Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование композиционных умений 2.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

.

 

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ  И   НАУКИ   РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ТО «ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

тема: «Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании»

 

 

Специальность 050704 -

Дошкольное образование

Курс 6, группа 1

Форма обучения: заочная

Руководитель:

Кубарькова Наталия Валентиновна

Рецензент:

Павлова Татьяна Михайловна

 

 

 

Тула, 2013

 

 

Содержание           

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7

1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7

1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в  декоративном рисовании …………...........…..14

1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в  декоративном рисовании .….20

Глава   2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в  декоративном рисовании.

2.1. Выявление  уровня сформированности композиционных  умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26

2.2.   Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в  декоративном рисовании ………………………..41

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54

Заключение ………………………………………………………………………73

Список литературы ……………………………………………………………...76

Приложение ...................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших средств эстетического художественного развития исследователи выделяют изобразительную деятельность. Многие искусствоведы, педагоги, психологи определяют её как  художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

Свобода творческого выражения определяется не только образными представлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок владеет средствами изображения. Усвоенные технические приемы, способы изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества. Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений, степень изобразительных способностей влияют на степень выразительности художественного образа.

Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Но ему ещё многое нужно освоить, например, доступные приёмы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной  плоскости  листа  так,   чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трёхмерном пространстве.

Поэтому для создания рисунка ребёнку необходимы определённые композиционные умения и навыки.

- композицией в более узком  значении этого слова (организованное распределение изображаемых форм на плоскости);

- а также композицией, включающей  в себя другие компоненты (смысл и конструктивная сторона композиции; правила, касающиеся формата бумаги; выделение главного в рисунке; пропорциональное соотношение предметов; выбор масштаба рисунка; соблюдение чувства симметрии и ритма; нахождение композиционного центра).

 

Создание изображения требует целого ряда знаний, навыков и умений. Психологи Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Кузин В.С. понимают под умением промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо знании. Формируются умения путём упражнений, что создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

    Коджаспирова Г.М.,  Межериков В.А. указывают, что умения – способность быстро, точно и сознательно выполнять определённые действия на основе усвоенных знаний и приобретённых навыков.

Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками, но в целом умения представляют собой не полностью доведённые до автоматизма действия и операции, поэтому их выполнение необходимо сознательно контролировать.

Навыки - автоматизированные умения, выражающиеся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Навык формируется в результате многократного выполнения определенных действий.

В дошкольном возрасте дети обучаются различным видам рисования, в частности это предметное, сюжетное и декоративное рисование. Однако наиболее эффективным средством формирования композиционных умений является декоративное рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Усова А.П., Флерина Е.И., Сакулина Н.П. не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному, ритмичному, симметричному.  Именно поэтому народное искусство близко и понятно дошкольникам. В программе обучения и воспитания детей в детском саду под ред. М.А. Васильевой достаточно четко определены элементы, которые может освоить ребенок к средней группе. По существу, это элементы дымковской росписи. Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая орнаментальная роспись, четкая композиция и ритмическая организация дают возможность воспитателю сформировать у детей среднего дошкольного возраста основные композиционные умения.

В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. В учебном пособии под редакцией Костерина Н. П. приводиться следующее определение композиции «Композиция –

такая организация картинной плоскости, при которой устанавливаются закономерные, согласованные отношения между картинной плоскостью и изображением».

Формирование композиционных умений - одна из важных педагогических проблем, требующая решения как на теоретическом, так и на практическом уровне. Изучением данной проблемы занимались многие исследователи, в частности В.Ф. Котляр, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г. В. Лабунская, Н.П. Сакулина, М.А. Раева, и другие. Все ученые отмечали важность овладения детьми дошкольного возраста композиционными умениями. В исследовании  Г.А. Подкурганной впервые разработано содержание обучения детей дошкольного возраста основам композиции  для детей 4-5 лет и показаны большие возможности дошкольников в овладении композиционными умениями как важнейшим компонентом художественной формы.

В выпускной квалификационной работе предпринималась попытка в ходе опытно-экспериментальной работы выделить наиболее эффективные педагогические условия формирования композиционных умений в рисовании и описать их.

Объект исследования: художественное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста  в декоративном рисовании.

Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:

1. Проанализировать  искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности  композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

3. Организовать  опытно – экспериментальную работу  и проверить эффективность педагогических  условий для формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

4. Выявить динамику  формирования композиционных умений  у детей среднего дошкольного  возраста в рисовании.

Исходя из цели и задач исследования можно определить методы последующей работы:

1. Теоретический  анализ научной литературы.

2. Педагогический  эксперимент.

3. Анализ рисунков детей.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в рисовании

 

    1. Состояние проблемы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях
  1. Анализ исследований по проблеме формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к ее решению.
  2. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырёх лет. ЗАДАЧИ: 
    1) развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; 
    2) развивать чувство цвета – умение красиво сочетать контрастные цвета; 
    3) развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм – простых элементов узора; 
    4) развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки). 
    Задания по декоративному рисованию по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. 
    Мазок – самый лёгкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается лёгким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приёмом работы кистью и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти. Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах. 
    Чередование – более сложный композиционный приём, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала идёт за счёт более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приёмами рисования, которых они знакомились ещё в младшей группе. 
    В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребёнка. 
    Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах – квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно. Что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга – край и центр. 
    В декоративном рисовании необходим показ, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о ритме узора и как его создать в рисунке ребёнок сможет увидеть как воспитатель наносит мазки на полоску бумаги. Затем ребёнок повторяет то, что делал воспитатель. Для закрепления этого умения детям даётся задание нарисовать тот же узор на цветных полосках бумаги, но другими красками. На таких занятиях воспитатель помогает тем детям, которые не смогли справиться с заданием. В декоративном рисовании используется образец рисунка, выполненный воспитателем, где в начале дети знакомятся с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывается, как надо работать. Если новый композиционный приём или новое красочное сочетание, дети повторяют рисунок образца без изменения. На повторном занятии дети после рассматривания образца рисуют самостоятельно. Если ребёнок проявляет инициативу и создаёт что-то своё, следует одобрить его работу, при анализе обратить внимание детей на то, что каждый мог тоже придумать что-нибудь интересное. С целью развития инициативы, которая является зародышем будущей творческой деятельности, при объяснении задания предлагается детям самим выбирать, какой краской рисовать, сколько мазков сделать..
  3. Исследования отечественных и зарубежных авторов (Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Б. Джефферсон, Э. Мейман, К. Риччи, Л. Тэдд и др.) свидетельствуют, что изображение - процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей, чья изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у них представлений. Без ясных, отчетливых представлений, невозможно отражать действительность. Чтобы добиться успехов в развитии восприятия и в полной мере обеспечить формирование представлений, детям понадобятся определенные сформированные умения.

В психолого-педагогической литературе общепринятой является трактовка понятия «умение» как компонента деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев, Г.Г.Граник и др.). Для конкретизации понятия «умение» был проведен контент-анализ существующих исследований, результаты которого представлены в Таблице 1.

  1. Таблица 1. Трактовка понятия «умение» в психологических исследованиях

исследователь

трактовка понятия «умение»

М.Н.Скаткин

Действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель

И.Я.Лернер

Способ действия, который состоит из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель, и усвоенного до степени готовности применять его в вариативных ситуациях

А.В.Петровский

Владение сложной системой психических практических действий, необходимых для  целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками

А.Н.Леонтьев

Процесс использования имеющихся знаний и навыков для достижения какой-либо деятельности. Умение выступает как перенос действий в измененные условия


В Российской педагогической энциклопедии приводится следующее определении: «Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков». Умение является промежуточными этапом овладения новым способом действия, основанным на каком либо правиле (знании) и соответствии правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. [30, С.5 Петровский, А.В. Общая психология]. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием. По мнению А.В.Петровского, умение – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.  Навык – это сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Умение в отличие от навыков всегда опирается на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включает в себя процессы образного мышления и воображения. Сознательный контроль – это главное, что отличает умение от навыка. Главное в управлении умениями заключается в  том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение  низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности, с сохранением позитивных результатов работы.

Информация о работе Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании