Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Ораторское искусство в СКСТ.docx

— 209.01 Кб (Скачать файл)

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.

Рито́рика  — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.– это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия.Предметом служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Ритор - это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи. Целью риторики как науки стало обучение свободной, целесообразной и убедительной речи. 1. Ритор - часть филологии, научная дисциплина, изучающая прозаическую (в противоположность художественной) речь в ее отношении к мышлению. Как филологическая дисциплина она стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики, семиотики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное не только исторически, но и методологически. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного яза (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре яз личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. В этом смысле ритор дополнительна лингвистике, которая абстрагируется от личности и от конкретных обстоятельств общения. Поэтому ритор - персоналистическая теория речи.2. Ритор обобщает опыт общественно-язовой практики и имеет дело с произведениями слова - высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют рус, французская, американская ритор, каждая из которых изучает специфический для каждой культоязовой общности тип язовой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная рус ритор, но невозможна универсальная ритор.3. Поскольку русское обво с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции европейской православной культуры, строй и система понятий русской риторики приспособлены к культой традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техн аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому рус ритор избегает психологической трактовки личности, использования общественного мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей, лежащих в основании общих мест и не является суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением.4. Как учебная дисциплина рус ритор предполагает специальное и литературное образование ритора: осознанную мировоззренческую позицию, компетентное владение предметом аргументации и использование уместной техники речи, вытекающее из изучения литературных норм ее построения.5. Современная рус техн аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской и античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ. Строй и терминология риторики отражают и нормируют технику аргументации. Преемственность риторической терминологии, как и грамматической, позволяет понимать аргументацию как культуру мышления и слова. Вот почему рус ритор в основном сохраняет классическую терминологию, хотя содержание терминов нарастает и терминологические новации иногда необходимы.

 

Родиной красноречия считается Эллада, в которой в 5 в. до н.э. развивалась рабовладельческая демократия. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, и политический деятель непосредственно обращался к народу (демосу). Суд также совершался публично. Обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая в своей невиновности. В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики.  Трудно было встретить оратора, более плохо подготовленного к своей роли, нежели Демосфен. Неудивительно, что его первое выступление было встречено всеобщим хохотом и шиканьем, заставившим «витию» умолкнуть и исчезнуть. Однако этот человек, благодаря огромной работе над собой, сделался ритором, которого мир не видал ни до, ни после. Культ Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом, в котором в I веке н.э. возрастает роль народного собрания и судов. Вершиной ораторского искусства этого времени является деятельность Цицерона.Цицерон написал три трактата: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Он считал, что оратором может быть только высокообразованный человек, который имеет целью борьбу за счастье людей. Главное в риторических сочинениях - это теория оформления мысли, работа над язом, ритмикой речи, над выразю, над жестом и мимикой. Простота речи должна быть заполнена возвышенностью и силой выражения. Само слово ритор (rhetorike) - греческого происхождения. Создатели риторики видели в ней «науку убеждать» мудростью и мастерством слова. Красноречие почиталось одной из высших наук о разуме человека. И в наши дни не устарели труды Аристотеля /384-322 гг. до н. э./, который свою книгу «Ритор» делит на три части: общие цели этой науки, виды речей, принципы убеждения; личность оратора;

правила построения речи и словесного оформления мысли.

иторические школы Древней Греции и Древнего Рима  заложили основные темы в европейской культуре, дошедшие до наших дней: Источники красноречия: природные данные, одарённость оратора, его личностные качества и профессиональная выучка, овладение риторической системой, потребности, рожденные жизнью.

Философские обоснования права  оратора на выступления, чтобы нести  людям свои идеи, использовать в  диалоге с аудиторией своё превосходство  в мастерстве, во владении тайнами  ремесла.Род красноречия и виды речей: учебные, военные, судебные, деловые.Три взаимосвязанных элемента риторики: этос - нравственное начало; логос-мысль, заключённая в речи, и слово, выражающее её; пафос-чувство, воодушевление, вложенное в речь.Разделы риторики: инвенция (изобретение, работа над содержанием), диспозиция (расположение), элокуция (выражение мысли); меморио (запоминание), акцио (исполнение, произнесение речи).

 

Вопрос 2 Ораторское искусство в  России. Риторика Ломоносова.

В России, в допетровский период развития литературы, ритор могла иметь  применение лишь в области духовного  красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые  стилистические замечания в «Изборнике»  Святослава, трактат XVI века: «Речь тонкословия греческого»[3] и «Науку о сложении проповедей» Иоанникия Голятовского.Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века, причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Ритор» Ломоносова, 1748), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском язе — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому язу западную теорию трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, ритор здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века

 

Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.

Приёмы установления контакта с аудиторией.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт  со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит  наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать  аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему. 

Главные показатели взаимопонимания  между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно  поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают  небольшую психологическую паузу - 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься  с разной интонацией. Они разделяются  паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Ораторские приемы:1 Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.2Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.3Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность. 4Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.5Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.6Показ практической значимости информации.7Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.8Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".9 Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").10Прием градации - нарастание смысловой  и  эмоциональной значимости  слова.  Градация  позволяет усилить,  придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.11Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Поза, жесты, мимика оратораПоза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

В ораторском искусстве используются:Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Вопрос 4 Методы изложения  материала в выступлении

Хорошо продуманное  вступление еще не обеспечивает успеха речи. Ритор может оригинально  начать выступление, заинтересовать слушателя, но впоследствии упустить их внимание и интерес. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно  разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели  подводятся к необходимым выводам.

В главной части  надо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Готовясь к выступлению, ритор должен продумать, каким методом он будет пользоваться при изложении главной части, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует для привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать воздействие на аудиторию.

Структура выступления  зависит во многом от метода изложения  материала. В науке выделяют следующие методы:

1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а после подводит слушателей к обобщенным выводам;

2) дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале выдвигает какие-либо предположения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах;

3) метод аналогии – совпадение различных

явлений, событий, фактов. Обычно параллель

проводится с  тем, что хорошо известно слушателям;

4) концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Ритор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5) ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор не возвращается к ней;

6) исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

При работе над  главной частью следует уделить  внимание логическим (обращенным к  разуму слушателя) и психологическим (обращенным к чувствам) доводам. При  этом самые сильные доводы принято  располагать в конце речи.

Каждому ритору надо также помнить о некоторых  недостатках в композиции, которых  следует избегать. Основным из них  является нарушение логической последовательности в изложении материала. Здесь  же необходимо избегать перегрузки текста теоретическими рассуждениями, отсутствия доказательности основных положений, обилия затронутых вопросов и проблем. К недостаткам композиции относят  также шаблонное, трафаретное построение речи.

Информация о работе Шпаргалка по "Ораторскому искусству"