Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалифицированной работы: теоретически обосновать и определить эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Реализация основной цели возможна при условии последовательного решения следующих задач:
1. Проанализировать искусствоведческую, психолого – педагогическую, методическую литературу и определить особенности формирования композиционных умений в рисовании у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в декоративном рисовании ............................7
1.1. Проблема формирования композиционных умений в рисовании дошкольников в исследованиях психологов и педагогов …………………..7
1.2. Особенности формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании …………...........…..14
1.3. Педагогические условия формирования композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании .….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
2.1. Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..........................................……...26
2.2. Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании ………………………..41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста ..…..54
Заключение ………………………………………………………………………73
Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование композиционных умений 2.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Для дидактических игр было характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникала и как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состояло в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Примером обучающей задачи может быть задача в дидактической игре «Украсим скатерть»:  продолжать учить составлять узор на квадрате, выделять в нем центр, заполнять углы, затем пространство между ними, закреплять понятие «симметрия», учить самостоятельно придумывать варианты сочетания элементов.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существовала тесная связь. Обучающая задача определяла игровые действия, а правила помогали осуществить игровые действия и решить задачу.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступала прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяло характер руководства ею.

Для игр создавались условия: подбирался соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Заранее продумывалось как разместить дидактический материал, чтобы дети могли пользоваться им в свободное время (самостоятельная деятельность); обеспечивалось место для игр.

Объяснение новой игры начиналось с создания игрового образа. Затем дети приглашались поиграть и на протяжении всей игры поддерживался игровой настрой. По окончании игры повышался эмоциональный настрой детей, подчеркивалось, как интересно им было играть вместе.

Дидактические игры использовались на занятиях и в самостоятельной деятельности детей и являлись эффективным средством обучения, были составной частью занятия.

Таким образом, комплексная реализация описанных условий способствовала формированию композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

2.3. Выявление динамики формирования  композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании

По окончании формирующего этапа был проведен контрольный этап.

Цель контрольного этапа: выявить динамику сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Задачи контрольного этапа:

  1. Провести повторное обследование сформированности композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Сделать сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа эксперимента.
  3. Выделение эффективности условий

Для определения уровня сформированности композиционных умений в декоративном рисовании у детей среднего дошкольного возраста было проведено диагностическое задание.

Условия проведения занятия:

    • создание заинтересованного отношения к деятельности;
    • поддержание интереса;
    • изготовление пособий, наглядного материала;
    • приветливый тон, заботливое, внимательное отношение к деятельности каждого ребенка;
    • похвала, помощь в доведении начатого дела до конца;
    • правильная организация.

Диагностическое задание № 1

 «Укрась дорожку узорами»

Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах полосы: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их  по размеру,  определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.

Материал: полоса бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек,  клеенка, гуашь 5 цветов (желтая, голубая, красная, черная, зеленая)

Форма проведения: подгрупповая

Описание выполнения задания: экспериментатор создает игровую ситуацию, вносит дымковского коня. Вспоминает вместе с детьми как вместе украшали для него дорожку. Далее раздает полосы бумаги и предлагает детям украсить полосу, «сделать дорожку для коня». Была сохранена естественность ситуации и процесса изображения (не вмешиваться в деятельность ребенка, стараться не обращать на себя внимание, не отвлекать ни словом, ни действием.

Все дети были заинтересованы, некоторые из них проговаривали все, что рисовали, двое детей перед созданием рисунка вспомнили последовательность изображения. Далее дети выбрали определенные цвета из предложенных экспериментатором для украшения полосы, выполняли задание в течение 20 минут. Рисовали самостоятельно, редко обращались за помощью к экспериментатору.

По результатам выполнения задания оценивается рисунок в соответствии с критериями и показателями

Таблица №8

Таблица  результатов выполнения диагностического задания № 1.

Имя ребенка

Полнота действий

Качество действий

1

Варя В.

Начинает украшать середину, затем переходит к сторонам

Редко обращается за помощью к педагогу, соотносит элементы ритму и с площадью бумаги, соотносит по размеру между собой.

2.

Соня К.

Начинает украшать от левого края к правому

Часто обращается за помощью к педагогу, упорядочивает элементы узора по ритму, не соотносит их по размеру между собой

3.

Вика С.

Начинает украшать от левого края к правому

Редко обращается за помощью, но требует поощрения,  упорядочивает элементы по ритму, не соотносит с площадью листа, но соотносит по размеру между собой.

4.

Соня М.

Начинает украшать от левого края к правому

Не часто обращается за помощью, упорядочивает элементы по ритму, соотносит с площадью листа, но не соотносит по размеру между собой.

5.

Полина Ф.

Начинает украшать от левого края к правому

Не обращается за помощью,  упорядочивает элементы по ритму,  соотносит с площадью листа, но не соотносит  по размеру между собой.

6.

Лера Д.

Начинает украшать от левого края к правому

Редко обращается за помощью к педагогу, соотносит элементы ритму и с площадью бумаги, но не соотносит по размеру между собой.


Все дети справились с заданием, двое из них показали композиционные умения в полном объеме, не нарушая порядка составления узора, остальные частично нарушали последовательность при составлении узора. дети редко обращались за помощью к педагогу, что говорит о возросшем уровне самостоятельности. Практически все дети соотнесли элементы по размеру с площадью листа, сложнее детям было соотнести по размеру между собой.

Диагностические задание № 2

 «Укрась фартучек

Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах треугольника: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их  по размеру,  определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.

Материал: треугольник из бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек,  клеенка, гуашь 5 цветов (желтая, голубая, красная, черная, зеленая)

Форма проведения: подгрупповая

Описание выполнения задания: экспериментатор вспоминает вместе с детьми как в группу в гости приходила дымковская барышня, раздает бумагу в форме треугольника и предлагает детям украсить его, «подарить гостье новый фартучек»

Испытуемые были заинтересованы игровой ситуацией, выбрали определенные цвета из предложенных экспериментатором для украшения треугольника, некоторые дети словесно объяснили какие элементы будут использовать и как их расположат. Выполняли задание в течение 20 минут.

 

Таблица №9

Таблица результатов выполнения диагностического задания № 2.

Имя ребенка

Полнота действий

Качество действий

1

Варя В.

Украшает углы, затем переходит к сторонам

Редко обращается за помощью к педагогу,  упорядочивает элементы по ритму. Соотносит элементы по размеру между собой и с площадью листа.

2.

Соня К.

Украшает стороны, затем углы

Не часто обращается за помощью к педагогу,  упорядочивает элементы узора по ритму, не соотносит элементы по размеру между собой и с площадью листа

3.

Вика С.

Украшает стороны, затем углы

Часто обращается за помощью, упорядочивает элементы по ритму,  соотносит с площадью листа, но не соотносит по размеру между собой.

4.

Соня М.

Украшает стороны, затем углы

Редко обращается за помощью, упорядочивает элементы по ритму,  соотносит с площадью листа, но не соотносит по размеру между собой.

5.

Полина Ф.

Украшает углы, затем стороны

Часто обращается за помощью, упорядочивает элементы по ритму,  соотносит с площадью листа, но не соотносит по размеру между собой.

6.

Лера Д.

Украшает углы, затем стороны

Очень редко обращается за помощью, упорядочивает элементы по ритму,  соотносит с площадью листа, но не соотносит по размеру между собой.


Диагностическое задание позволило выявить, что все дети научились располагать элементы узора в пределах треугольника. Однако, трое детей частично нарушали порядок при составлении узора – начинали работу с украшения  сторон, а не  углов. Двое детей часто обращались за помощью к педагогу, остальные работали самостоятельно, не отвлекаясь. Практически у всех детей возникали затруднения при соотнесении элементов узора по размеру между собой, только один ребенок справился с этой задачей.

Диагностическое задание № 3

 «Укрась салфетку.

Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах квадрата: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их  по размеру,  определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.

Материал: квадрат из бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек,  клеенка, гуашь 5 цветов (желтая, голубая, красная, черная, зеленая)

Форма проведения: подгрупповая

Описание выполнения задания: экспериментатор вспоминает, как дети украшали скатерть на праздничный стол для барышни и сообщает, что у ее нет ни одной красивой салфеточки. Далее раздает бумагу в форме квадрата и предлагает детям украсить его, «сделать яркую салфетку для барышни». В процессе деятельности была сохранена естественность ситуации и процесса

изображения (не вмешиваться в деятельность ребенка, стараться не обращать на себя внимание, не отвлекать ни словом, ни действием. При необходимости подсказать детям, которые обратились за помощью.

Испытуемые внимательно выслушали задание, выбрали определенные цвета из предложенных экспериментатором для украшения квадрата, выполняли задание в течение 20 минут. При рисовании не часто обращались за помощью к экспериментатору.

Таблица №10

Таблица  результатов выполнения диагностического задания № 3

Имя ребенка

Полнота действий

Качество действий

1

Варя В.

Украшает центр, затем переходит к углам и сторонам

Редко обращается за помощью к педагогу, выделила композиционный центра, упорядочивает элементы по симметрии, по ритму, соотносит элементы с площадью листа,  соотносит их между собой.

2.

Соня К.

Украшает углы, затем выделяет центр, после стороны

Редко обращается за помощью к педагогу,  упорядочивает элементы узора  по симметрии,  плохо прослеживается ритм, выделяет композиционный центр, элементы однообразны

3.

Вика С.

Украшает углы, стороны, затем стороны, затем центр

Постоянно обращается за помощью,  упорядочивает элементы  по ритму,  по симметрии, не соотносит элементы с площадью листа, но  соотносит по размеру между собой,  выделяет композиционный центр.

4.

Соня М.

Украшает углы, стороны, затем выделяет центр

Часто обращается за помощью,  упорядочивает элементы по ритму,  по симметрии, не соотносит с площадью листа, но соотносит по размеру между собой,  выделяет композиционный центр.

5.

Полина Ф.

Украшает углы, стороны, затем выделяет центр

Не часто обращается за помощью,  упорядочивает элементы по ритму,  по симметрии, не соотносит с площадью листа, но соотносит по размеру между собой,  выделяет композиционный центр.

6.

Лера Д.

Украшает углы, стороны, затем выделяет центр

Редко обращается за помощью,  упорядочивает элементы  по ритму,  по симметрии, не соотносит элементы с площадью листа, но  соотносит по размеру между собой,  выделяет композиционный центр.


Анализ результатов показал, что только один ребенок не нарушил последовательность при составлении узора, остальные дети частично нарушали порядок действий. Двое детей очень часто обращались за помощью к педагогу. Все дети выделили композиционный центр, соотнесли изображения по размеру с площадью листа, но только один ребенок соотнес их по размеру между собой. Практически все дети упорядочили элементы и по ритму и по симметрии, только у одного ребенка возникли затруднения.

Диагностическое задание № 4

 «Укрась блюдце»

Цель: оценить объем композиционных умений в рисовании узора в пределах круга: порядок освоенных действий при рисовании узора, уровень самостоятельности, упорядоченность элементов между собой и в формате листа и соотнесение их  по размеру,  определить умение ребёнка связывать изображения по ритму.

Материал: круг из бумаги, баночка с водой, кисти, подставка для кисточек,  клеенка, гуашь 5 цветов (желтая, голубая, красная, черная, зеленая)

Форма проведения: подгрупповая

Описание выполнения задания: экспериментатор вспоминает вместе с детьми, как в гости приходила дымковская барышня и как для нее дети украшали тарелочки. Далее экспериментатор раздает бумагу в форме круга и предлагает детям украсить его, «сделать красивые блюдца на праздничный стол барышне». В процессе деятельности была сохранена естественность ситуации и процесса изображения (не вмешиваться в деятельность ребенка, стараться не обращать на себя внимание. При необходимости подсказать детям, которые обратились за помощью).

Интерес сохранялся на протяжении всего занятия. Дети выбрали определенные цвета из предложенных экспериментатором для украшения круга, выполняли задание в течение 20 минут. При рисовании не часто обращались за помощью к экспериментатору. Двое детей не сразу приступили к выполнению задания, отвлекались в процессе деятельности.

Таблица №11

Таблица  результатов выполнения диагностического задания № 4

Имя ребенка

Полнота действий

Качество действий

1

Варя В.

Ребенок сначала выделяет центр, затем украшает кайму в определенном порядке

Редко обращается за помощью к педагогу, выделила композиционный центр, упорядочивает элементы по симметрии, по ритму не соотносит элементы с площадью листа, соотносит их между собой, использует различные сочетания элементов и цветов.

2.

Соня К.

Ребенок украшает кайму не в заданном порядке, затем выделяет центр

Не обращается за помощью к педагогу, не упорядочивает элементы узора по ритму, но упорядочивает по симметрии, выделяет композиционный центр, не соотносит элементы с площадью листа, но соотносит между собой.

3.

Вика С.

Выделяет центр, после украшает кайму не в заданном порядке

Часто обращается за помощью, упорядочивает элементы по ритму, по симметрии,  соотносит элементы с площадью листа и по размеру между собой, выделяет композиционный центр.

4.

Соня М.

Выделяет центр, затем украшает кайму в заданном порядке

Редко обращается за помощью,  упорядочивает элементы по симметрии,  по ритму, не соотносит с площадью листа, но не соотносит между собой, выделяет композиционный центр, использует различные сочетания элементов и цветов.

5.

Полина Ф.

Украшает кайму в заданном порядке, затем выделяет центр

Не часто обращается за помощью,  упорядочивает элементы по симметрии,  по ритму, по симметрии, не соотносит с площадью листа, но не соотносит между собой, выделяет композиционный центр, использует различные сочетания элементов и цветов.

6.

Лера Д.

Выделяет центр, затем украшает кайму в не заданном порядке

Часто обращается за помощью, упорядочивает элементы по ритму, по симметрии,  соотносит элементы с площадью листа и по размеру между собой, выделяет композиционный центр.

Информация о работе Формирование композиционных умений у детей среднего дошкольного возраста в рисовании