Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Изучить особенности тестовых заданий для проверки знаний по информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Психолого-педагогический метод по проблеме контроля знаний по информатике в современных условиях обучения.
Проанализировать функции контроля, принципы построения системы контроля.
Выявить естественное преимущества тестовой формы контроля .
Разработать тестовые задания для проверки знаний по базовому курсу информатики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Методические аспекты контроля знаний по информатике………6
1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в учебном процессе.........................6
1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний………......13
Глава II. Подготовка тестовых заданий для проверки знаний по информатике………………………………………………………..25
2.1. Организация тестирования……………………………………...25
2.2. Требования к материалам тестирования…………………….....31
2.3. Критерии оценки………………………………………………....37
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Методические аспекты контроля знаний по информатике………6

           1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в

           учебном процессе..............................................................................6

  1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний………......13

Глава II. Подготовка тестовых заданий для проверки знаний

        по информатике………………………………………………………..25

  2.1. Организация тестирования……………………………………...25

  2.2. Требования к материалам тестирования…………………….....31

       2.3. Критерии оценки………………………………………………....37

Заключение…………………………………………………………………...39

Список литературы…………………………………………………………..40

Приложение…………………………………………………………………..42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Тестовые  задания удобно использовать и при  организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Стало очевидным  фактом то, что тесты позволяют  получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами  на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний - наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса. Существуют разнообразные виды тестовых заданий.

Тестовые методы контроля имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными:

  • более высокая степень объективности контроля;
  • возможность более полного охвата материала;
  • высокая технологичность контроля, позволяющего быстро проверить знания больших групп учащихся;
  • сравнимость результатов контроля разных преподавателей и учебных заведений в случае использования стандартизированного теста.

Тестирование  - одна из наиболее технологических форм проведения контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний обучаемых с тестированием сравниться не может. Преимущество тестирования еще в том, что одновременно занята и продуктивно работает вся группа учащихся и за несколько минут можно получить срез обученности всех обучающихся.

В словаре под  редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского даётся следующее определение: тест – система заданий, позволяющая измерить уровень определённого психического качества (свойства) лично.

С точки зрения В.С. Аванесова, педагогический тест – это оптимальная система  заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений по учебной дисциплине.

Определения, данные различными учеными, отражают как  содержательную характеристику педагогических тестов, так и их разновидности: тесты достижений, прогностические тесты, тесты умений и др.

Таким образом, тест является неотъемлемой частью учебного процесса.

Объект: контроль знаний.

Предмет: тестирование.

Цель  курсовой работы: Изучить особенности   тестовых заданий для проверки знаний по информатике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Психолого-педагогический метод по проблеме контроля знаний по информатике в современных условиях обучения.
  2. Проанализировать функции контроля, принципы построения системы контроля.
  3. Выявить естественное преимущества тестовой формы контроля .
  4. Разработать тестовые задания для проверки знаний по базовому курсу информатики.

 

Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ

1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в

учебном процессе.

 

Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащихся, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Контроль  является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся.

Основная  цель  контроля   знаний  и  умений  состоит в обнаружении достижений,   успехов  учащихся,  в  указании   путей  совершенствования, углубления  знаний,  умений,   с  тем,  чтобы  создавались   условия   для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.

Эта  цель   в   первую   очередь  связана   с определением качества усвоения учащимися учебного  материала – уровня  овладения  знаниями, умениями  и навыками    предусмотренных    программой   по  предмету.   Во-вторых, конкретизация   основной   цели   контроля  связана с обучением учащихся приемам  взаимоконтроля   и  самоконтроля, формированием  потребности  в самоконтроле  и  взаимоконтроле.  В-третьих,   эта  цель   предполагает воспитание   у   учащихся  таких  качеств  личности,  как ответственность  за выполненную работу, проявление инициативы.

 Если   перечисленные  цели  контроля  знаний  и  умений  реализовать,  то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

    • Контролирующая функция

Контролирующая  функция состоит в выявлении  состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения  знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых преподавателем методов, форм и средств обучения.

  • Обучающая функция

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

    • Диагностическая функция

Сущность  диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

    • Прогностическая функция

Прогностическая функция проверки служит получению  опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты  прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для  дальнейшего планирования и осуществления  учебного процесса.

    • Развивающая функция

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными  возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

    • Ориентирующая функция

Сущность  ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая  пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

    • Воспитывающая функция

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функций  контроля подчеркивает его роль и  значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным.

Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методики выделения и сбора объектов проверки.

Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

Контроль и  оценка учебных успехов студентов  должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Естественно, ко всем студентам группы предъявляются одинаковые требования в отношении объема и качества знаний. Но вместе с тем в ряде случаев следует принимать во внимание такие качества отдельных студентов, как робость или застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность, физические недостатки. Необходимо учитывать также и временные затруднения отдельных студентов, вызванные какими-либо уважительными причинами.

Системность, которая  в свою очередь рассматривается  с пяти позиций:

  • контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;
  • контроль должен быть естественной частью процесса обучения,
  • система контроля должна обладать преемственностью;
  • средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели;
  • все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны 
    подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в 
    основу разработанной модели.

Формы контроля знаний учащихся по информатике

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В  зависимости от функций, которые  выполняет контроль в учебном  процессе, можно выделить три основных его вида:

Информация о работе Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики