Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть целесообразность применения тестовых заданий на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
изучить формы и методы проверки знаний и умений учащихся;
проанализировать классификации тестовых заданий;
рассмотреть возможность использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки знаний и умений по биологии.

Содержание

Ввдение
3
1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
4
2. Виды тестовых заданий.
7
3. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой
проверки.
16
Заключение
20
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) Применение тестовых заданий на уроках биологии.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Ввдение

3

    1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

4

    2. Виды тестовых заданий.

7

    3. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой   

        проверки.

16

Заключение

20

Литература

21

Приложение 1

22

Приложение 2

26




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей  обучения: формирование научной картины  мира, овладение системой биологических  знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где  используются законы живой природы.

В последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов ( тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)

Цель данной работы: рассмотреть  целесообразность применения тестовых заданий на уроках биологии.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

    • изучить формы и методы проверки знаний и умений учащихся;
    • проанализировать классификации тестовых заданий;
    • рассмотреть возможность использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки знаний и умений по биологии.

 Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения. Именно поэтому данная тема является актуальной.

1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Различают текущую, тематическую и итоговую  проверку знаний и  умений. Задачи обучения, воспитания и  развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая  проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в  то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления [3]. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.

В обучении биологии до недавнего  времени применялись преимущественно  традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель  сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением  и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель  при этом может обсудить с учащимися  широкий круг вопросов, выявить, как  усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического  материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они  овладели умениями. Одновременно ликвидируются  пробелы в учебной подготовке учащихся.

Однако устная проверка имеет  ряд недостатков: она не дает возможности  сравнить ответы учащихся на один и  тот же вопрос и делать объективный  вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся[6].

Нетрадиционные формы  проверки знаний и умений имеют ряд  преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально  использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в  них коррективы, выявить возможности  дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у  них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию  постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

В процессе тематической и  итоговой проверки тесты дают возможность  за сравнительно небольшой отрезок  времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные  данные для сравнения результатов  учебной подготовки учащихся одной  или нескольких групп[1].

Нетрадиционные формы  и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая  вероятность угадывания правильного  ответа. Преодолеть его можно путем  повышения качества предложенных для  выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют  выявить умения учащихся логично  излагать усвоенный материал, строить  ответ доказательно. С помощью  нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.

В связи с этим целесообразно  нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании  с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного  на изучение курса биологии, следует  более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

Нетрадиционные формы  заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое  применение тестовых заданий для  текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с  заданиями на выбор одного правильного  ответа.

Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор  ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем  главную часть, составить ответ  и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру  или букву[2].

Каждый новый вид задания  требует обучения работе с ним.

Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно  больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом  задания. Овладение этой технологией  позволит в дальнейшем оперативно применять  тесты для проверки знаний.

Тест успеваемости – это  система заданий специфической  формы, позволяющая качественно  оценить и измерить уровень знаний и умений.

Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Сравнивая  эталон с ответом учащегося, можно  объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное контрольное  задание.

 

2. Виды тестовых заданий

Классификация тестов по уровням  усвоения.

1.Тесты первого уровня усвоения:

    • Тесты на опознания
    • Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
    • Тесты с частицей «НЕ»
    • Тестовые задания на знание биологических терминов
    • Тестовые задания с использованием рисунков.

2. Тесты второго уровня усвоения:

    • Тесты с выбором нескольких правильных ответов
    • Тест «на подстановку»
    • Тестовые задания на классификацию объектов и процессов
    • Тестовые задания на определение последовательности событий

3. Тесты третьего уровня:

Тесты третьего уровня - это  творческое использование приобретенных  знаний, которые позволяют выявить  умения применять знания в нестандартных  ситуациях. Условно этот уровень  можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и  усвоения и применение знаний на практике[4].

 Тесты на опознания.

В тесте на опознания учащемуся  задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или  «нет»; «является» или «не является».

Например:

В организме человека 23 пары хромосом.

А. Да

Б. Нет

 Тестовые задания с  выбором одного правильного ответа

В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная  проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так  как в этом случае возрастает вероятность  угадывания правильного ответа. В  тоже время включение в задание  шести- восьми ответов также оказывается  неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих  преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается  целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный.

Например:

1. Где в растении происходит  фотосинтез?

А. В клетках корня.

Б. В хлоропластах клеток листа или стебля.

В. В завязи цветка.

Г. В сердцевине стебля.

Учащиеся выбирают из четырех  ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую  около него букву, в данном случае букву Б.

 Тестовые задания на  знания биологических терминов.

Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение  и предлагается выбрать его название[7].

1. Процесс образования  органических веществ в растении  с использованием энергии солнечного  света называется:

А. Дыханием.

Б. Испарением

В. Фотосинтезом.

Г. Размножением.

Ответ: В.

Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение.

1. Прокариоты - это организмы:

А. Клетки, которых не имеют  оформленного ядра.

Б. Осуществляющие фотосинтез на свету.

В. Состоящие из одинаковых клеток.

Г. Содержащие в клетках  ядро и разнообразные органоиды.

Ответ: А.

 Тестовые задания с  частицей «НЕ».

Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова  «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При  выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание  в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания  могут даваться только после неоднократных  упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или  выделить шрифтом. Однако составить  задания с отрицанием «НЕ» очень  сложно, так как требует подобрать  три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют  учащихся на другой, более сложный  характер умственной деятельности и  чаще всего превышают уровень  обязательного усвоения.

Рассмотрим примеры подобных заданий.

1. Какую функцию НЕ  выполняет стебель?

А. Передвижение органических веществ.

Б. Передвижение минеральных  веществ.

В.Опорную.

Г. Поглощение воды и минеральных  солей.

Ответ: Г.

2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ  отнести к растениям?

А. Размножаются с помощью  спор.

Информация о работе Формы и методы проверки знаний и умений учащихся