Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

Анализ развивающего занятия

Педагогический анализ — целенаправленное изучение занятия в целом, его  объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат  и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию  работы педагога.Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна, способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия. Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обусловливают целостность объекта, его развивающую направленность.Под структурными элементами понимается: -       характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;-       цель, задачи занятия — элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;-       условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;-       деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;-       деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему. вязь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия. Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействияСвязь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».

Методика проведения педагогического  анализа предполагает.

1.     Сбор информации. Изучение  модели или конспекта занятия,  с целью определения вида, формы,  темы занятия; изучения цели  и образовательных задач; установления  места данного занятия в процессе  обучения. Просмотр занятия, фиксация  его хода по какой-либо схеме  или ведение видео, аудиозаписи,  фото съемки. Просмотр детских  работ.

2.     Характеристика элементов  занятия и связей между ними. Оценка каждого элемента занятия,  выделенного в модели. Определение  в модели связей, их сравнение  со связями, реально существующими  в просмотренном занятии, т.е.  сопоставление модели и реального  объекта.Методически грамотная формулировка образовательных задач, их соответствие уровню развития детей. Направленность деятельности педагога на создание необходимых условий обучения и решение задач занятия. Точность применения методических приемов. Деятельность детей, содержащая оценку освоения ими нового знания; особенности поведения каждого ребенка на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию), учебные навыки детей. Условия проведения занятия — выделение и оценка соответствия требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических и организационно-педагогических условий.Определение вида связи:-       между видом, формой, темой занятия и образовательными задачами, которая определяет: соответствуют ли цель и задачи виду, форме, теме занятия; дает ли возможность данное занятие полностью реализовать предложенное содержание обучения;-       между образовательными задачами и деятельностью педагога, которая определяет приемы для решения каждой задачи и возможность данной совокупностью приемов качественно достичь цели занятия;-       между программными задачами и деятельностью детей. В осуществлении данной операции необходимо оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие детей и их познавательную активность;-       между образовательными задачами и условиями проведения занятия, которая поможет оценить, как задачи определили расположение рабочих столов педагога и детей, наглядных пособий, использование раздаточных материалов;-       между деятельностью педагога и деятельностью детей, оценивающая взаимодействие, согласованность их деятельности. В этой операции также необходимо сопоставить тон воспитателя, стиль общения с особенностями поведения детей на занятии. Может ли педагог контролировать, анализировать деятельность детей в ходе занятия, и на этой основе корректировать свои действия, приемы работы;-       между деятельностью педагога и условиями проведения занятия. В этой операции необходимо выявить умение педагога использовать в своей деятельности имеющиеся условия, корректировать свою деятельность в связи с изменением условий; -       между условиями проведения занятия и деятельностью детей, в которой оценивается, как условия отразились на результатах усвоения детьми программного содержания;

3.     Формирование выводов  и рекомендаций. Определение эффективности  проведения занятия в соответствии  с целью и образовательными  задачами. Выяснение причин, определивших  полученный результат. На основании  выводов вырабатываются рекомендации. Формулировка рекомендаций должна  быть конкретной, четкой, педагогу  должно быть понятно, что нужно  сделать по совершенствованию  своей педагогической деятельности. Рекомендации могут быть направлены  как на ликвидацию причин, отрицательно  повлиявших на результативность  занятия, так и на стимулирование  педагога к профессиональному  росту, повышению квалификации, обобщению  и распространению собственного  педагогического опыта

4.     Заполнение карты  или схемы анализа занятия.  Письменная фиксация анализа  занятия (карта, опорная схема  и т.д.) позволит проследить профессиональные  изменения в работе педагога

Формы проведения анализа могут  быть различными:

§   воспитатель показывает рисунок  и предлагает оценить, все ли в  нем правильно, как выполнено  задание, что интересного придумал ребенок;

§   одному из детей дается поручение  выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

§   ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;

§   дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Особенности ИЗО д-ти детей вне занятия

Самост-ая худ-ая деят-ть – это деят-ть вне занятий, которая возникает по инициативе ребёнка. В ней выявляются интересы и склонности детей. Эта деят-ть способна также объединять детей по интересам.

Самост-ой худ-ой деят-тью дети должны заниматься не только в помещении, но и на улице.

 В связи с этим в д\с  должны быть мольберты, цветные  мелки, наборы для мозаики,  пазлы.

 Зимой дети должны заниматься  конструированием из снега. Чтобы  работы детей были более яркими  воспитатель должен приготовить  цветные льдинки, снежки для  украшения фигур из снега.

 Осенью дети могут конструировать  из опавших листьев.

Самост-ой деят-ти детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика рук-ва самост-ой деят-тью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие  при этом самост-ых способов действий.

2. Ознакомление детей с окр-им миром и форм-ие ярких впечатлений, в том числе и худож-ых, от восприятия произв-ий искусства, предметов нар-го творч-ва, праздников и развлечений.

3. Работа с семьёй с целью  создания благоприятных условий  для этой деят-ти в домашнем кругу.

4. Создание материальной среды,  стимулирующей и обеспечивающей 

Самост-ая худож-ая деят-ть -  индивидуальная (если дети не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми, с рассеянным вниманием. Работа с одарёнными детьми, проявляющими устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности); фронтальная (подготовка к праздниками и т.п.); подгрупповая (работа подгруппами на прогулке и т.п.)

В настоящее время широко распространены такие формы работы, как кружковая, студийная и пр.

Подготовка к занятию

Если ребята сидят за четырехместными  столами, необходимо несколько экземпляров  натуры поставить в двух или трех местах, чтобы все видели ее перед  собой.

Воспитатель должен продумать место, где он будет находиться во время  объяснения. Не следует стоять на фоне окна или лампы, так как свет, падающий в глаза детям, будет мешать им ясно видеть.

Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут  быстро утомляться.

Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив  тему и программный материал, воспитатель  обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

При планировании занятий воспитатель  определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и  т. п.

Накануне занятия воспитатель  готовит необходимый материал для  работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется  состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся  в день занятия — клейстер для  наклеивания форм, краска.

В групповой комнате перед началом  занятия мебель должна быть расставлена  на свои места, материал заранее подготовлен  на столах, наведен порядок в игровом  уголке.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей  отнести на стол карандаши, кисти, доски  для лепки, тряпочки и т. п. Такая  помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.

В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные.

Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы  и не отвлекать внимание ребят.

Одной из главных задач воспитателя  является создание творческой атмосферы  и сохранение у детей до конца  занятия интереса к работе. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может  быть рассматривание картин, использование  игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. В младших группах занятие  часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с  детьми, садится на место, с которого ее видят все дети.

В старших группах занятие можно  начать с беседы, в процессе которой  будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где  были вчера? Что читали? И т. д

Иногда занятие организуется как  коллективное выполнение задания. Такая  форма работы возможна во всех возрастных группах. Например, во второй младшей  группе дети выполняют рисунки на тему «Дом». Затем работы вывешиваются в ряд — получается улица. В  средней и старшей группах каждый ребенок выполняет, например, узор на бумаге определенной формы и цвета, а затем работы объединяются в общий «ковер».

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время  прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее мы их посмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд  и обсуждают всей группой. В младших  группах не рекомендуется откладывать  оценку надолго, так как у детей  пропадет интерес к результатам  своего труда.

Задачи и функции изобразительного искусства в детском саду

Задачи изобразительного искусства

Программные задачи по ознакомлению  детей с живописью

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным  искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно  разделить на четыре группы:

Первая группа –  содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в  своём произведении, что хотел  выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил  действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые  воспитатель формирует у детей  умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие  вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам  понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог  мог наметить, какие нравственно  – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства  воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

2 младшая  группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Начинают  знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-дидактической  картиной. В ходе этой работы у них  воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть. что и как изобразил художник в рисунке.

При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким  образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания  знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться  на красоту изображённых предметов  и явлений в произведениях  искусства.

Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали.

При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму.

Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения.

Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как  «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между  содержанием, изобразительными и выразительными средствами.

У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность  эстетически воспринимать действительность.

Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся  картины, рассказать об эмоциональных  ассоциациях.

У них формируют понятия «хороший», «красивый».

Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать  специфику и своеобразие каждого  жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и  понимать настроение, характер, взаимосвязь  жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"