Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный). Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные (геометрический, символический). К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная.  Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также  сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур. Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете — геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии. В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте. Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения. Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части.Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художнику."Стилизация, по своей содержательной сути применяется в дизайне для обобщения, системного соподчинения признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета". Чернышев.Стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.Ритм – закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Ритмическая повторяемость в текстильном орнаменте мотивов и элементов этих мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, площадей, орнаментальных пятен, просветов между ними является важнейшей характеристикой этого орнамента. Ритмическая организация – взаиморасположение мотивов или элементов мотива на композиционной площади (плоскости).

Особенности компановки узора.Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из повторяющихся ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия, книги и т.д.), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом архитектонику и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. Принципы построения орнамента. Различные системы декора позволяют извлечь наибольший эффект из избранных мотивов. Главный из них повторение, которое уже само по себе, если мотив удачно выбран, дает хороший декоративный эффект. Повторение придает ценность малозначительному элементу; его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Повторение мы часто видим в бордюрах, лентах и фризах. Инверсия (обратное расположение) узора дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим позволяет избежать однообразия. Чередование выполняет ту же роль, помещая мотив то в вертикальном, то в горизонтальном направлениях. Можно также чередовать элементы плоские и рельефные, прямые и изогнутые; и, наконец, художник может добиться особого эффекта чередованием цвета или даже только светлых и темных тонов. Симметрия располагает два сходных мотива по обе стороны от оси, изображенной или воображаемой, - абсолютная симметрия. Существует также относительная симметрия, которая достигается не сопоставлением сходных деталей, а равновесием масс; частичная симметрия сводится к деталям мотива. По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический состоящий из абстрактных форм, природный, куда входят растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и т.п.; зооморфный (животный), стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; антропоморфный, использующий для мотива человека; пейзаж и неодушевленные предметы. Комплексные мотивы включают в себя надписи, символы, геральдическую тематику и имеют двойное назначение, утилитарное и декоративное. Квадрат, прежде всего ограничивает поверхности, заполненные мотивами, как мы это видим, например, на кессонированных потолках эпохи Возрождения. Треугольник служит орнаментальным мотивом для мозаичных полов и для тканей. Шестиугольник и восьмиугольник, и их сочетания широко воспроизводились в декоративном искусстве стран ислама. Так же часто и в самых разных странах применяется мотив круга, использовавшийся как собственно орнаментальный элемент, например на кипрских гончарных изделиях, так и для ограничения поверхности, заключающей в себе другие мотивы, как, например, на японских гербах. Полукруг нашел гораздо более узкое применение, хотя и служил в архитектуре как рельефный орнамент в форме переплетенных арочек, тогда как эллипс чаще употреблялся в орнаменте эпохи Возрождения.

Основы дизайна. Правило золотого сечения.

Когда мы смотрим на картину, или  на стену комнаты, сначала информацию обрабатывает правое полушарие, "техническое". На предмет кратных и четких пропорций, повторения одинаковых элементов. Затем, если правое не найдет для себя ничего интересного, вступает левое, "гуманитарное". Оно отвечает за ассоциативный ряд, фантазию, и прочую лирику. Если художник нарисует самый красивый пейзаж на свете, но линия горизонта на картине  будет делить ее ровно пополам - красоты  этой никто просто-напросто не увидит. Мозг зрителя не воспримет никакой  красоты, потому что "гуманитарное" полушарие даже не "включится".  Правило золотого сечения гласит: никаких ровных или кратных делений. Только ассиметрия и иррациональность. Надо сочетать два цвета обоев на стенах на треть по высоте? Отмерьте треть и еще чуть. Основы дизайна. Психология восприятия визуальной информации. Разберем "по косточкам" вещи и явления из самой гущи повседневной жизни. Нравится картина или нет. Удобно, уютно в комнате или не очень. В сознание поступает только результат, а голова при этом проделывает действительно большую аналитическую работу. При взгляде на картину мы пробегаем взглядом из верхнего левого угла в нижний правый. Всегда. Без исключений. Правши и левши. Затем уже начинаем блуждать по картине взглядом, останавливаясь сначала просто на ярких пятнах, а затем на элементах, несущих смысловую нагрузку. Отношения между этими геометрическими примитивами могут быть весьма драматичны. В зависимости от их положения, изображение квадрата и кружочка приобретают любое эмоциональное звучание. А все потому, что мы смотрим на картинку из верхнего левого угла в правый нижний, и фигуры воспринимаем по очереди, значит - во времени, - значит в действии. В первом случае большой квадрат "нависает" над шариком. Как будто сейчас раздавит. Округлые, мягкие формы, и меньшие размеры шарика ассоциируют его с маленьким и хорошим. Угловатый квадрат здесь - "злой", опасный.  А во втором шарик "парит", как бы улетает от квадрата. Квадрат теперь дает нам чувство уверенности, основательности, покоя.

Виды ИЗО искусства

Рисование - одно из любимых занятий  детей, дающее большой простор для  проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. Им доступно использование выразительных  средств рисунка. Так, цвет применяется  для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения  рисующего к объекту изображения  и в декоративном плане. Овладевая  приемами композиции, дети полнее и  богаче начинают отображать свои замыслы  в сюжетных работах. В детском  саду используются в основном цветные  карандаши, акварельные и гуашь, краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается  линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем  линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую  деятельность мышления ребенка. Нарисовав  одну часть, он вспоминает или видит  на натуре, над какой частью следует  работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании  рисунка, ясно показывая границы  частей. В рисовании красками (гуашью и акварелью^ создание формы идет от красочного пятна, В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море, и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Лепка. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх. Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий. Аппликация в процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов. В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая  объемная форма. Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов - изображение домов, транспорта, животных и т.д.

Взаимосвязь различных  видов изобразительной деятельности

Связь между различными видами ИЗО  д-ти осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.Так,ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной.В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга.В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать,использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения.Знания,приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобр-ой д-ти, могут с успехом использоваться на занятиях др видами работы с материалом.

Задачи обучения изобразительной  деятельности

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно  передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения  конкретных предметов и явлений.

Изобразительные возможности дошкольника  в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его  рисунка или лепки.

Дошкольнику трудно передать все характерные  признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных  умений. Например, передача различных  переживаний, чувств человека, сложных  ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребенок создать обобщенный типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приемы изобразительного искусства в силу их сложности или условности.

Правдивость создаваемых дошкольниками  образов будет заключаться в  наличии некоторых признаков  предмета, которые дадут возможность  узнать предмет.

Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений  в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных  умений и навыков, требующих большой  работы мысли и воображения. Ребенку  необходимо определить, что является главным в изображении, а что  второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д.

Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском  саду она решается главным образом  в старших группах.

Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

Решение этой задачи связано с особенностями  эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование  ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке — это  украшение вылепленной посуды и  декоративных пластин узором, выполненным  в виде росписи красками или лепным способом.

Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются  в способности передавать форму  предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические  навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить  линии в любом направлении.

Принципы построения программы

Программа детского сада по изобразительной  деятельности разработана на основе задач, стоящих перед обучением  детей данному предмету. построена с учетом общих дидактических принципов обучения.

Один из основных принципов построения программы — воспитывающий характер обучения. В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и  воспитания является развитие творческих способностей детей. Принцип воспитывающего обучения может быть сформулирован, как единство творческих и учебных  задач.

Педагог должен внимательно подходить  к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться  при подборе объектов изображения  и определении объема изобразительных  умений и навыков для детей  каждого возраста.

В программе воспитания детей младшего дошкольного возраста на первом месте  стоят задачи развития руки, умений производить ею несложные движения для создания простейших форм. Координация  движений руки и зрительный контроль за этими движениями — задача достаточно трудная для ребенка.

Для детей средней группы программой предусмотрено расширение материала  по содержанию, поскольку изобразительные  умения детей более развиты. Им уже  доступно изображение фигуры человека.

В старшем возрасте, особенно в  подготовительной группе, кроме бытовых  и природных тем, широко используются темы из общественной жизни (праздники, труд в городе и деревне и др.), а также темы литературных произведений.

Поэтому содержание программного материала  по общим для всех групп темам (изображение деревьев, домов и  т. п.) будет различным в зависимости  от возраста. В программе воспитания в детском саду принцип повторности  осуществляется как на материале  для одной группы, так и в  отношении преемственности между  всеми группами.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"