Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование композиционных умений 2.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Использованный в ходе опытно-экспериментальной работы диагностический инструментарий позволил выявить уровни сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. В ходе диагностирования никто из детей не отказался от выполнения заданий, все были активны и заинтересованы. Условия проведения диагностических заданий на контрольном этапе не изменялись, что позволило получить относительно чистые результаты в формировании композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено диагностическое занятие, в рамках которого детям были предложены 4 диагностических задания для выявления уровня сформированности композиционных умений. Результаты обследования показали, что у детей недостаточно сформированы композиционные умения, нуждаются в постоянном контроле со стороны педагога.

         Анализ  результатов  констатирующего  этапа эксперимента показал, что ни один ребенок не отнесен к высокому уровню сформированности композиционных умений в рисовании.

На формирующем этапе эксперимента была осуществлена попытка выстроить последовательность работы по формированию композиционных умений, включая деятельность детей на занятиях и вне их. Содержание занятий усложнялось постепенно, и было связано с общевоспитательной работой. Осуществлялась работа посредством дидактических игр, рассматриваний иллюстраций и альбомов, организаций выставок.

Успешному формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста способствовал ряд отобранных педагогических условий. Проведённый сравнительный анализ позволил выявить эффективность использованных педагогических условий.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что у детей произошли качественные изменения. Дети научились располагать элементы узора в правильной последовательности, выделять композиционный центр, соотносить изображения по размеру между собой и с площадью листа. Дети стали более самостоятельными, работы имели индивидуальный характер.

         Все это  доказывает необходимость поиска  новых педагогических  условий  формирования композиционных  умений в рисовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание дошкольников [текст] / В.В. Бабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 177 с.
  2. Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
  3.   Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [текст] / Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: 1988.
  4.   Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [текст] / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: 1972. – 138 с.
  5. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий [текст] / А. А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2008 – 152 с.
  6. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество. Методическое пособие для воспитателей [текст] / А.А. Грибовская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2006. – 87 с.
  7. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошк. воз-та [текст] / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / Г. Г. Григорьева. - М., 1999. - 344 с.
  9. Доронова, Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошк. воз-та [текст] / Т.Н. Доронова. -  2-е изд – М.: Просвещение, 2002.
  10. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина. Ф.А. – М.: Просвещение, 1986. 
  11. Зубарева, Е. М. Дети и изобразительное искусство [текст] /Е. М. Зубарева. – М.: Просвещение, 1969. – 111с.
  12. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [текст] / Е.И.   Игнатьев. - М.: 1961. – 216 с.
  13. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и  художественное развитие дошкольников [текст] / Т.Г. Казакова, — М.: Педагогика, 1983. — 112с. 
  14. Казакова, Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, конспекты, планирование [текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Творческий центр, 2005. – 98 с.
  15. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» [текст] / Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.
  16. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Кождаспирова. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
  17. Козлова, С. А.  Дошкольная педагогика [текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000.- 416с.
  18. Комарова, Т.  С.   Изобразительная деятельность  в детском    саду:    Обучение    и   творчество [текст] / Т. С, Комарова. — М.:    Педагогика, 1990.—144 с.
  19. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [текст] / Т.С. Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.
  20. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений [текст] / Т.С. Комарова. — М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
  21. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие [текст] / Т. С. Комарова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.
  22. Комарова, Т.С. Учитесь рисовать и лепить [текст] / Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1967. – 112 с.
  23. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум [текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. — М.: Просвещение, 1987.— 128 с.
  24. Котляр, В. Ф. Формирование у дошкольников чувства ритма в изобразительной деятельности.
  25. Кузин, В. С. Психология [текст] / В. С. Кузин. - М.: Издательство «АГАР», 1999. – 304 с.
  26. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [текст] / И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
  27. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье [текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. — М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.— 144 с.
  28. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [текст] / под ред. Комаровой Т.С. - М.: Просвещение, 1991. – 256с.
  29. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г Мещерякова., В. П.  Зинченко - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
  30. Мижериков, В. А. Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [текст] / В.А. Мижериков. - Ростов - на Дону: Феникс, 1998. – 544 с.
  31. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта./ В.С. Мухина – М; 1982.
  32. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью [текст] / Под ред. Грибовской А. А. – М., 2004 – 192 с.
  33. Обучение дошкольников технике рисования. Учебное пособие к программе обучения и воспитания в детском саду под ред. Васильевой М. А.
  34. Полевой, В. М. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство [текст] / Под ред. В.М. Полевого.– М.: Большая Российская энциклопедия. – Кн.1. А-М. – 1999. – 447 с.
  35. Полевой, В. М. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство [текст] / Под ред. В.М. Полевого. – М.: Большая Российская энциклопедия. – Кн.2. М-Я. – 1999. – 432 с.
  36. Программа воспитания и обучения в детском саду [текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
  37. Пантелеев, Г. И. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателей ДОУ [текст] / Г. И. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1976 – 143 с.
  38. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.. - М., 1982.
  39. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве [текст] / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
  40. Сенсорное воспитание в детском саду [текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова. - М., 1969.
  41. Сокольникова, Н. М.  Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов [текст] / Н. М. Сокольникова — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  42. Трофимова, М. В. И учеба, и игра: изобразительное искусство [текст] / М. В. Трофимова, Т. И. Тарабанова. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
  43. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду [текст] / А.П. Усова. — М., 1961.
  44. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Программа дополнительного образования [текст] / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
  45. Соломенникова, О. А. Народное искусство как средство формирования эстетического отношения к действительности.
  46. Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [текст] / Е. А. Флерина. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 160 с.
  47. Художественное творчество в детском саду [текст] / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.
  48. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи. Книга для воспитателей детского сада [текст] / Р. М. Чумичева– М.: Просвещение, 1992. – 126с.
  49. Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие [текст] / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
  50. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений [текст] / Г.С. Швайко. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. —142 с.
  51. Штейнле, Н. Ф. Изобразительная деятельность. Младшая и старшая группы. разработка занятий [текст] / Н.Ф. Штейнле. – Волгоград: Корифей, 2006.

 


Информация о работе Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании