Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование композиционных умений 2.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

С первого занятия ребенок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

4. Занятия по замыслу.

Такие занятия будут являться показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

Грибовская А. П. выделила так же методы и приемы при обучении детей декоративному рисованию:

  • Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек — использование трафаретов с изображением игрушек, «выставки народного искусства» и пр.), что повышает интерес детей к занятиям;
  • связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке;
  • сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;
  • использование движения руки — очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги;
  • упражнения в начале занятия при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания;
  • показ способов изображения новых элементов;
  • использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;
  • называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании;
  • взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Обучение технике декоративного рисования помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора, Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Исследователи определяют условия, способствующие успешному формированию композиционных умений у детей среднего возраста в детском саду.

  • Широкий подход к проблеме:

решение задач по формированию композиционных умений должно осуществляться во всех сферах жизни и деятельности ребёнка: как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни, самостоятельной художественной  деятельности в условиях ДОУ

  • Организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении:

обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения;

  • Творческий подход педагогов к отбору содержания занятий по рисованию: их организации с детьми, к использованию разнообразных методов и приёмов воспитания и обучения;
  • Общение с искусством:

на основе правильного влияния взрослых ребёнок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчинённое значение, а, следовательно, и лучше понимает собственную деятельность;

  • Комплексное и системное использование методов и приёмов:

предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность; включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приёмов и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно значимой для ребёнка мотивации обучения, усвоению материала и развитию творчества у детей;

  • Создание эстетической обстановки в детском саду:

- оформление помещения с участием детей;

          - организация выставок детских рисунков;

  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка:

внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на каждом уроке, занятии; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей детей;

доверие к ребёнку, его возможностям, а отсюда максимальная активизация детей, предоставление им самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания взрослыми своих представлений о возможном результате;

Создание вышеизложенных условий развития композиционных умений у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. На сегодняшний день проблема формирования композиционных умений является актуальной. Как показал анализ исследований, эта проблема недостаточно отражена в научно-методической литературе, а также в учебной литературе для дошкольников.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании

 

2.1. Выявление уровня сформированности  композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней группе  Муниципального дошкольного образовательного учреждения №84 города Тулы.

Характеристика детей, принимавших участие в обследовании:

Психофизиологическое развитие детей соответствует норме. Дети  отличаются доброжелательностью, старательностью, интересом ко всему новому, необычному. С удовольствием выполняют различные задания, поручения. Но зачастую задания стараются сделать быстро, что приводит к неаккуратности и небрежности в работе; дети нуждаются в помощи взрослого. Им  очень нравятся продуктивные виды деятельности: к рисованию относятся с большим интересом. Вместе с тем рисунки детей отличаются малой выразительностью: дети редко используют в своих работах более двух цветов, элементы однообразны, никак не сочетаются между собой. 

Опытно-экспериментальная работа проходила в три взаимосвязанных этапа:

    • констатирующий этап эксперимента;
    • формирующий этап эксперимента;
    • контрольный этап эксперимента.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Задачи констатирующего этапа:

  1. Отобрать критерии и показатели для выявления уровней сформированности композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Отобрать диагностические задания для определения уровней сформированности композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об     уровне сформированности композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста.

Критерии и показатели сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста:


 



 

 


 



 

 

 

 

Критерий «Полнота освоенных действий» позволяет выявить:

          - объем композиционных умений  в рисовании узора в пределах  полосы и замкнутых форм: треугольника, круга, квадрата.

          - порядок освоенных действий при рисовании узора на полосе: ребенок осуществляет движения рукой с кистью от середины к краям, либо от левого края полосы к правому, либо беспорядочно;

       - порядок освоенных действий при рисовании узора на треугольнике: начинает работу с украшения углов (сверху–вниз, слева-направо), переходит к украшению сторон, либо нарушает данный порядок действий или рисует узоры беспорядочно в пределах формы;

        - порядок  освоенных действий при рисовании  узора на квадрате: ребенок начинает работу с выделения композиционного центра и затем переходит к украшению углов, либо заполняет только центр или только углы, либо рисует узоры беспорядочно в пределах формы.

       - порядок  освоенных действий при рисовании  узора на круге: ребенок начинает работу с выделения композиционного центра, после переходит к украшению каймы (сверху-вниз, слева-направо, между), либо украшает только центр или только кайму (в заданном порядке), либо украшает только кайму не в определенном порядке.

Критерий «Качество выполняемых действий» позволяет выявить:

        - уровень точности размещения композиционными умениями в пределах полосы, замкнутых форм; выявление того, как ребенок составляет ритм, по какому признаку. .

-Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

-Для симметричной композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, очертаниям.

       - проявление самостоятельности при выполнении заданий, наличие практической помощи либо словесной поддержки со стороны взрослого.

На основе критериев и показателей дана уровневая характеристика композиционных умений детей среднего дошкольного возраста:

 

                    Уровни

 

Критерии

 

Полнота освоенных действий

 

Качество выполняемых действий

 

I уровень

Высокий

При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения в полном объеме в пределах всех форм.

Последовательно осуществляет действия при составлении узора на этих формах:

- на полосе: ребенок украшает  сначала середину, затем переходит  к краям;

- на треугольнике: начинает работу  с украшения углов, затем сторон;

- на квадрате:  сначала украшает  центр, затем переходит к углам;

- на круге: ребенок сначала выделяет  центр, затем украшает кайму в  определенном порядке.

Самостоятельно составляет узор в пределах заданных форм.

При составлении узора четко строит композицию внутри каждой формы:

-упорядочивает элементы по ритму, симметрии;

-соотносит изображения по размеру  между собой и с площадью  листа (формы).

 

II уровень

 

Средний

При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения не в полном объеме в пределах всех представленных форм: затрудняется в изображении узора на треугольнике и круге.

Имеются незначительные нарушения последовательности действий при составлении узора на некоторых предложенных формах:

-на полосе: ребенок начинает  работу от левого края полосы  к правому:

-на треугольнике: украшает только углы или только стороны;

-на квадрате: украшает либо только  центр, либо только углы;

- на круге: украшает только центр  или только кайму в определенном  порядке.

При составлении узора на разных формах ребенок иногда обращается за помощью к педагогу.

Упорядочивает изображения по ритму, симметрии;

не всегда соотносит элементы, входящие в узор по размеру между собой и с площадью листа(формы)

 

III уровень

 

Низкий

При выполнении задания ребенок показывает композиционные умения в малом объеме (только элементы построения узора в пределах полосы)

Наблюдаются значительные нарушения последовательности действий при составлении узора на всех представленных формах:

- на полосе, треугольнике и квадрате  выполняет работу в беспорядочном  порядке;

- на круге: украшает только кайму в неопределенном порядке.

При составлении узора ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу.

Допускает значительные ошибки при составлении узора в пределах разных форм:

-не соотносит изображения по  симметрии, ритму;

-не соотносит элементы, входящие в узор с площадью листа (формы) и между собой.


Для выявления уровня сформированности композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста использовалась диагностическая методика  которая из 4 диагностических заданий.

Диагностическое задание № 1

 «Укрась дорожку узорами»

Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах полосы: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их  по размеру,  определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.

Материал: дымковская игрушка, элементы узора, полоса бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек,  клеенка, гуашь 2 цветов (желтая и красная)

Форма проведения: подгрупповая

Описание выполнения задания: экспериментатор создает игровую ситуацию  и вносит дымковского коня. Вместе с детьми рассматривает его, обращает внимание на характерные цвета, основные элементы, их яркость и красочность. Далее раздает полосы бумаги и предлагает детям украсить полосу, «сделать дорожку для коня». Была сохранена естественность ситуации и процесса изображения (не вмешиваться в деятельность ребенка без необходимости, не отвлекать детей).

Испытуемые внимательно выслушали задание, выбрали определенные краски из предложенных экспериментатором для украшения полосы, выполняли задание в течение 20 минут. Рисовали самостоятельно, редко обращались за помощью к экспериментатору.

По результатам выполнения задания оценивается рисунок в соответствии с критериями и показателями.

Таблица №1.

Таблица  результатов выполнения диагностического задания № 1.

Имя ребенка

Полнота действий

Качество действий

1

Варя В.

Нарушает последовательность при составлении узора.

Редко обращается за помощью к педагогу, соотносит элементы по ритму и с площадью бумаги, но не соотносит по размеру между собой

2.

Соня К.

Элементы располагает беспорядочно.

Часто обращается за помощью к педагогу, не упорядочивает элементы узора по ритму, не соотносит их по размеру

3.

Вика С.

Элементы располагает беспорядочно.

Постоянно обращается за помощью, требует поощрения, не упорядочивает элементы по ритму, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой.

4.

Соня М.

Элементы располагает беспорядочно

Постоянно обращается за помощью, не упорядочивает элементы по ритму, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой.

5.

Полина Ф.

Элементы располагает беспорядочно, они однообразны.

Часто обращается за помощью, не упорядочивает элементы по ритму, не соотносит с площадью листа и по размеру между собой, все элементы одного размера

6.

Лера Д.

Нарушает последовательность при составлении узора.

Редко обращается за помощью к педагогу, соотносит элементы ритму и с площадью бумаги, но не соотносит по размеру между собой.

Информация о работе Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании