Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

МЕТОДЫ  должны соответствовать общей цели и задачам обучения; специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие детей; возрастным и индивидуальным особенностям детей. Применительно к изобразительной деятельности методы традиционно классифицируются по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Они тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый метод и прием имеет свою специфику, и применяются они в различных сочетаниях, в зависимости от задач обучения.Объект исследования: уроки изобразительного искусства и художественного труда. Предмет исследования: дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.Гипотеза: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а именно:• Способствует повышению активности, заинтересованности учеников, что отражается на результатах труда• Способствует развитию любви к изобразительному искусству и художественному труду.• Развивает такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль и д.р.• Способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые перерастают в умения и навыки.• Формирует умения применять полученные знания на практике.

функции изобразительного искусства. Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия. Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни,  видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.

Задачи: Содействовать идейно-политическому воспитанию учащихся;дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти,  ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства; развить у детей изобразительные способности, художественный вкус; развить творческое воображение учащихся; развить у детей эстетические чувства и понимание прекр методы обучения изобразительной деятельности должны соответствовать общей цели и задачам обучения; специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие детей; возрастным и индивидуальным особенностям детей. Применительно к изобразительной деятельности методы традиционно классифицируются по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Они тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый метод и прием имеет свою специфику, и применяются они в различных сочетаниях, в зависимости от задач обучения.асного; воспитывать интерес и любовь к искусству.

Цели и задачи художественного  развития детей средствами искусства

Она ори¬ентирована на ребенка, на становление его духовного мира.

Цель определяется тем, ради чего происходит развитие. про¬грамма использует воздействие искусства на растущего человека, форми¬рующего его в целостную личность, направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через собственное творчество и создание художественных образов.

Эта цель реализуется через задачи художественного образования и  воспитания, направленные на развитие художественно-образного, творчес¬кого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценност-ных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия че¬ловечества, а также приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность в процессе обучения.

Приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально-ценностных отношений (т. е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духов¬ных отношений, выраженных в художественных образах) в художествен¬ном образовании и воспитании выступают на первый план. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, способные создавать куль¬турные ценности, остающиеся в веках.

Если главной целью художественного  образования является развитие у  детей эстетического отношения  к жизни, становление их духовного  мира, то к более частным целям  относятся формирование интереса к  жизни че¬рез увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприя¬тия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полно¬ценного художественного творчества, способствование развитию художе¬ственно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Такое понимание должно определять единые принципы и методы пре¬подавания любых художественных дисциплин, выражающиеся в специ¬фических особенностях языка и материала конкретных видов искусства.

Это значит, что освоение их содержания должно проходить на уровне его практического  «проживания», через общение с  конкретными произведениями разных видов искусства как выражение  чувств, мыслей, жизненной позиции  их творцов. Это предполагает, в частности, открытый характер заданий: диалог национальных и исторических форм искусства; уважение к творческой индивидуальности ученика; диалоговое общения учителя с  детьми и детей между собой  в процессе целостного художественного  познания мира на основе собственной  созидательной деятельности широкое  внедрение различных игр, способствующих активному формированию творческой личности; сочетание индивидуальных форм работы коллективными, создающими возможность своего рода обмена способностями  между воспитанниками.

Педагогические условия  успешного обучения изобразительному искусству

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного  метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и  др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью  технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить  новое содержание, выстроить доступные  связи между понятиями, запомнить  информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод  направлен на усвоение знаний, а  для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы  многообразны: упражнения, решение  стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о  событии по заранее заданной схеме  и др. Предполагается как самостоятельная  работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех  же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение  дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения  каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости  от подготовленности того или иного  ребенка.

Исследовательский метод имеет  определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут  быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в  творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется  подчеркнуть, что этот метод целиком  строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для  развития детей. Оно организуется с  помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому  развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью  воспитателя, его вопрос содержит частичное  решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое распространение  получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая  всю противоречивость решения, его  логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В  ходе проблемного изложения применяют  и образ, и практический показ  действия.

Методы исследовательский, эвристический  и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует  дошкольников к творческому добыванию  и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. Важным условием развития художественного  творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических  средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных  наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др.

Успешная реализация принципа наглядности  в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли  от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизированные  и проблемные задачи. Одно из главных  требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически  целесообразной самостоятельности, что  не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи.

Рису́нок как основа ИЗО искусства

Рису́нок - вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства.

В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с  точки зрения качества (понятие рисунка  в живописи и т. п.). Рисунок может  выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Рисунок является технической базой  изобразительных искусств, ввиду  этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная  дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками  в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный  вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически  известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С  живописью рисунок сближает его  уникальность, тогда как такие  произведения печатной графики как  гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

Элементы рисунка, создающие иллюзию  трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на котором находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

С помощью графического рисунка  можно передать не только форму и  степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных  элементов), но и "передать" цвет, - посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету. Если долго смотреть на глаза (см. портрет девушки), то создается  ощущение зеленого цвета.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"