Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Изучить особенности тестовых заданий для проверки знаний по информатике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Психолого-педагогический метод по проблеме контроля знаний по информатике в современных условиях обучения.
Проанализировать функции контроля, принципы построения системы контроля.
Выявить естественное преимущества тестовой формы контроля .
Разработать тестовые задания для проверки знаний по базовому курсу информатики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Методические аспекты контроля знаний по информатике………6
1.1.Цели, функции, принципы и формы контроля знаний в учебном процессе.........................6
1.2. Тестирование как основная форма контроля знаний………......13
Глава II. Подготовка тестовых заданий для проверки знаний по информатике………………………………………………………..25
2.1. Организация тестирования……………………………………...25
2.2. Требования к материалам тестирования…………………….....31
2.3. Критерии оценки………………………………………………....37
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Тест имеет  следующую структуру:

    • совокупность тестовых заданий;
    • правила работы с тестами для испытуемых;
    • инструкция экспериментатору;
    • теоретическое описание свойств, измеряемых тестом;
    • шкала измерений свойств;
    • метод выведения оценки по шкале.

Объективная тестовая оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Образовательная роль тестовой оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой и субъективной оценкой преподавателя она указывает на достижения учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.

Воспитательная роль тестовой оценки заключается в осознании учащимися способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильно установленная, справедливая и объективная тестовая оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. И наоборот, субъективность, а часто несправедливость не тестовой оценки (например, на устном экзамене) вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.

Отбор учебного материала  для включения в тест зависит  от целей тестирования и от того, на каком этапе обучения оно проводится. В первую очередь в тест включаются учебные элементы, обладающие системообразующими свойствами, вокруг которых группируются другие. Принцип выделения учебных элементов соблюдается на этапе изучения нового материла, а затем реализуется в контрольных заданиях. В зависимости от вида контроля меняются тестовые задания: для входного контроля и закрепления знаний применяются простые задания с целью выяснения того, что учащийся усвоил, а что не усвоил. На этой основе проводится дополнительная проработка учебного материала.

После изучения всех вопросов теории закрепления знаний на практических занятиях проводится итоговое тестирование. Тест в этом случае содержит обобщающий контрольный материал, основанный как на общих, так и на более значимых частных представлениях. Итоговый тест контролирует только те учебные элементы, которые были изучения и многократно закреплялись в памяти учащегося.

Существенное значение для получения достоверных результатов  контроля имеет количество заданий. Чем полнее тест отражает содержание учебной дисциплины, тем он более надежен и более точно измеряет структуру и уровень знаний учащихся. Однако увеличение длины теста не должно стать самоцелью. Невозможно создать тест, охватывающий весь изученный учебный материал. Многие учебные элементы связаны между собой и могут замещаться. При создании теста ставится задача отразить главное, что должны знать и уметь учащиеся и что составляет основу профессиональных знаний.

Количественным выражением субъективной оценки является отметка. Отметка условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах или так называемых баллах. В системе ПО России применяется пятибалльная система отметок, а точнее четырех балльная система отметок. В этой системе субъективных отметок трудно обеспечить объективность и точность при оценке результатов учебной деятельности учащихся. Сложность применения традиционной пятибалльной системы обусловлена также и тем, что установленные нормы оценок являются средними и ориентировочными. Все разнообразие оттенков уровня подготовки учащихся невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов. Возможность расширить и более подробно дифференцировать диапазон оценок позволяет только применение тестовых технологий и внедрение в практику педагогических измерений тестовых шкал.

Арифметические операции с пятибалльными оценками «неудовлетворительно – удовлетворительно – хорошо - отлично» (определение средней оценки по различным массивам, сравнение разных групп и т.д.) по большому счету некорректны, и, в лучшем случае, имеют лишь размытые качественные экспертные значения. Достоверность педагогических оценок успешности обучения можно повысить, заменяя традиционные аттестационные процедуры стандартизованными педагогическими тестами с высокими показателями надежности и валидности.

Используя критериально-ориентированные  тесты, можно выйти за пределы порядковой шкалы и перейти в область интервальной шкалы. Процесс стандартизации измерительного педагогического теста, помимо прочего, включает в себя создание дополнительной информации для пользователей тестовых баллов. Этот процесс, вместе с проведением комплекса процедур тестирования, должен быть так спланирован, чтобы стало возможным сформировать шкалу для теста.

Шкала, или шкалы, могут  использоваться как набор норм, или  как набор интерпретируемых данных, а для тестов, у которых есть несколько параллельных форм, как набор таблиц эквивалентности, которые позволяют преобразовывать необработанные баллы в общую шкалу для данного теста.

Применение стандартизованных  шкал по результатам тестирования позволит проводить статистическую обработку количественных показателей оценки учебной работы учащихся, что позволит с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателей и самих учебных заведений.

Анализируя теоретические  исследования отечественных и зарубежных ученых, а также практику массового  тестирования, можно утверждать, что педагогические тесты, отвечающие высоким критериям качества, обладают несомненными преимуществами перед традиционными субъективными формами контроля уровня обученности учащихся.

Положительные и отрицательные качества тестовых заданий.

Использование тестовых заданий имеет свои положительные  и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно  отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного  программного обеспечения, а также  от имеющейся компьютерной техники.

Опыт  использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с  применением компьютерной техники, при проверке знаний по информатике в позволил выделить следующие положительные моменты:

1. Устранена  возможность подсказок и списывания.

2. Повысилась  объективность оценки знания.

3. Резко  возросла познавательная активность  учащихся при изучении

информатики, что обусловлено стимулированием  данной методикой

самостоятельной работы.

4. Отсутствие  проверки на обычных уроках  приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме «мозгового штурма», когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения.

5. Изменилась  роль преподавателя, который освободился  от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок.

6. Улучшилась  психологическая атмосфера в  группах учащихся. Возникла устойчивая  обратная связь — преподаватель  — учащийся — преподаватель.

7. Учитель  перестал быть источником отрицательных  эмоций, связанных с оцениванием знаний,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ПОДГОТОВКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ

2.1 Организация  тестирования

 

Проверка  знаний в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма контроля, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной проверки знаний, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.

Предлагаемая  система тестирования предназначена  для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике.

Тестовые  материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени.

Такая форма проверки знаний имеет ряд преимуществ:

  • осуществляется проверка обученности на значительно большем материале курса информатики.
  • уменьшается продолжительность проверки как для учащегося, так и для учителя. Основное время учителя или методиста уходит на подготовку материалов для тестирования;
  • повышается мотивация по подготовке учащегося: осознание необходимости повторить большую часть материала, естественный интерес к тестированию, новизна формы организации, гуманизм в отношении учащийся получает некоторое право на ошибку;
  • объективность тестирования;

Формирование  тестовых заданий для компьютерного контроля знаний

 

Компьютерное  тестирование почти полностью реализуется  при проведении контрольных работ, контроля над самостоятельной работой, зачетов и экзаменов ( итоговый, заключительный контроль).

Педагогический тест - это система заданий определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений.

С одной стороны, тестовые задания составляют очень высокий процент, пожалуй, 80-90% компьютерных контролирующих программ по любой гуманитарной дисциплине. С другой, - не всякое содержание поддается трансформации формам тестового задания. Многие доказательства, многословные описания трудно выражаются, а то и совсем не выражаются в тестовой форме.

Вопрос наполнения баз данных кажется очевидным  и потому, как правило, не вызывает затруднений ни в теории, ни в  практике. На первый взгляд, разработка тестирующих вопросов и определение  эталонов ответов доступно любому преподавателю. Однако на самом деле ситуация в этой области прямо противоположна тому, что кажется на первый взгляд.

Сформулировать  вопрос действительно несложно. Однако большинство разработчиков не задают себе при этом главный вопрос: какие  цели преследует данный вопрос? Какой  раздел рассматриваемой темы этот вопрос охватывает? Корректно ли сформулирован вопрос, не вызывает ли он разночтений, не допускает ли он неоднозначных ответов, как воспринимается он учащимися с точки зрения не преподавателя (имеющего большой по сравнению с учащимися объем знаний), а с точки зрения пройденного учащимися теоретического курса?

Попытка ответа на эти вопросы показывает, что, прежде всего, база данных должна разрабатываться  не педагогом-энтузиастом, а специалистом высокого уровня в данной предметной области. Кроме того, какой бы высокий уровень не был у разработчика, любой человек способен ошибаться или неверно формулировать отдельные положения. Поэтому тестовая база, перед ее вводом в эксплуатацию, обязательно должна проходить через оценку как минимум методического совета по данной специальности.

Однако никакая  комиссия не способна определить восприятие контрольных вопросов учащимися. Это  может показать только реальное тестирование. Более того, подобная оценка весьма проста технически - необходим только накопительный статистический анализ по ответам на каждый конкретный вопрос. Для этого вопрос должен быть однозначно идентифицируем. Анализ подобной статистики, особенно при проведении контрольного тестирования в разных учебных группах, дает двойственный результат: вопрос, на который никто не может дать правильный ответ, или неправильно сформулирован, или эта тема чрезвычайно плохо раскрыта в процессе обучения. Вопрос же, на который правильно отвечают все, или плохо сформулирован (имеет в тексте вопроса подсказки), или эта тема очень хорошо раскрыта в процессе обучения и правильно усвоена всеми учащимися.

Подобная неоднозначность  анализа статистики приводит к вопросу  о времени и форме статистического  анализа и проведения тестирования вообще.

Основными формами  тестовых заданий являются: задания открытой формы, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности.

Тестовое задание  включает в себя:

а) констатирующую часть, описывающую ситуацию (может  и отсутствовать), которая не требует  от тестируемого каких-либо активных действий;

б) процедурную  часть, содержащую предложения обучаемому выполнить какие-либо конкретные действия - выбрать правильный элемент из предложенного набора, установить соответствие или правильную последовательность, назвать дату, записать название и т.д. Процедурная часть - это такой вид информации, после получения которой от учашегося требуется произвести активные действия, связанные не только с изучением и анализом материала, содержащегося в задании, но и составлением и вводом ответа;

в) элементы самого выбора.

Общие правила  для всех форм тестовых заданий. Необходимо следить за корректностью формулировки задания. Тестовое задание должно быть сформулировано четко, ясно, конкретно, не допуская двусмысленности в ответе. Оптимальное число элементов ответа - 5-8, но существуют исключения.

Информация о работе Тестовая форма проверки знаний школьников на уроках информатики