тень проваливается, рисунок становится пестрым и  раздробленным.

Как мы уже сказали, под тоном  надо понимать количество света, отражаемое поверхностями объема. В тональных  решениях рисунка надо руководствоваться  тем же принципом, что и в объемных построениях - от общего к частному и от частного опять к общему. Выдержать тональный масштаб  рисунка возможно лишь при условии  последовательности в работе. Вначале  нужно установить основные отношения  света и тени, а когда эти  отношения будут установлены - переходить к поискам полутонов, а затем  к бликам и рефлексам.

Существуют следующие градации светотени (которые мы указываем  в порядке нарастающей светосилы): тень, рефлекс, полутон, свет, блик. В  полной силе эти отношения наблюдаются  только на неокрашенных предметах (гипс). Во всех других случаях они корректируются окраской предметов, а также воздушной  средой. На воздухе тень на отдаленном предмете кажется светлее тени на переднем плане.

Средства рисунка.Понятие о тоне.

Линия и тон – главные изобразительные  средства рисунка.

Понятие «пластическая выразительность  рисунка» связывают с гибкостью  и характерностью линии, способностью глаза широко охватывать тонкие тональные  градации, всевозможные светотеневые эффекты в изобразительной моделировке  формы. Функция линии не сводится к одному лишь обозначению и ориентации на уподобление внешней форме  предмета.

Средствами линии определяются пропорции предмета – она инструмент анализа строения формы предмета и одновременно средство создания самой  этой формы. Линия не только позволяет  строить статичную форму предмета, но и обозначать ее различные ракурсные динамические повороты. При симметричности формы предмета линия позволяет определить его центральную ось, при ракурсности передачи формы линия определяет не только сам ракурс предмета, но и его возможный поворот. Невидимые грани формы в рисунке «насквозь» намечает вспомогательная, дополнительная линия, позволяющая наиболее достоверно построить сложную форму (например, пространственное и ракурсное построение головы человека в портрете, предмета в натюрморте и т. п.).

В искусстве, тон относится к  степени легкости или темноту  области. Тон варьируется от ярко-белого источника света через оттенки серого до глубокого черного тени. Как мы воспринимаем тон объекта зависит от его фактического легкость поверхности или тьмы, цвета и текстуры, фон и освещение. Тон может быть использован широко («глобальный тон») для обозначения основных плоскостей объекта; «местных тон" художников-реалистов использование точно обозначает незначительные изменения в плане.

Линейная перспектива - прием передачи пространства на плоскости

Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения  разноплановых объектов расположенных  на плоскости.Если на снимке удается воспроизвести достаточно "читаемую" разницу масштабов разноудаленных объектов съемки, то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов - первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы - стремление параллельных сойтись в одной точке на линии горизонта. Наличие линейного рисунка, обозначающего пространство на плоскости, имеет большое значение. В силу геометрических свойств оптики, объектив автоматически строит изображение предметов расположенных близко - крупнее, а далеко - мельче. Однако, полагаться на то, что фотообъектив сам построит правильное изображение и "пространственная" картина на плоскости снимка получится сама по себе, не приходится.

Решение задачи пространственного  построения кадра находится в  выборе направления съемки, расстояния и высоты точки съемки. Именно эти  координаты определяют:

• Пространственный или плоскостной  линейный рисунок кадра. (Направление  съемки)

• Соотношение масштабов изображения  разноудаленных объектов съемки. (Расстояние точки съемки)

• Площадь горизонтальной и вертикальной поверхности на плоскости изображения. (Высота точки съемки)

Объемно-пространственное строение

Всякий предмет имеет, как известно, три измерения, и соотношение  этих трех измерений мы всегда ощущаем. Поэтому объемная характеристика предмета зависит от его основных измерений.

Если ширина и высота несравненно  больше глубины, то такое строение называется фронтальным. Предмет, обладающий подобным строением, как бы вытянут по фронту.

Если же его глубина того же порядка, то такое строение мы называем пространственным, а фигуру с таким строением  будем называть пространственной. В  этом случае между передней плоскостью и удаленной частью тела есть ощутимое пространство.

Предметы многообразны, и для  их характеристики пользуются термином «объемно-пространственная структура». Постараемся пояснить это понятие, сравнивая обыкновенные бытовые  предметы: часы, табурет, стакан. Часы —  замкнутый объем, цилиндрический, кубический или призматический. Этот объем мы можем легко очертить, почувствовав его замкнутость по отношению  к внешнему пространству. Табурет  технически элементарнее, но его объемно-пространственная структура сложнее: ножки и сиденье, намечая пределы предмета, как  бы охватывают некоторое пространство. Совершенно иное строение стакана: у него есть свое почти замкнутое внутреннее пространство, сообщающееся с внешним лишь с одной стороны.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"