Использованный в ходе опытно-экспериментальной 
работы диагностический инструментарий 
позволил выявить уровни сформированности 
композиционных умений у детей среднего дошкольного 
возраста на констатирующем и контрольном 
этапах эксперимента. В ходе диагностирования 
никто из детей не отказался от выполнения 
заданий, все были активны и заинтересованы. 
Условия проведения диагностических заданий 
на контрольном этапе не изменялись, что 
позволило получить относительно чистые 
результаты в формировании композиционных 
умений у детей среднего дошкольного возраста 
в рисовании.
На констатирующем 
этапе эксперимента было проведено диагностическое 
занятие, в рамках которого детям были 
предложены 4 диагностических задания 
для выявления уровня сформированности 
композиционных умений. Результаты обследования 
показали, что у детей недостаточно сформированы 
композиционные умения, нуждаются в постоянном  
контроле со стороны педагога. 
         
Анализ  результатов  констатирующего 
этапа эксперимента показал, что ни 
один ребенок не отнесен к высокому уровню 
сформированности композиционных умений 
в рисовании. 
На формирующем 
этапе эксперимента была осуществлена 
попытка выстроить последовательность 
работы по формированию композиционных 
умений, включая деятельность детей на 
занятиях и вне их. Содержание занятий 
усложнялось постепенно, и было связано 
с общевоспитательной работой. Осуществлялась 
работа посредством дидактических игр, 
рассматриваний иллюстраций и альбомов, 
организаций выставок. 
Успешному формированию композиционных 
умений у детей среднего дошкольного возраста 
способствовал ряд отобранных педагогических 
условий. Проведённый сравнительный анализ позволил 
выявить эффективность использованных 
педагогических условий.
Результаты контрольного 
этапа эксперимента показали, что у детей 
произошли качественные изменения. Дети 
научились располагать элементы узора 
в правильной последовательности, выделять 
композиционный центр, соотносить изображения 
по размеру между собой и с площадью листа. 
Дети стали более самостоятельными, работы 
имели индивидуальный характер.
         Все это 
доказывает необходимость поиска 
новых педагогических  условий 
формирования композиционных  умений в рисовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы.
 
  - Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание дошкольников [текст] / В.В. Бабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 177 с.
 
  - Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
 
  -   Венгер, Л. А. Воспитание 
  сенсорной культуры ребенка [текст] / Л. 
  А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: 
  1988. 
 
  -   Ветлугина, Н. А. Художественное 
  творчество и ребенок [текст] / Под ред. 
  Н.А.Ветлугиной. - М.: 1972. – 138 с.
 
  - Грибовская, А. А. Обучение 
  дошкольников декоративному рисованию, 
  лепке, аппликации. Конспекты занятий 
  [текст] / А. А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 
  2008 – 152 с.
 
  - Грибовская, А. А. Народное 
  искусство и детское творчество. Методическое 
  пособие для воспитателей [текст] / А.А. 
  Грибовская. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 
  2006. – 87 с.
 
  - Грибовская, А. А. Детям о народном 
  искусстве. Учебно-наглядное пособие для 
  детей дошк. воз-та [текст] / А.А. Грибовская. 
  – М.: Просвещение, 2002. 
 
  - Григорьева, Г. Г. Развитие 
  дошкольника в изобразительной деятельности: 
  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. 
  заведений [текст] / Г. Г. Григорьева. - М., 
  1999. - 344 с.
 
  - Доронова, Т. Н. Дошкольникам 
  об искусстве. Учебно-наглядное пособие 
  для детей среднего дошк. воз-та [текст] 
  / Т.Н. Доронова. -  2-е изд – М.: Просвещение, 
  2002.
 
  - Дошкольная педагогика / Под 
  ред. Ядешко В.И., Сохина. Ф.А. – М.: Просвещение, 
  1986.  
 
  - Зубарева, Е. М. Дети и изобразительное 
  искусство [текст] /Е. М. Зубарева. – М.: 
  Просвещение, 1969. – 111с.
 
  - Игнатьев, Е. И. Психология 
  изобразительной деятельности детей [текст] 
  / Е.И.   Игнатьев. - М.: 1961. – 216 с.
 
  - Казакова, Т. Г. Изобразительная 
  деятельность и  художественное развитие 
  дошкольников [текст] / Т.Г. Казакова, — 
  М.: Педагогика, 1983. — 112с. 
 
  - Казакова, Т. Г. Рисование с 
  детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные 
  техники, конспекты, планирование [текст] 
  / Т.Г. Казакова. – М.: Творческий центр, 
  2005. – 98 с.
 
  - Казакова, Т. Г. Теория и методика 
  развития детского изобразительного творчества: 
  учебное пособие, для студентов вузов, 
  обучающихся по специальностям «Дошкольная 
  педагогика и психология», «Педагогика 
  и методика дошкольного образования» 
  [текст] / Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарный 
  издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.
 
  - Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров 
  А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Кождаспирова. 
  – М.: Академия, 2005. – 176 с.
 
  - Козлова, С. А.  Дошкольная 
  педагогика [текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 
  – М.: Академия, 2000.- 416с. 
 
  - Комарова, Т.  С.   Изобразительная 
  деятельность  в детском    саду:    
  Обучение    и   творчество 
  [текст] / Т. С, Комарова. — М.:    
  Педагогика, 1990.—144 с.
 
  - Комарова, Т. С. Школа эстетического 
  воспитания [текст] / Т.С. Комарова. - М.: 
  Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 
  с.
 
  - Комарова, Т. С. Дети в мире 
  творчества: Книга для педагогов дошк. 
  учреждений [текст] / Т.С. Комарова. — М.: 
  Мнемозина, 1995. — 160 с.
 
  - Комарова, Т. С. Обучение детей 
  технике рисования. Учебное пособие [текст] 
  / Т. С. Комарова. — М.: Педагогическое общество 
  России, 2005. — 176 с.
 
  - Комарова, Т.С. Учитесь рисовать 
  и лепить [текст] / Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, 
  Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1967. – 
  112 с.
 
  - Косминская, В. Б. Основы изобразительного 
  искусства и методика руководства изобразительной 
  деятельностью детей: Лаб. практикум [текст] 
  / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. — М.: Просвещение, 
  1987.— 128 с.
 
  - Котляр, В. Ф. Формирование 
  у дошкольников чувства ритма в изобразительной 
  деятельности.
 
  - Кузин, В. С. Психология [текст] 
  / В. С. Кузин. - М.: Издательство «АГАР», 
  1999. – 304 с.
 
  - Лыкова, И. А. Программа художественного 
  воспитания, обучения и развития детей 
  2-7 лет «Цветные ладошки» [текст] / И.А. Лыкова. 
  - М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
 
  - Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки 
  к творчеству: Художественное развитие 
  ребенка в семье [текст] / А.А. Мелик-Пашаев, 
  З.Н. Новлянская. — М.: Редакция журнала 
  «Искусство в школе», 1995.— 144 с.
 
  - Методика обучения изобразительной 
  деятельности и конструированию [текст] 
  / под ред. Комаровой Т.С. - М.: Просвещение, 
  1991. – 256с.
 
  - Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г Мещерякова., В. П.  Зинченко - М.: Прайм-Еврознак, 2003. 
  – 632 с.
 
  - Мижериков, В. А. Психолого- 
  педагогический словарь для учителей 
  и руководителей общеобразовательных 
  учреждений [текст] / В.А. Мижериков. - Ростов 
  - на Дону: Феникс, 1998. – 544 с.
 
  - Мухина, В. С. Изобразительная 
  деятельность ребенка как форма усвоения 
  социального опыта./ В.С. Мухина – М; 1982.
 
  - Ознакомление дошкольников 
  с графикой и живописью [текст] / Под ред. 
  Грибовской А. А. – М., 2004 – 192 с.
 
  - Обучение дошкольников технике 
  рисования. Учебное пособие к программе 
  обучения и воспитания в детском саду 
  под ред. Васильевой М. А.
 
  - Полевой, В. М. Популярная художественная 
  энциклопедия: Архитектура. Живопись. 
  Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное 
  искусство [текст] / Под ред. В.М. Полевого.– 
  М.: Большая Российская энциклопедия. – 
  Кн.1. А-М. – 1999. – 447 с.
 
  - Полевой, В. М. Популярная художественная 
  энциклопедия: Архитектура. Живопись. 
  Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное 
  искусство [текст] / Под ред. В.М. Полевого. 
  – М.: Большая Российская энциклопедия. 
  – Кн.2. М-Я. – 1999. – 432 с.
 
  - Программа воспитания и обучения в детском саду [текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, 
  Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — 
  М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
 
  - Пантелеев, Г. И. Декоративное 
  искусство – детям. Пособие для воспитателей 
  ДОУ [текст] / Г. И. Пантелеев. – М.: Просвещение, 
  1976 – 143 с.
 
  - Сакулина, Н. П. Изобразительная 
  деятельность в детском саду [текст] / Н. 
  П. Сакулина, Т. С. Комарова.. - М., 1982.
 
  - Сакулина, Н. П. Рисование в 
  дошкольном детстве [текст] / Н. П. Сакулина. 
  – М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
 
  - Сенсорное воспитание в детском 
  саду [текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. 
  Поддьякова. - М., 1969.
 
  - Сокольникова, Н. М.  Изобразительное 
  искусство и методика его преподавания 
  в начальной школе: Учеб. пособие для студ. 
  пед. вузов [текст] / Н. М. Сокольникова — 
  М.: Издательский центр «Академия», 2000. 
  — 368 с.
 
  - Трофимова, М. В. И учеба, и игра: 
  изобразительное искусство [текст] / М. 
  В. Трофимова, Т. И. Тарабанова. – Ярославль: 
  Академия развития, 1997 – 240 с.
 
  - Усова, А. П. Русское народное 
  творчество в детском саду [текст] / А.П. 
  Усова. — М., 1961.
 
  - Соломенникова, О. А. Радость 
  творчества. Программа дополнительного 
  образования [текст] / О. А. Соломенникова. 
  – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
 
  - Соломенникова, О. А. Народное 
  искусство как средство формирования 
  эстетического отношения к действительности.
 
  - Флёрина, Е. А. Изобразительное 
  творчество детей дошкольного возраста 
  [текст] / Е. А. Флерина. - М.: Государственное 
  учебно-педагогическое издательство Министерства 
  просвещения РСФСР, 1956. - 160 с.
 
  - Художественное творчество 
  в детском саду [текст] / Под ред. Ветлугиной 
  Н. А. – М., 1972.
 
  - Чумичева, Р. М. Дошкольникам 
  о живописи. Книга для воспитателей детского 
  сада [текст] / Р. М. Чумичева– М.: Просвещение, 
  1992. – 126с.
 
  - Шайдурова, Н. В. Методика обучения 
  рисованию детей дошкольного возраста. 
  Учебное пособие [текст] / Н. В. Шайдурова. 
  — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.
 
  - Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной 
  деятельности в детском саду: Подготовительная 
  к школе группа: Программа, конспекты: 
  Пособие для педагогов дошк. учреждений 
  [текст] / Г.С. Швайко. — М.: Гуманит. изд. 
  центр ВЛАДОС, 2002. —142 с.
 
  - Штейнле, Н. Ф. Изобразительная 
  деятельность. Младшая и старшая группы. 
  разработка занятий [текст] / Н.Ф. Штейнле. 
  – Волгоград: Корифей, 2006.