Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование композиционных умений 2.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

А. В. Бакушинскнй рассматривал детский рисунок с точки зрения его художественных особенностей, отмечал двигательный ритм   как организующее начало в рисунке, которое помогает ребенку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками.

Анализ имеющихся данных свидетельствует о весьма раннем проявлении ритма. Доизобразительный период характерен ярко выраженным двигательным ритмом. Его наличие обусловлено склонностью ребенка к повторам рисовальных движений.

Двигательный ритм в педагогике рассматривается как организующее начало изобразительного процесса. Двигая рукой по бумаге, ребенок постепенно осваивает и пространство, располагает штрихи и формы на плоскости.

На последующих возрастных этапах развития изобразительной деятельности в основном выделяются проявления пространственного ритма, которые, по мнению большинства исследователей, заключаются в повторяемости однородных элементов изображения, чередовании и симметрии. Каких-либо других данных относительно разновидностей двигательного и пространственного ритма, а также их взаимодействия в исследованиях, посвященных проблемам детской изобразительной деятельности, обнаружить не удалось.

У детей чувство ритма в изобразительной деятельности  рассматривается как специальная и сенсорная способность.

В качестве основной теоретической предпосылки исследования была использована, выдвинутая советскими психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) гипотеза о том, что сенсорные способности по своему психологическому механизму являются перцептивными действиями и формируются по общим законам формирования перцептивных действий.

Советские психологи Запорожец А.В., Венгер Л.А. выделили  основные сенсорные компоненты чувства ритма:

- восприятие и воспроизведение однородных, равномерно повторяющихся элементов рисунка (обнаруживается на ранних стадиях изобразительной деятельности (третий год жизни), она выражена в равномерности следования однородных рисовальных движений; сочетание ритмически упорядоченных двигательных и пространственных повторов впервые наблюдается в рисовании детей четвертого года жизни);

- восприятие и воспроизведение чередующихся между собой различных по форме и величине предметов изображения (в простой форме впервые обнаруживается у отдельных детей пятого года жизни);

- восприятие и воспроизведение симметрично расположенных элементов изображения (наблюдается у отдельных детей старшего дошкольного возраста).

Целенаправленное формирование чувства ритма заключается в последовательном усвоении детьми ритмических структур.

 Повторяемость однородных элементов изображения на равном друг от друга расстоянии представляет исходную форму ритмического порядка. В рисовании повторяемость используется как художественный прием, объединяющий элементы композиции в одном рисунке.

Чередование - последовательная смена различных по величине и форме элементов композиции - представляет более сложную ритмическую организацию. В зависимости от содержания художественного произведения чередование используется как художественный прием, способствующий соразмерности размещения композиционных узлов или акцентов, по утверждению Б.М. Теплова, более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений.

Симметрия - пропорциональное равенство отношений разных величин. Как средство художественной выразительности симметрическое построение композиции чаще всего связывают с положением покоя или торжественности.

Исследование Котляр В.Ф. и других ученых показало, что:

  1. Чувство ритма возникает на почве восприятия ритмических закономерностей объективного мира и творческих поисков художника.
  2. Спецификой детского рисования является наличие в нем двух форм проявления ритмичности - в процессе рисования (ритм рисовальных движений) и в организации элементов рисунка на плоскости листа.

Двигательный ритм представляет собой:

а) организующее начало изобразительного процесса;

   б) выразительное средство решения художественного образа.

Пространственный ритм выступает в качестве организующего начала композиционной упорядоченности детского рисунка.

3. Основные сенсорные компоненты чувства ритма:

  а) восприятие и воспроизведение однородных, равномерно повторяющихся элементов рисунка;

  б) восприятие и воспроизведение чередующихся между собой различных по форме и величине предметов изображения;

в) восприятие и воспроизведение симметрично расположенных элементов изображения.

Эти компоненты взаимосвязаны и в совокупности представляют целостную систему ритмической способности.

  1. В онтогенезе первой обнаруживается способность к восприятию и воспроизведению повторяемости. На ранних стадиях изобразительной деятельности (третий год жизни) она выражена в равномерности следования однородных рисовальных движений. Сочетание ритмически упорядоченных двигательных и пространственных повторов впервые наблюдается в рисовании детей четвертого года жизни. 
    Способность к восприятию и воспроизведению чередования разнородных элементов (в его наиболее простой форме) впервые обнаруживается у отдельных детей пятого года жизни. Симметрическое построение композиции рисунка наблюдается у отдельных детей среднего дошкольного возраста.
  2. Целенаправленное формирование чувства ритма заключается в последовательном усвоении детьми ритмических структур, выделенных человечеством в процессе художественной практики и приобретших функцию эталонов.
  3. В основе формирования чувства ритма лежат следующие 
    способы обучения:
  • организация ориентировочно-исследовательской деятельности;
  • усвоение слов, фиксирующих эталонное свойство пространственного расположения элементов композиции;
  • показ способа выполнения задания; словесная инструкция, сопровождающая процесс обследования объекта изображения и процесс показа способа выполнения задания.

7. В условиях  обучения детей дошкольного возраста  изобразительной деятельности (рисование, аппликация) ритмические структуры усваиваются посредством специально разработанных изобразительных задач. [24, с. 89]

Одним из важнейших принципов композиции является целостность. Она достигается единством, равновесием связей и отношений как графических структур на холсте (листе бумаги или другой плоскости), так и выразительных средств. Эта целостность — продукт деятельности художественного воображения творца. В изобразительном искусстве существуют определенные правила и приемы композиции. Понятно, что дошкольник их не знает, хотя стихийно или в результате целенаправленного формирования может овладеть некоторыми из них, такими как: организация плоскости листа, ритм, симметрия и равновесие, колорит.

В исследовании Г.А.Подкурганной впервые разработано содержание обучения детей дошкольного возраста основам композиции (правила и приемы композиционного решения для детей 4-5 лет и показаны большие возможности дошкольников в овладении композицией как важнейшим компонентом художественной формы. Г.А.Подкурганная выявила, что обучение может обеспечить взаимосвязь между отражаемым на каждом этапе изобразительной деятельности содержанием и средствами композиционной выразительности, необходимыми для раскрытия художественного образа.

Сакулина Н.П. в своих работах обращалась к вопросу формирования композиционных умений у детей 4-5 лет. По ее мнению, полным выражением ритмических повторов и чередований, центральной и зеркальной симметрии является детский орнамент. Этой формой рисунка ребенок овладевает в раннем возрасте, но без обучения он не двигается вперед, и такого рода рисунки на ряд лет приобретают элементарное и однообразное выражение. Нередко это — нанесенные в простейших ритмах цветные пятна, не имеющие ни геометрической, ни изобразительной формы. Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента— многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка. Усвоенные композиционные формы многократно повторяются с вариантами в области цвета или расположения деталей, устанавливается четкая последовательность нанесения одного элемента за другим, в результате чего закономерно вырастает целое.

Многими исследователями было доказано, что декоративное рисование является наиболее эффективным средством формирования композиционных умений у детей.

В программе обучения и воспитания детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой достаточно четко определены элементы, которые может освоить ребенок к средней группе. По существу, это элементы дымковской росписи. Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая орнаментальная роспись, четкая композиция и ритмическая организация дают возможность сформировать у детей среднего дошкольного возраста основные композиционные умения.

Так же одной из задач в декоративном рисовании является обучение детей в средней группе составлению узора в круге, на полосе, в квадрате, ритмично располагая элементы узоры, соблюдая симметрию.

Так, в среднем дошкольном возрасте в ходе целенаправленного обучения дети могут научится  располагать элементы узора на этих формах,  соблюдая правильную последовательность, упорядочивая их по ритму и по симметрии, соотнося по размеру между собой и с площадью листа, а так же выделять композиционный центр на предлагаемых формах.

 

1.3. Условия формирования композиционных  умений у детей среднего дошкольного  возраста в декоративном рисовании

Проблема формирования композиционных умений является сейчас актуальной  и требует решения как на теоретическом, так и на практическом уровне. Эту проблему создаёт недостаточное внимание педагогов к основам композиции и развитию композиционных умений.

 Как показал анализ исследований, эта проблема недостаточно отражена в научно-методической литературе, а также в учебной литературе для дошкольников. Проблема формирования композиционных умений нуждается в разработке условий для овладения и практического применения этого материала.

Исходя из исследований Грибовской А. А., а так же учитывая трудности освоения этого вида деятельности, методика работы с детьми должна строиться в трех направлениях: 

1) ознакомление детей с  предметами народно-прикладного  искусства  - дымковской игрушкой; эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

- дать детям некоторые сведения  о промысле, содержании, назначении, материалах, характерных признаках, средствах выразительности(элементы узора, их цвет, расположение на форме);

2) обучение детей декоративному  рисованию по мотивам дымковской  игрушки на основе подлинных  предметов народного искусства.

- составлять узоры на основе дымковской народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).

- составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, треугольнике круге, выделяя кайму, углы, середину.

3) формирование детского  декоративного творчества.

- формировать умение самостоятельно выбирать элементы, их сочетания, цвета, составлять композицию в зависимости от формы бумаги.

Грибовская А. А. предлагает следующие формы организации работы с детьми:

1. Выставки - основная  форма работы. На них могут быть представлены:

  • один подлинный предмет (например, дымковский конь);
  • предметы одного вида (дымковские игрушки);
  • предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
  • сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились.

2. Занятия по  ознакомлению с определенным  видом декоратино-прикладного искусства. Такие занятия проводятся с  детьми старшего возраста, где  главной задачей является обучение  детей рассматриванию подлинных  предметов народного декоративно-прикладного искусства, а так же выделение средств выразительности, а затем перенесение своих знаний на любой следующий новый вид. Проводиться сравнение, нахождение сходств и различий, подведение к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

Однако, такие занятия можно начать проводить уже в средней группе, например при ознакомлении с дымковской и филимоновской игрушкой: учить сравнивать их, различать основные средства выразительности, элементы, их сочетания, характерные цвета и т.д.;

3. Занятия по  декоративному рисованию.

На занятиях выделяется только те средства выразительности, которые найдут отражения в рисовании, то есть выделяется один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, черточки), расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.)

По мере накопления опыта все больше внимания должно уделяться вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности листа.

На каждом занятии важно четко определять учебные и творческие задачи, в чем ребенок может проявить выбор, самостоятельность. В частности детей учат рассматривать и рисовать один из элементов росписи, располагать его на полосе. На первом же занятии ребенку предлагается выбрать цвет элемента из определенной гаммы, характерной для данной росписи. Дети рисуют столько элементов, чтобы заполнить пространство листа — полосы (3—5 и более).

Информация о работе Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании