Эстетическое воспитание на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка серии заданий по информатике, направленных на эстетическое воспитание.
Задачи:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) разработать серию заданий, направленных на эстетическое воспитание учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
§1 Особенности эстетического воспитания на уроках информатики…….......4
§2 Разработка заданий…………………………..……………………………… .9
2.1 Задание 1. Создание слайда…………………………………………………10
2.2 Задание 2. Демонстрация презентации……………………………………..12
2.3 Задание 3. Анимация в презентации………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………………………17
Литература ………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по информатике.docx

— 449.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»

 

Кафедра математики, теории и методики обучения математике

 

Курсовая работа по информатике

 

И.А.БАННИКОВА

студентка 3 курса факультета информатики, физики и математики

направление 050100.62 − Физико-математическое образование

профили: Математика и Информатика

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

                                                                                       

 

 

                                                                        Научный руководитель -

                                                                                   канд. пед. наук, доцент

                                                                                  И.Ю.Хлобыстова

                                                                                   Работа защищена                                    

                                                                                                                  

                                                                                    "____"_____________2013г.

                                                                              с оценкой_______________

 

 

Глазов 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……3

 

§1 Особенности эстетического воспитания на уроках информатики…….......4

 

§2 Разработка заданий…………………………..……………………………… .9

 

2.1 Задание 1. Создание  слайда…………………………………………………10

 

2.2 Задание 2. Демонстрация  презентации……………………………………..12

 

2.3 Задание 3. Анимация  в презентации………………………………………..14

 

Заключение ………………………………………………………………………17

 

Литература ………………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

Введение

 

     На сегодняшний день обнаруживается недостаток материала по проблеме эстетического воспитания в курсе информатики средней школы. По данному вопросу практически не существует определенной литературы, где можно было бы проследить направления воспитательной работы в данном курсе.

     Когда речь идет о воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Довольно интересная и в то же время не простая проблема – возможности воздействия на личность в воспитательном плане в курсе информатики. Многие могут утверждать, что в курсе информатики об эстетическом воспитании не может быть и речи, что можно говорить о развитии мышления школьников в процессе обучения информатике, о формировании основ научного мировоззрения, о подготовке школьников к практической деятельности, к продолжению образования, но не о воспитании.

     В действительности же воспитательный процесс занимает далеко не последнее место в курсе информатики средней школы, в целях этого курса присутствует и воспитательная цель.

     Цель: разработка серии заданий по информатике, направленных на эстетическое воспитание.

     Задачи:

  1. изучить литературу по теме исследования;
  2. разработать серию заданий, направленных на эстетическое воспитание учащихся.

     Работа состоит  из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

-4-

§1 Особенности эстетического воспитания на уроках информатики

 

     Эстетическое воспитание – целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом по отношению к объекту с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико–ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

     Цель эстетического  воспитания: формирование целостной  личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

     Главная задача  эстетического воспитания: развитие  творческих способностей  личности.

     Выделяют следующие  структурные компоненты эстетического  воспитания:

  1. Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности.
  2. Художественное воспитание в его образовательно–теоретическом и художетсвенно–практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, ценностных ориентаций, вкусов.

-5-

3. Эстетическое самообразование  и самовоспитание, ориентированные  на самосовершенствование личности.

4. Воспитание творческих способностей и потребностей [2].

     Печатные издания по компьютерным технологиям в большинстве случаев рассматривают чисто технические вопросы: программное обеспечение, работу в конкретной программной среде, мультимедиа и так далее.

     И учителя информатики очень часто в основном решают чисто технические задачи: переход от одного вида компьютеров к другому, освоение нового программного обеспечения, разработка программ обучения и методик, учебников и методичек. И сегодня хороший учитель информатики должен знать очень многое: классы вычислительных машин, среды программирования, алгоритмизацию, прикладное программное обеспечение и так далее. Все не перечислить. Учитывая, что информатика сегодня продолжает стремительно развиваться, то не следует забывать о ребенке, его мире, эмоциях, интересах, эстетическом развитии во всех технических устремлениях.

     Уже в 80-е гг. в печати стали дискутироваться вопросы о скудности интересов школьников, черствости их душ, искажении нравственных норм, культе силы, а в последнее время – и о равнодушии, жестокости и невостребованности. И этот список может быть продолжен. При этом не всегда возможно поставить на первое место вопросы эстетического воспитания личности и уже после них поставить умение работать с вычислительной техникой.     Человек всегда стремится к красоте. Он любуется природой и архитектурными сооружениями, украшает свое жилище и одежду. Нет такого народа, которому неведомо чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить, хранить и создавать красоту.

     И чтобы научить ребенка целостному восприятию окружающего мира, привить ему вкус, научить его переживать и сопереживать, отождествлять

-6-

ценности в своей жизни  с идеалами, обращаются к такой  области знаний, как эстетика.

     В решении задач эстетического воспитания большую помощь могут оказать современные технические средства и новейшей технологии, такие, например, как компьютер и средства мультимедиа.

     Вопросы эстетического  развития при работе с компьютером  не часто освещаются в педагогической  литературе. Однако как в отечественной, так и в зарубежной периодической печати все чаще стали затрагиваться вопросы, связывающие в единую цепочку искусство, воспитание и компьютер.

     На протяжении всей истории человечества художники с большим энтузиазмом осваивали любые нововведения и перенимали новые технологии, новые краски, материалы, инструменты. Поэтому с появлением компьютеров, а особенно прикладных графических программ, эти средства

были сразу же восприняты художниками, в результате возникло новое направление в искусстве  – компьютерная графика.

     Американский  художник Дэвид Эм, известный своими «космическими» компьютерными картинками, утверждал, что компьютер наталкивает на такие мысли, какие никогда не пришли бы  в голову без него. Компьютерный художник имеет большую возможность манипулировать созданными им структурами, примеряя их так и этак, чего, конечно, не может себе позволить художник традиционного направления. Тут совершенно другой вид умственной деятельности. В момент создания компьютерного рисунка активизируется фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. Рисунок как бы складывается из отдельных элементов, создавая единое образное целое, подчиненное творческому замыслу художника.

          Вышесказанное позволяет утверждать, что проблемы эстетического воспитания  нужно обсуждать и искать их  реальное решение в процессе  обучения работе с компьютером. 

-7-

     Обучение по предметам «Основы информатики и вычислительной техники» или «Компьютерные технологии» в системе школьного образования ориентировано на развитие логического мышления и может быть отнесено к точным наукам, да и базовый компонент не оставляет времени на творческую самореализацию – это обусловлено жесткими рамками изучаемых тем. Поэтому решение поставленного вопроса видится во введении специальных интегрированных курсов или реализации в системе дополнительного образования.

     Если рассматривать информатику как предмет художественно – эстетического цикла, то через общение с прекрасным станет возможным формирование творческой личности, раскрепощение сознания ребенка и развитие образного мышления. Стоить отметить, что в этом процессе особую значимость приобретает собственная увлеченность и мастерство учителя. Его духовный мир и стремление к созданию прекрасного вокруг себя могут послужить недостающим звеном или первой ступенькой  для раскрытия творческого потенциала ребенка, для самоопределения и самореализации учащегося в эстетической деятельности.

     Затронутые проблемы только начинают рассматриваться в педагогической литературе и ставят перед учителями информатики много вопросов из области психологии, педагогики, эстетики, без решения которых невозможно воспитания ребенка в XXI веке.

     Хотя предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, а наиболее полно законы эстетического освоения мира проявляются в искусстве, субъектом эстетики был и остается человек чувствующий. Поэтому задача учителей – и через эстетическое воспитание, и через умение работать с компьютером привести ребенка к творчеству, осознанию своей индивидуальности, желанию мечтать, творить, созидать.

     На уроках информатики учащиеся знакомятся с инструментами и примитивами графических и текстовых редакторов, начиная с первых лет

-8-

обучения в школе, а  также имеют возможность воспроизводить мелодию в музыкальном редакторе.

     В среднем и старшем звене решают задачу эстетического воспитания при работе с более сложными программами, например, при создании презентаций.

     Эстетическое воспитание - это базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у школьников. Задачи эстетического воспитания можно условно разделить на две группы:

  1. Приобретение теоретических знаний.
  2. Формирование практических умений.

Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.

     В курсе информатики реализуется вторая группа задач, которая содержит:

- эстетического восприятия окружающего мира;

- развитие эстетических чувств, эмоций, развитие воображения;

- эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы;

- индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

- формирование механизма эстетического самообразования;

- формирование эстетических отношений, восприятия, чувства, вкуса.

     Все это развитие и формирование происходит с помощью компьютерных технологий. Понятие информационной культуры включает в себя множество видов работы с самой разнообразной информацией, среди которой не последнее место занимает грамотное и красивое оформление предоставленного материала. На уроках информатики существует возможность эстетически правильно и красиво выполнить оформление

Информация о работе Эстетическое воспитание на уроках информатики