Школа научного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:46, реферат

Краткое описание

Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под названием "научная организация труда", совпали с началом ХХ в. У истоков этой школы стоял американский инженер – практик и менеджер Фредерик Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Школы_менеджмента.docx

— 155.19 Кб (Скачать файл)

Школа научного управления.

Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность  во всем мире под названием "научная  организация труда", совпали с  началом ХХ в. У истоков этой школы  стоял американский инженер –  практик и менеджер Фредерик Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения  производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим  источником современных концепций  менеджмента.

Ф. Тейлор ратовал за превращение  научного управления в отрасль индустриального  труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции.

При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ. Кроме того, требуется  жесткая регламентация деятельности. Это ориентирует каждого работника  на исполнение частичной функции, но не требует от него понимания общего замысла.

Ф. Тейлор рассматривал научный  менеджмент как действенное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производственных и экономических целей организации. Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между сторонами.

К представителям школы научного управления следует отнести также  российских ученых А.А. Богданова и  А.К. Гастева.

 

Классическая, или административная, школа управления.

Наибольший вклад в  ее развитие внес французский ученый Анри Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Целью административного управления было создание универсальных принципов управления. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

  • определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления;
  • предложение принципов построения структуры организации и управления работниками (это прежде всего принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности рабочего места и др.). многие из них до сих пор полезны и используются на практике.

Представители административной школы не заботились о социальных аспектах управления. Главный вклад  А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций планирования и организации.

 

Школа человеческих отношений.

Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия) и Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Согласно современной  доктрине менеджмента в системе  управления имеют три существенных фактора: люди, финансы и техника, и первое место занимает фактор "люди". Среди господствующих целей менеджмента (отношения между людьми и выполнение задач) преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

Поскольку главные функции менеджмента непосредственно связаны с психологией, менеджеру нужно уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т.д. В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми обеспечивает успех в бизнесе. Известные японские, европейские и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве товаров именно благодаря бережному отношению к персоналу.

 

Школа поведенческих наук.

Эта школа значительно  отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику  в большей степени должна оказываться  помощь в осознании его собственных  возможностей на основе применения концепций  поведенческих наук к управлению организациями.

Основной целью этой школы  было повышение эффективности деятельности организации путем повышения  эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых  условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для  осознания собственной значимости в управлении организацией. Главный  постулат школы - правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и  организации в целом.

Большое значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных  поведенческих подходов, которые  рекомендует общий менеджмент, и  исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Учитывая, что человек – это  самый важный элемент в системе  управления, удачно подобранная команда  единомышленников является важнейшим  условием экономического успеха.

 

Школа науки управления (количественный подход).

Школа базируется на использовании  в управлении данных точных наук (математики, статистики, инженерных наук) и предполагает широкое применение результатов  исследований операций и моделей  ситуаций, количественных измерений  при принятии решений.

Сильным толком к применению этих методов в управлении явилось  развитие вычислительной техники и  информационных систем управления. Это  позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые  в наибольшей степени приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

 

Ситуационный  подход

Разработка этого подхода  внесла большой вклад в теорию управления, так как появилась  возможность прямого приложения науки к конкретным ситуациям  и условиям. Главным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время.

Поскольку существует множество  таких факторов, как в самой  организации, так и в окружающей среде, то отсутствует единый "лучший" способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот  метод управления, который более  всего соответствует сложившейся  ситуации. Ситуационный подход не является простым набором предписываемых рекомендаций, это скорее способ мышления относительно организационных проблем и их решений.

Используя его, руководители могут лучше понять, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в  конкретной ситуации. При этом внимание сосредоточивается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций и их влиянии на эффективность деятельности организации.

 

Системный подход

Применение теории систем в управлении Дж. Пола Гетти (США) явилось важным вкладом в менеджмент школы науки управления. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Этот подход применяется сравнительно недавно, но уже сейчас его влияние велико и в дальнейшем, видимо, будет расти.

Определение переменных и  их влияния на эффективность организации  является основным вкладом в менеджмент системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем. Системный  подход позволяет комплексно оценить  деятельность любой системы управления на уровне конкретных характеристик. Это  позволяет анализировать любую  ситуацию в пределах отдельно взятой системы и выявлять характер проблем. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи и технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

Процессный подход

Этот подход широко применяется в настоящее время. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера.

Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков  менеджмента интегрировать все  виды деятельности по решению управленческих проблем в единую систему, разорванную  в результате чрезмерного увлечения  функциональным подходом, при котором  каждая из функций рассматривается  вне связи с другими.

Согласно данному подходу  управление рассматривается как  процесс непрерывных взаимосвязанных  действий (функций). Они объединены связующими процессами коммуникации и  принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как  самостоятельная деятельность. Оно  предполагает возможность влияния  на работников таким образом, чтобы  они работали в направлении достижения целей.

Из краткого обзора подходов видно, что управленческая мысль  постоянно развивалась, что способствовало зарождению новых идей об эффективном  управлении организацией. Но практика управления всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая  теоретическая мысль. Наличие значительного  количества научных школ и подходов, каждый из которых предлагает свои принципы и модели, составляет важную особенность менеджмента, его отличие  от других наук.

 


Информация о работе Школа научного управления