Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

Принцип повторности .Повторение изученного материала всегда должно включать элементы нового, что поможет избежать однообразия в обучении. Изображая предмет в какой-то новой ситуации, ребенок начинает творчески мыслить.

Итак, программа по изобразительной  деятельности в каждой возрастной группе строится на основе общих задач воспитания и дидактических принципов, составляющих основу системы обучения.

При планировании занятий по изобразительной  деятельности воспитатель должен учитывать  требования программы, помнить о  связи этой деятельности с другими  занятиями.

Правильно составленный план работы поможет воспитателю решить задачи художественного воспитания детей.

Типы занятий

Различают два типа занятий по изобразительной  деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и  на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем  изобразительных умений и навыков  детей, их возрастными особенностями.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению  приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия  обычно отводится для работы детей  по собственному желанию.

Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные  темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление  приобретенных умений и навыков  и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

В средней группе повторение пройденного  программного материала — закрепление  навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени  на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.

Изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач. Например, в старшей группе при рисовании многоэтажного дома основная цель занятия — овладение умением правильно строить рисунок двух или трехэтажного дома, окна которого расположены ровными рядами. Это — основная программная задача. В процессе выполнения изображения дети самостоятельно продумывают цвет стен и крыши, решают вопрос о количестве окон и их форме, используя имеющиеся у них умения и навыки.На этом занятии не рекомендуется ставить перед ребенком и такую задачу — нарисовать красивый дом или дом, в котором он живет. Выполнение ее потребует от ребенка большой творческой энергии, что ослабит его внимание к решению учебных задач. Такое задание можно дать на последующих занятиях, при закреплении пройденного материала.Таким образом, инициатива детей должна быть направлена в первую очередь на овладение новыми приемами, умениями, а не на расширение содержания задания.

Удачным для работы по замыслу может  служить рисование на тему «Праздник  в детском саду», позволяющее  каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся момент праздника  и изобразить его.

Повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий — закрепление  знаний, умений и навыков, приобретенных  детьми на предыдущих занятиях.

Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных  задач. В процессе реализации замысла  идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ.

Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель  показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной  ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель  использует наглядные пособия для  уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким  образом, руководство детской работой  на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя  диктуются конкретной темой, выбранной  ребенком.

Организация занятий

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее  освещение рабочих мест.

Процесс рисования, лепки, конструирования  связан с фиксированной статичной  позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах, где занятия проводятся 2—3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны. После беседы, чтения художественного произведения обязателен перерыв перед занятиями  на 10—15 минут, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть.

В первой младшей группе занятия  проводятся в течение 10—15 минут, во второй младшей, средней и старшей  — 15—20 минут, в подготовительной группе — 20—25 минут.

Важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий  необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены  по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т. е. способность  четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с  медицинской точки зрения считается  дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.

Стулья расставляются так, чтобы  дети при объяснении видели лицо воспитателя.

гигиенические требования к проведению занятий

Мебель

Для дошкольных учреждений разработана  мебель (столы и стулья) различных  размеров соответственно росту детей. В старшей и тем более подготовительной к школе группе, где значительно больше времени выделяется для занятий, желательно иметь вместо шестиместных, которыми обычно оснащаются младшие и средние группы, двухместные столы с двумя выдвижными ящиками, где хранят пособия для занятий. На обратной стороне сиденья и на наружной стороне подстолья отмечают группу мебели.

Организация занятий

Столы и стулья во время занятий  должны быть размещены в групповой  комнате так, чтобы воспитатель  во время выполнения детьми задания  мог свободно подходить к каждому  ребенку, а дети имели возможность  отодвинуть стул и выйти из-за стола, не мешая друг другу. Естественный свет должен падать с левой стороны. Для  лучшего естественного освещения  шестиместные столы ставят в два  ряда, двухместные — в три ряда, узкой частью к окнам. Детей рассаживают так, чтобы они не мешали сидящим сзади. Однако детей с дефектами зрения, несмотря на их рост, сажают ближе к источнику света, а детей с пониженным слухом — ближе к воспитателю. Нельзя сажать детей спиной к свету.

Все необходимые пособия (бумага, карандаши, краски и пр.) надо заранее подготовить  и разложить, чтобы детям было удобно работать, не вставая с места  и не прося соседей передать ту или иную вещь. Каждая деталь, изображенная на пособии, должна быть видна без  напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м; величина рисунка для показа — не менее 31*21 см. При объяснении содержания занятий воспитатель  выбирает наиболее удобное место, чтобы  дети могли хорошо его видеть.

Рисование и раскрашивание

На занятиях по рисованию необходимо прежде всего научить детей правильно держать карандаш: без напряжения, на расстоянии 4—5 мм от отточенного конца, под углом 60° по отношению к бумаге. Отточка карандаша не должна быть очень длинной, так как дети, не умея регулировать силу нажима, часто ломают графит, что может вызвать отрицательные эмоции, снизить интерес к работе. Для детей дошкольного возраста рекомендуются простые карандаши с мягким графитным стержнем (№ 1) или со стержнем средней жесткости (№ 2). Карандаши с твердым графитным стержнем (№ 3 и 4) не рекомендуются, так как при пользовании ими детям приходится делать слишком сильный нажим, что быстро утомляет их руку, а штрихи рисунка выглядят очень бледными. Наиболее удобны карандаши круглой формы, а не шестигранной или восьмигранной. Размерам кисти ребенка лучше всего соответствуют карандаши длиной 17 см и диаметром 8 мм.

Краски готовят к занятию  воспитатели, так как для детей  разведение красок слишком сложное  и трудное занятие. К тому же они  не могут сделать это достаточно аккуратно, не запачкав себя и окружающие предметы. Чтобы краска не капала с  кисточки, надо разводить ее до консистенции жидкой сметаны. Во время занятий  и после них дети должны класть грязные кисти не на стол, а на специальные подставки.

Лепка

На занятиях лепкой используют пластилин, бурую или серую глину —  мягкий эластичный материал, который  легко поддается нажиму детской  руки. Очищенную от примесей глину  скатывают в шарики, легко помещающиеся в руке ребенка, и на небольших  фанерных дощечках подают детям. После  работы с пластилином и глиной дощечки тщательно промывают  и просушивают.

Аппликация

Приступая к занятиям по аппликации, воспитатели обучают детей держать  ножницы, вкладывать пальцы в кольца, сжимать и разжимать рычаги. Ножницы, которыми пользуются дети, должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами. Очень  важно провести беседу о тяжелых  последствиях неосторожного обращения  или игры с ножницами.

При работе с клеем надо научить  детей аккуратно набирать его  на кисть, пользоваться специальными подстилками  и тряпочками при приклеивании деталей  друг к другу

Гигиенические требования к игрушкам

Приобретать игрушки следует только в государственных магазинах. Покупать игрушки у частных лиц и  артелей нельзя.

Для детей первого года жизни, которые  тянут все в рот, рекомендуются  игрушки, изготовленные из пластмассы, целлулоида и резины. Такие игрушки  хорошо поддаются очистке и дезинфекции, на них почти не задерживаются  микробы. В составных игрушках (пирамидках, наборах колец или шариков) диаметр  самого маленького их элемента должен быть не менее 30 мм, чтобы дети не могли  засунуть их в нос или уши. В  настоящее время игрушки делают из полиэтилена или полистирола. Эти материалы были тщательно  исследованы гигиенистами и получили положительную оценку.

Бумага и картон — удобный  и дешевый материал для изготовления игрушек. Несмотря на то что игрушки из этих материалов быстро загрязняются и приходят в негодность, особенно при коллективном пользовании, наличие их в детских учреждениях допускается. Но в случае возникновения в группе инфекционного заболевания все бумажные игрушки следует сжечь.

Игрушки из папье-маше в детских  учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них быстро сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться  микробы. Матерчатые, ватные и меховые  игрушки также нежелательны: они  легко загрязняются и могут быть источником инфекции, при мытье или  дезинфекции они, как правило, приходят в негодность.

Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, губные гармошки и др.) не рекомендуются, так как могут быть источником распространения инфекционных заболеваний. Игрушки из легко бьющегося материала, например елочные украшения, фарфоровые, фаянсовые и глиняные фигурки, статуэтки, давать детям в руки не следует. Они  пригодны лишь для экспонирования.

Оптические игрушки (фильмоскопы, калейдоскопы, волшебные фонари, игрушечные подзорные трубы и др.) должны давать четкое, достаточно крупное  изображение, чтобы не вызывать напряжения зрения. Самопроизвольное изменение  фокусного расстояния при пользовании  оптическими игрушками должно быть исключено, а электрическое напряжение в электрических игрушках не должно превышать 26 в.

Дети очень любят делать игрушки  сами. Для этого можно использовать картон, бумагу, катушки, лоскуты, баночки  и коробочки, принесенные ими  из дома. Однако весь принятый от детей  материал, так же как и вновь  купленные готовые игрушки, следует  предварительно обеззаразить (продезинфицировать).

Детский строительный материал, мозаика, набор геометрических фигур и  прочие изделия из дерева или толстой  фанеры должны быть посильны для ребенка  и по общему весу составных частей не превышать 1—2 кг. Все элементы должны быть гладкими, без щелей и острых углов, покрашены устойчивыми масляными  красками или отполированы.

Для изолятора выделяют отдельно наборы игрушек, легко обеззараживающихся. Наиболее подходят резиновые, целлулоидные и пластмассовые игрушки.

Все игрушки следует регулярно  очищать от пыли и дезинфицировать. В группах детей от двух лет  и старше игрушки надо ежедневно  протирать влажной тряпкой, а  мягкие, если такие имеются, чистить  щеткой, выбивать и проветривать не реже одного раза в неделю, лучше  всего на солнце. При обеззараживании  ультрафиолетовыми лучами (с помощью  ламп ПРК-2, ПРК-7) игрушку облучают с  каждой стороны в течение 10 мин  на расстоянии 40 см от лампы. Одежду кукол (куклы должны быть не матерчатыми, а целлулоидными) следует не реже одного раза в неделю простирывать и проглаживать горячим утюгом.

Руководство воспитателя  в ходе занятия

В процессе занятия восп-ль наблюдает за гр детей, но его указания и советы,как правило носят индив хар-р.Индив указания должны даваться прежде всего с учетом особенности личности ребенка,уровня развития его ИЗО способностей,лишь иногда он дает разъяснения всей гр если ошибка вып-я заданий явл-ся общей.В некоторых случаях педагог заранее планирует объяснение этапов работы по частям.Н-р,при конструировании которое дается в процессе занятия.Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует,т.к. они прерывают ход мыслей детей,мешают их творческому процессу.Если занятие длилось больше обычного,дети утомлены,воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкойПеред обедом и после дневного сна работы детей вывешиваются на стенд и обсуждаются всей гр. В мл гр не рекомендуется откладывать оценку надолго т.к. у детей пропадает интерес к рез-ту своего труда.Критиковать работу детей тоже не следует.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"