Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:38, реферат

Краткое описание

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

нем реф.docx

— 105.28 Кб (Скачать файл)

На основе сказанного в этом параграфе дано представление о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Определена структура готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Выявлены условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Рассмотрены уровни сформированости готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Установлена роль проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Определено понятие «научно-исследовательская деятельность».

 

Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе

 

В данной главе рассматривается практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе. Все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации. Рассматривается понятие системного подхода, рассмотрение целей и задач которые ставятся перед этой системой.

Необходимо решить проблему осуществления системного подхода. Рассмотреть структуру реализации системного подхода. Раскрыть структуру системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются.

 

2.1 Системный подход  к организации научной работы  студентов в условиях высшей  школы

 

В параграфе решается ряд задач, необходимых для всестороннего представления о системном подходе. Рассмотреть понятие и необходимость системного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшей школы. Определить цели и задачи, которые решаются системным подходом. Решить проблему осуществления системного подхода. Рассмотреть структуру реализации системного подхода. Раскрыть структуру системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются. Также рассмотреть методы и формы научной работы, которые используются в системном подходе.

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников высшей школы. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы. Многие из разработчиков интересующей нас проблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов. Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущими педагогами позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке педагогических кадров все еще не полностью используется потенциал научно-исследовательской деятельности.

Рефлексивный подход к изучению состояния проблемы в теории и практике, ее актуальность предопределяют необходимость комплексного подхода к использованию потенциала научной работы студентов в их профессиональной подготовке.

Все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации.

Под системным подходом мы будем понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности.

Системный подход предусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска.

Осуществление системного подхода носит поэтапный характер. В организации и проведении научной работы со студентами большое значение придается мотивационному, диагностическому, проективному, деятельному, рефлексивному и коррекционному этапам. Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработка концептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработка графика научной работы в соответствии со спецификой факультета и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.

Научная работа, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна занимать ведущее место в условиях высшего образования.

Задача высшей школы состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами, факультетами.

Успешность и результативность научной работы в первую очередь определяется созданием органов управления, студенческого актива, который призван определить цель, задачи, основные направления научной деятельности, задачи, формы, методы и средства их реализации.

Таким органом выступает научно-методический совет (НМС), в состав которого входят по одному представителю от студентов и преподавателей от каждого факультета. В свою очередь на каждом факультете создан совет, объединяющий в себе представителей от каждого курса для организации и координации научной работы с учетом специфики курса, уровня подготовки и опыта

научной работы студентов. НМС заседает один раз в месяц по заранее составленному плану, который составляется в конце мая каждого учебного года.

Научно-методический совет определяет содержание работы по годам обучения и по направлениям работы. Главная его цель: обеспечение условий для формирования личности будущего специалиста, способного и готового к научно-исследовательской деятельности. Научно-методический совет координирует научную работу факультетов, курсов, планирует общеуниверситетские мероприятия, направленные на формирование положительной мотивации и позитивного отношения студентов к научной работе.

Студенческий актив свои усилия сосредотачивает на общеуниверситетских мероприятиях, призванных убедить студентов в возможностях научной работы, в их профессиональном обогащении, повышении уровня их профессионализма конкурентоспособности. В последнее время большой интерес у студентов, аспирантов и преподавателей имеют брей-ринги. Брей-ринги проводятся ежегодно (конец ноября – начало декабря). Команды составляются из студентов различных факультетов, аспирантов и преподавателей. Их цель: широкая пропаганда знаний, компетентности, интеллектуальной культуры, умения пользоваться знанием как средством творческой адаптации. Принимая участие в них, студенты убеждаются в том, что без знаний, широкого научного кругозора, информационной культуры и овладения методикой научной работы нельзя стать настоящим профессионалом, конкурентоспособным специалистом. В здоровой конкурентной борьбе будущие специалисты учатся формулировать свои идеи, отстаивать их перед большой аудиторией, доказательно и в нестандартной форме показывать их преимущество перед представителями конкурирующих сторон и обосновывать способы решения научных проблем.

В практике работы НМС по управлению и организации научной работы студентов используются разнообразные формы. Причем они дифференцируются с учетом содержания работы, специфики факультета, курса обучения, уровня подготовленности и опыта научно-исследовательской деятельности студентов.

Большое значение придается проведению вузовских предметных олимпиад и конкурсов. Их цель: проверить уровень знаний и способности решать нестандартные задачи профессиональной направленности. Конкурсы на лучшую научную работу проводятся в разнообразных формах выражения научного результата: реферат, научная статья, макеты, плакаты, компьютерные программы, творческие работы. Требования по их проведению определены в «Положении», где четко определены задачи конкурса, его содержание, сроки, критерии оценки и формы поощрения победителей. Для объективной оценки результатов конкурсных работ из специалистов предметных кафедр создаются комиссии экспертов по таким направлениям: литературно-языковедческие, естественно-математические, художественно-графически, психолого-педагогические. Конкурсные работы, занявшие призовые места рекомендуются на итоговую научно-практическую студенческую научную конференцию, которая проводится ежегодно в апреле. Лучшие работы публикуются в сборнике студенческих работ.

Широкое признание получили научные семинары, руководят которыми ведущиеспециалисты, доктора наук, профессора. На кафедре педагогики Криворожского педагогического университета постоянно действует семинар молодых педагогов-исследователей. В нем принимают участие аспиранты и студенты. Цель семинара состоит в овладении методикой и технологией научного исследования, приобретение навыков общения и коммуникативной культуры. На заседаниях семинара студенты и аспиранты поочередно выступают с докладами, вместе с руководителем семинара активно обсуждают подходы, методики, технологии решения интересующих научных проблем, первые научные результаты и теоретические обобщения. Молодые исследователи учатся работать с научной литературой, составлять методику исследования, анализировать собранные данные, делать выводы, оценивать находки и решения других исследователей.

Семинары выступают хорошей школой подготовки аспирантов и студентов к научно-исследовательской работе. Собранные материалы в ходе изучения и анализа научной литературы по избранной проблеме, отработка методики и технологии исследования создают основу для участия студентов в научных конференциях. Подготовка к участию в этих конференциях служит хорошей школой научной работы студентов. Тематика конференций определяется на основе опросов студентов, изучения их научных интересов, которые систематически проводятся студенческим активом факультетов и обобщаются НМС.

Комплексный подход к организации научной работы предусматривает систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышение их умственной культуры. Процесс подготовки студентов к научной работе будет результативным, если Студенты будут вовлечены в разнообразные формы научно-исследовательской деятельности. Становление творческой личности будет проходить успешно, если мотивировать познавательную и научную деятельность студентов; создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научной работы студентов; обеспечить научно-исследовательскую базу; вооружать их методикой научной работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научных проблем.

На этапе создания творческой лаборатории решались следующие вопросы: разрабатываются положение о творческой лаборатории; составлялся план работы лаборатории и состав творческих групп, определялись научные проблемы для разработки и пути решения их. Содержание работы творческой лаборатории охватывает актуальные педагогические проблемы для общеобразовательной и высшей школы. Формы и содержание работы творческих групп определяется с учетом специфики курса обучения студентов. На младших курсах основной упор делался на развитие положительной мотивации студентов, устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности.

Результативность научной работы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности во многом определяется своевременным стимулированием (моральным и материальным). В университете продумана целая система поощрений студентов за успехи в научно-исследовательской деятельности. Приказ о награждении готовится по докладной НМС, в которой дается мотивированное обоснование каждой кандидатуры, поданной активом групп. За победу в предметной олимпиаде, конкурсе научных работ, лучшую статью или доклад, сообщение на научной конференции студенты получают денежную премию, грамоту, благодарность. Награды вручаются на общем университетском мероприятии. Приказ зачитывает председатель НМС, а вручает грамоты, дипломы, премии и объявляет благодарности ректор или проректор по научной работе университета. Результаты научной работы широко освещаются на страницах периодической печати университета, города и области. Гласность не только утверждает в правильности выбранного пути, но и способствует вовлечению в разнообразные формы научной работы новых студентов. По итогам года ректор издает приказ о поощрении особо отличившихся в области научных исследований студентов и их научных руководителей.

В последнее время стал более заметным и такой фактор научной работы как позитивное ее воздействие на качество учебной работы. К окончанию университета многие студенты имеют опыт исследовательской работы, владеют методикой научной работы. Такие студенты при защите квалификационных работ рекомендуются в аспирантуру. Комплексный подход к организации научной работы студентов в университете способствует качественному выполнению социального заказа, позволяет удовлетворить потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах.

Рассмотрение данного параграфа помогло определить понятие и необходимость системного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшей школы. Выявились цели и задачи, которые решаются системным подходом. Рассмотрели проблему осуществления системного подхода. Определили структуру реализации системного подхода. Расскрыли структуру системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются. Также рассмотрели методы и формы научной работы, которые используются в системном подходе.

 

Заключение

 

На основе рассмотренного в данной работе можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Сделан анализ методов познания. Определена сущность готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, выявлены ее компоненты (мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный), уточнено их содержание. Выявлены возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: ориентация на потенциальные возможности личности; формирование осознания студентами ценности и смысла научно-исследовательской деятельности; превращение студента в субъекта исследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций; создание образовательной среды, направленной на развитие познавательного интереса и самостоятельности студентов; организация субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами. Определено понятие и необходимость системного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшей школы. Выявились цели и задачи, которые решаются системным подходом. Рассмотрели проблему осуществления системного подхода. Определили структуру реализации системного подхода. Раскрыли структуру системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются.

Информация о работе Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе