Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование композиционных умений 2.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Цель формирующего этапа: проведения декоративного рисования и направлена на формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Задачи:

  1. Определить этапы педагогической работы по формированию композиционных умений.
  2. Разработать задания по рисованию и определить последовательность их проведения и осуществить их на практике
    1. .Подобрать педагогические принципы опытно-экспериментальной работы.

 

           Педагогическая работа проводилась в соответствии с общедидактическими принципами:

  1. Принцип наглядности предусматривает использование в работе с детьми разнообразный наглядный материал:
    • демонстрация игрушек, предметов искусства;
    • показ картинок, иллюстраций
  2. Принцип систематичности и последовательности основывается на имеющемся опыте и знаниях детей, которые они получили в различных видах деятельности, на занятиях. Предлагаемый материал должен увеличиваться по объему, усложняться по содержанию, переходя от простых дифференцировок к более сложным, тонким.
  3. Принцип доступности подразумевает целенаправленное проведение занятий, дидактических игр неоднократно, они должны повторяться на различном дидактическом материале, в различных видах деятельности.
  4. Принцип сознательности и активности предусматривает не только правильное выполнение задания, но и сознательное усвоение предлагаемого материала.
  5. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает учет возрастных и индивидуальных особенностей: уровня развития мелкой моторики, усидчивости, интереса к занятиям, уровня познавательного развития, устойчивости внимания.

В основу формирующего этапа эксперимента была положена методика работы с детьми Грибовской А. А.. Были отобраны педагогические условия, способствующие формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

  • Общение с искусством: рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение стихотворений;
  • Комплексное и системное использование методов и приемов: предварительные беседы, включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развитию творчества у детей;
  • Учет индивидуальных особенностей ребёнка: внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на каждом занятии; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей детей; доверие к ребенку, его возможностям, а отсюда максимальная активизация детей; предоставление им самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания взрослыми своих представлений о возможном результате; изучение индивидуальных особенностей детей, индивидуальный подход к ним.

В начале формирующего этапа был составлен перспективный план по формированию композиционных умений в рисовании, включающий работу как на занятиях, так и вне занятий. Перспективный план определял последовательность изучения и освоения композиционных умений.

Занятия проводились 1 раз в неделю, в групповой комнате, в специально организованном месте.

Количество занятий было определено перспективным планом, зависело от поставленных задач по формированию композиционных умений. 

Формирование композиционных умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста зависит:

1. От процесса возникновения  и становления творческой изобразительной  деятельности детей 

2. От путей становления художественного  образа у детей (замысел - поиски  средства – воплощение).

3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей).

4. От комплексного использования  взрослым разнообразных средств, приемов, методов, форм, способствующих  самостоятельному композиционному решению в рисовании, лепке, аппликации детей.

 

 

 

 

 

 

Таблица №7

Перспективный план по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании.

п/п

Задачи формирования композиционных умений в рисовании

На занятии

Вне занятий

1.

Познакомить детей с новым видом народной игрушки — дымковской. Учить рассматривать глиняные игрушки,  украшения игрушек, видеть их красоту, нарядность, яркость, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности           (элементы, их сочетание и цвет) Воспитывать интерес к народному искусству.

Вводное занятие: «Петрушка приглашает на ярмарку»

Рассматривание учебно-наглядных пособий (альбомы по дымковской росписи).

2.

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой – показать новые образы; обращать внимание на особенности росписи и сочетания элементов узора,  познакомить детей с основами композиции (ритм, симметрия). Подвести к пониманию того, что композиция- одно из главных средств выразительности рисунка. Закрепить в речи названия элементов узора: кольца, круги, точки, прямые линии. 

Выставка дымковских игрушек.

д/и «Укрась игрушку»

Цель: закрепить представления о элементах узора, их сочетаниях, особенностях расположения

3.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Особое внимание уделить дымковскому коню, который расписан ритмично сочетающимися кругами.

Учить выделять один из элементов узора — круг, составлять узор на полосе из кругов – слева - направо последовательно украшать полосу, располагая между нами черные точки, выбирать цвет для кругов.

Рисование гуашью  «Дорожка для коня»

д/и «Продолжи ряд»

Цель: учить детей ритмично чередовать элементы узора, закреплять их названия.

4.

 

 

 

 

Продолжать учить детей составлять узор на полосе из кругов – сначала в центре, затем справа, затем слева, располагая между ними черные точки. Учить проводить кайму сверху полосы и снизу.

Рисование гуашью

«Украшение на платье»

д/и «Продолжи ряд» (Цель: учить детей ритмично чередовать элементы узора, закреплять их названия)

 

5.

 

 

 

 

 

 

Продолжать рассматривать дымковские игрушки, особое внимание уделить игрушкам, которые расписаны кольцами и кругами. Учить детей ритмично сочетать эти элементы на треугольнике – сначала украшать углы кругами, а затем кольцами стороны; учить самостоятельно выбирать цвет для элементов.

Рисование гуашью «Украсим платочек»

 

 

 

 

 

д/и «Украсим платочек»

Цель: продолжать учить детей составлять узор на треугольнике: украшать углы, затем стороны, учить самостоятельно придумывать варианты сочетаний элементов

 

6.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, кольца, полосы, украшения точками).

Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами. Учить выбирать два цвета для линий и кругов, черный для точек.

Рисование гуашью «Ткань

на юбку для дымковской барышни»

 

Рассмотреть на выставке дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, фотографиях, найти знакомые элементы, красивые сочетания цветов, яркие, солнечные.

7.

 

 

 

 

 

 

Продолжать рассматривать дымковские игрушки, учить детей составлять узор на квадрате: ввести понятие симметрия, подвести детей к тому, что левая сторона такая же как правая, а вверх такой же как низ. Учить выделять композиционный центр, украшать углы квадрата одинаковыми элементами.

Рисование гуашью «Украсим скатерть к празднич-ному столу»

 

 

д/и «Украсим скатерть» (Цель: продолжать учить составлять узор на квадрате, выделять в нем центр, заполнять углы, закреплять понятие «симметрия»)

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать учить составлять узор на квадрате: закрепить понятие симметрия, композиционный центр. Учить заполнять не только углы, но и пространство между ними, выбирая краску и сочетая узоры.

Повторное рисование на квадрате.

 

 

 

 

 

 

д/и «Украсим скатерть» (Цель:

 продолжать учить составлять  узор на квадрате, выделять в  нем центр, заполнять углы, затем  пространство между ними, закреплять  понятие «симметрия», учить самостоятельно  придумывать варианты сочетания  элементов)

9.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.

Учить составлять узор на круге, выделяя центр, кайму, украшая ее кольцами одного цвета и в кольце круг другого цвета: делить кайму на 4 части, располагать элемент сначала вверху, затем внизу, после слева и справа; закрепить понятие симметрия.

Украшать круг, кольцо черными точками или черточками. Выбирать сочетания цветов, украшения.

Рисование гуашью «Составление узора на круге»

д/и «Украсим тарелочку» (Цель: упражнять детей в составлении узора на круге: учить выделять центр, украшать кайму в заданном порядке)

10.

 

 

Закрепить умение оставлять узор на круге, выделяя центр; учить  делить кайму на 4 части, затем располагать элементы между ними, заполняя всю кайму.

Повторное рисование на круге.

 

д/и «Украсим тарелочку»

 

 

11.

Закреплять представления детей о дымковской игрушке, об особен-ностях росписи, сочетании элемен-тов. Внести дымковского коня, барышню, козлика. Вспомнить названия элементов, закрепить понятия ритм, симметрия. Предложить расписать силуэт дымковского коня теми элементами, которые хорошо знакомы детям. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета и сочетать их.

Рисование гуашью «Дымковский конь»

 




Важным условием формирования композиционных умений стало обучение на специально организованных занятиях по рисованию.

На первых занятиях  формирующего этапа дети знакомились с художественными произведениями искусства, с новым видом народной игрушки — дымковской, то есть были организованны выставки. Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего его, может быть использована в работе как яркое декоративное явление, радующая детей своей необычностью, красочностью. Вместе с детьми рассматривали глиняные игрушки,  украшения игрушек, пытались увидеть их красоту, нарядность, яркость, выделить некоторые средства выразительности (элементы, их сочетание и цвет). Для того, что бы выделить первые, несложные элементы, были взяты дымковские игрушки «Барыня» и «Водоноска». Для начала обеспечивалось целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнавание образа. Вносились игрушки с элементами сюрпризного момента, сопровождались или загадкой, или стихотворением, или образными комментариями. После этого рассматривались элементы узора, их цвет, расположение, сочетание между собой. Завершалось рассматривание целостным восприятием, любованием. После такого знакомства игрушки размещались на видном месте, для того, что бы закрепить у детей полученные впечатления.

Наряду с игрушками детям показывались салфетки, полотенца, тарелочки, то есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги, которые детям предстоит украшать на занятиях.

Основная часть занятий была проведена с целью научить детей составлять узор на различных формах бумаги: полосе, треугольнике, квадрате, круге. Последовательно усложнялись и элементы, входящие в узор: круги, кольца, черные точки. Важно было научить детей ритмично сочетать эти элементы, пользоваться ими для украшения той или иной формы, раскрыть красоту и яркость получившихся работ.

Занятия строились по традиционной схеме, которая включала в себя три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой – начало, ход занятия (процесс) и окончание. В начале занятия предполагалась непосредственная организация детей: переключение их внимания на предстоящую деятельность, создание интереса, соответствующего эмоционального настроя, раскрытие учебной задачи.

В первой части занятия, для создания интереса и постановки учебной задачи использовался игровой прием (ситуация). Он вызывал у детей желание выполнить работу требуемого качества, повышал интерес к предстоящей деятельности, удерживал его на протяжении всего занятия. На каждое занятие была внесена игрушка, с которой дети были уже знакомы. Появление игрушки обыгрывалось, сопровождалось загадкой или стихотворением. Далее показывался образец, который так же рассматривался вместе с детьми, задавались вопросы по его содержанию. Они были направлены на подробное определение содержания изображения (что изображено?), способов изображения (как?) и в определении места изображения на листе (где?). После анализа образца на его основе давался неоднократный показ способа изображения нового элемента.

В системе предварительной работы для освоения композиции рисунка было проведено дидактическое упражнение, где детям предлагалось выложить на листе бумаги элементы, которые будут использоваться при создании  будущей работы (круги, кольца различных цветов, полосы, черные точки и т. п.). Так же, при изучении нового элемента имело место упражнение на тренировочном листке, на котором дети пробовали, тренировались рисовать новый элемент узора, а затем использовали его в своей работе. Еще одним эффективным методом при ознакомлении детей с новым элементом являлось сравнение его с уже знакомым элементом для того, чтобы дети лучше поняли варианты сочетания отдельных элементов при создании узора на определенной форме.

Особенно важно было следить, чтобы на одном занятии не было поставлено сразу двух задач – освоение нового элемента и новой композиции. Например, при начальном освоении композиции на квадрате использовались уже знакомые детям элементы. На повторном же занятии вводился новый элемент, сочетался с известными и вписывался в новую композицию.

На всех занятиях и вне их реализовывался индивидуальный подход к каждому ребенку. С теми детьми, у которых не сразу получалось нарисовать тот или иной элемент, использовалось совместное изобразительное действие, тогда ребенок лучше понимал его характер. Не все дети одинаково понимали и выполняли задания. Некоторым детям было достаточно выложить элементы узора на листе перед рисованием, другим же требовалось напоминать о последовательности, подсказывать, постоянно оказывать эмоциональную поддержку. Важно было дать ребенку почувствовать уверенность в своих возможностях, тогда он становился более самостоятельным. Так же необходимо было учитывать индивидуальные особенности каждого из детей, осуществлять личностно-ориентированный подход. Если одним ребенок мог сосредоточится на одной деятельности и не отвлекаться, то другой, в силу своей подвижности, не мог длительное время быть увлечен одной деятельностью, начинал отвлекался и мешать другим. Поэтому нужно было подобрать физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики, чтобы сменить деятельность, переключить их внимание и дать детям отдохнуть.

Каждое занятие предполагало комплексное использование методов и приемов, широко использовались словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью, такие как: пояснение, совет, напоминание, поощрение, а для поддержания эмоционального настроя во время часто использовалось художественное слово.

В процессе исполнительской деятельности продолжалось решение поставленных задач (тех, что решались в начале занятия). Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все элементы узора и простейшие композиции, то образец, предлагаемый для прямого следования, применялся всякий раз при освоении новой композиции.

После исполнительской части деятельности, когда замысел реализован, следовал процесс восприятия и анализа детских работ. Этому посвящалась третья часть занятия. При анализе выполненных детских работ необходимо было использовать игровые приемы обучения. Поэтому расписанные юбочки примерялись на дымковскую барышню, а платочки на Водоноску, расписанные дымковские кони как будто пили водичку из украшенных чашечек.

Содержание вопросов в процессе просмотра и анализа детских работ менялось в зависимости поставленных дидактических задач. С помощью вопросов уточнялись представления детей о способах сочетания элементов узора, об особенностях использования средств выразительности на той или иной форме. Устанавливались связи между способом действия и полученными результатами. Перед детьми раскрывались пути дальнейшего совершенствования своей деятельности, это позволяло формировать самооценку и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Соблюдались следующие требования к оценке:

  • оценивался только тот результат, который достигался усилиями самого ребенка;
  • по мере развития умений и навыков ребенка оценка становилась все более дифференцированной;
  • не сопоставлялись результаты деятельности ребенка с успехами других детей, оценивались его достижения;
  • оценка строилась так, чтобы дети были максимально активны в ней.

После анализа работ тот же материал, который использовался на занятии, выкладывался в зону самостоятельной изобразительной деятельности, чтобы дети могли поупражняться в полученных знаниях или же еще раз выразить на бумаге свои впечатления.

Формы и методы работы с дошкольниками определялись с одной стороны, особенностями восприятия ребенком мира, с другой – задачами программного характера. Но всегда тема занятия, организация процесса восприятия предполагала активное общение педагога с детьми, учитывалось личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Дидактические игры проводились с целью закрепления, углубления, уточнения знаний о средствах композиции и совершенствовании композиционных умений. Каждая новая игра была направлена на закрепление тех понятий, которые дети получили в процессе занятий. Если проводилось занятие по обучению составления узора на полосе, то после в игровой уголок выкладывалась дидактическая игра «Продолжи ряд», с целью продолжать учить детей ритмично чередовать элементы узора на полосе, закреплять их названия. Если было проведено занятие по обучению составления узора на треугольной форме, то после проведения такого занятия в игровой уголок выкладывалась следующая дидактическая игра, а именно игра «Укрась платочек», с целью продолжать учить детей составлять узор на треугольной форме: сначала украшать углы, затем стороны. То есть в дидактической игре ставилась та же цель, что и на соответствующем занятии.

Информация о работе Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании