Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Изучить особенности тестовых заданий для проверки знаний по информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Психолого-педагогический метод по проблеме контроля знаний по информатике в современных условиях обучения.
Проанализировать функции контроля, принципы построения системы контроля.
Выявить естественное преимущества тестовой формы контроля .
Разработать тестовые задания для проверки знаний по базовому курсу информатики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Методические аспекты контроля знаний по информатике………6
1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в учебном процессе.........................6
1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний………......13
Глава II. Подготовка тестовых заданий для проверки знаний по информатике………………………………………………………..25
2.1. Организация тестирования……………………………………...25
2.2. Требования к материалам тестирования…………………….....31
2.3. Критерии оценки………………………………………………....37
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

- система должна обеспечивать высокую гибкость в выборе типов вопросов и заданий, но при этом должна обладать высокой степенью защищенности;

Большую роль при  проверке знаний играет объективность, точность результатов и минимальная вероятность погрешности оценок, исключение влияния каких-либо субъективных факторов, а также практически одинаковость для всех учащихся условий тестирования, что достигается в нашем случае с помощью ЭВМ и специальных программ. Обеспечение глубины и полноты контроля также достигается предложением уяащемуся ответить на несколько сотен вопросов. Это как минимум на порядок превышает подобные значения при традиционной проверке знаний. При этом достигается как дифференцированная, так и интегрированная оценка уровня овладения учебным материалом по конкретной дисциплине. Контроль проводится непосредственно после завершения изучения каждого раздела учебной программы. Преподаватель получает оперативную и объективную информацию о результатах освоения учащимися данного раздела. Следовательно, полученные данные могут использоваться для внесения соответствующих корректив в содержание и методику учебного процесса.

При использовании в течение ряда лет программированного контроля для  оперативной оценки знаний учащихся по информатике были выработаны рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:

1.  Все ответы к данному вопросу  должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку

2.       Правильное утверждение не должно  быть полностью совпадать с  определением, данном в учебнике  или на лекции, чтобы в нем  не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях) определениям.

3.    Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.

4.    Вопросы по каждой теме стоит  подбирать таким образом, чтобы  они позволяли учащимися  показать  теоретические знания и их  навыки в решении расчетных  задач.

5. Вопросы  могут быть составлены с применением  образной графической символики,  или же информация может быть преимущественно представлена в виде текста. Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями вычислительной техники и применяемых тестирующих программ

6. Процесс  создания вариантов тестов всегда  должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят, для проверки правильность составления тестовых заданий. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки и все недачеты, допущенные при составлении тестов.

 

 

 

2.3  Критерии оценки

 

При выставлении оценки можно руководствоваться  следующими показателями:

Тест  с альтернативными ответами:

  • оценка “5” — 80% и более правильных ответов;
  • оценка “4” — от 71% до 79% правильных ответов;
  • оценка “3” — от 61% до 70% правильных ответов;
  • оценка “2” — ниже 60% правильных ответов

при выполнении тестовых заданий учитываются:

  • объем задания;
  • правильность выполнения;

при выполнении практического задания следует обращать внимание на:

  • объем задания;
  • правильность выполнения;
  • использование эффективных методов и приемов.

 

Заключение

 

Использование тестирования для контроля знаний интересно  и актуально. Несмотря на ограничения  тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает многих учителей и методистов — это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов. Что же касается ограничений, то любые средства для проверки уровня достижений имеют свои границы применимости. Основная задача учителя заключается в том, чтобы использовать разные методы контроля, в том числе и тесты.

Разработка  тестов далеко не простое дело, требует  не только большого практического опыта, но и специальных знаний и навыков. Тесты отличаются от других инструментов контроля, во-первых, стандартизированной процедурой организации выполнения, во-вторых, однозначностью интерпретации ответов и, наконец, наличием заранее продуманной системы оценивания результатов. Тестовые задания должны быть краткими, лаконичными, не допускать двусмысленного толкования. Любой тест должен, как минимум, содержать инструкции по заполнению, само задание и ответы.

Основными результатами работы являются:

  1. Исследован вопрос использования тестирования как формы проверки знаний.
  2. Разработаны варианты тестов для проверки знаний учащихся, которые могут быть использованы в школе для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся по информатике.

 

Список  литературы

 

  1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2002. - 125 с.
  2. Аванесов В.С. Вопросы объективизации оценки результатов обучения. Обзорная информация. - М., 1976. – 154 с.
  3. Гершунский Б.С., Березовский В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. –1993. - № 3. – С. 39-41.
  4. Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1978. – 86 с.
  5. Исаев В.А., Е.Ю. Карданова Е.Ю., Игнатьева Е.Ю. Разработка педагогических тестовых материалов. - В. Новгород: Минобразование РФ и Новгородский госуниверситет, 2002. – 267 с.
  6. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
  7. Казаринов А.С. Автоматизированный тестовый контроль. – Глазов: ГГПИ, 1999. – 23 с.
  8. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «Учитель – ученик». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.
  9. Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Системный дизайн при построении интерфейса компьютерных обучающих программ // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. – 134с.
  10. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О компьютерной технологии оценки качества знаний, 2003.-243.
  11. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 87 с.
  12. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? – М., 1978. – 230 с.
  13. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-центр, 2001. – 132 с.
  14. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – Спб.: БХВ-Петербург, 2004. – 448с.
  15. Самылкиной Н. Н. Построение тестовых заданий по информатике - Лаборатория базовых знаний, 2004.-214
  16. Хуторской А.В. Методика личностн<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family:

Информация о работе Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики