Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:38, реферат

Краткое описание

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

нем реф.docx

— 105.28 Кб (Скачать файл)

 

Список литературы

 

1. Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. C.10-14. Библиогр.: с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.

2. Коточигова Е.В. Создание педагогических ситуаций, способствующих личностному и интеллектуальному развитию ребенка // Психология педагогической ситуации / Под ред. М.М. Кашапова. Ярославль, Яросл. гос. ун - т, 1996. С 86-92.

3 Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская  деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции  – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)

4. Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.

5. Коточигова Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва - Ярославль, Издательство "Российское психологическое общество", 2000. С.85 - 88.

6. Коточигова Е.В. Креативность как составляющая профессионально важных качеств педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно - практической конференции, посвященной 60 - летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ЯИРО, 2000. С.69-73.

7. Коточигова Е.В. Развитие фантазии и креативности детей младшего

школьного возраста путем создания загадок // Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы. Карачаевск, 2001. С.41 - 42.

8. Коточигова Е.В. Творческие аспекты профессионального педагогического мышления // Одаренные дети: теория и практика. Материалы Российской конференции (Москва, 28 - 30 марта 2001 г.) Дополнительный выпуск./ Под ред. В.И. Панова. М.: - Ярославль: Психологический Институт РАО - Ярославский Институт развития образования. 2001 г.С.182 - 194.

9. Лук А. Психология творчества.–  М., 1978.

10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000.

11. Горовая В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005.

12. Маркова А.К. Психология  труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.

13. Пастарнак М.П. Педагогическое творчество.

14. Педагогика и психология  высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

15. Фокин Ю.Г. Преподавание  и воспитание в высшей школе: Методология,

цели и содержание, творчество. - М.: Академия, 2002.

16. Яковенко И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3 – Тула : Изд-во ТулГУ, 2006. – С.310-314.

17. Яковенко И.М. Педагогические условия стимулирования развития творческого потенциала студентов КГПУ // Материалы научн-практич. конференции – г. Петропавловск-Камчатский, Изд–во КГПУ, 2001. С.123 132.

18. Яковенко И.М. Педагогическая практика как творческое пространство для формирования профессиональных качеств будущего педагога. //Сбор матер научн–практич. конфер. преподавателей КГПУ “Проблемы профессионального образования” – г. Петропавловск- Камчатский, Изд-во КГПУ, декабрь 2001.С.89-106.

19. Никитина, Е.Ю. Новые подходы  к преподаванию в ВУЗе [Текст] / Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Технолого–экономическое образование в ХХI веке: материалы 4-ой международной конференции – Бийск, 2005. – С. 43 -45 (0,19 п.)

20. Никитина, Е.Ю. Проблемная  лекция как способ активизации  познавательной деятельности студентов [Текст] / Е.Ю. Никитина // Фундаментальные  науки и образование: материалы 1-й  всероссийской конференции– Бийск, 2006. – С. 184 -186. – Библиогр.: с. 186 (0,19 п.)

21. Никитина, Е.Ю. Применение  технологии проблемного обучения  при организации образовательного  процесса в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Никитина // Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 4-й всероссийской конференции – Бийск, 2007. – С. 266-269 (0,19 п.)

22. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская  деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции  – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)

23. Рябова Т.А. Подготовка  к научно-педагогическим исследованиям  в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое  образование в Калининградской  области: история, перспективы развития  и сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования пед. фак., 19-20 дек. 2003 г. / Калинингр. гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г. Шпилевая, Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. (Актуальные проблемы подготовки специалистов педагогического профиля). C. 41-43. Библиогр.: с. 43 (3 назв.) 0,2 п.л.

24. Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе / Т.А. Долговицкая // Проблемы педагогики средней и высшей школы: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. (Проблемы обучения и воспитания школьников и студентов). C.10-14. Библиогр.: с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.

Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе

 

Содержание

Введение

1. Общие положения

2. Основные задачи научно-исследовательской  деятельности студентов в вузах

3. Факторы, тормозящие процесс  научно-исследовательской деятельности  студентов в вузе

4. Меры, принимаемые для  решения существующих в вузе  проблем научно-исследовательской  деятельности

Заключение

Список литературы

 

Введение

Наука только тогда наука, когда она не регулирует и не связывает себя вопросом о непосредственной пользе[2] (В.В. Вересаев)

К научно-исследовательской деятельности, дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающая их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Занимаясь, научно-исследовательской деятельностью студент развивает самостоятельность суждений, умение отстаивать свою точку зрения, а также творческое мышление.

Научные лаборатории, кружки и семинары позволяют студенту начать свою научно-исследовательскую работу. Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного, потому, что сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни и в частности в профессиональной деятельности.

На мой взгляд, важным в научно-исследовательской работе является участие преподавателей. С их стороны должно быть оказано необходимое содействие и внимание к работе студентов. Важно проявить интерес у студентов к научной деятельности. Немало важным также является и поощрение студентов за научно-исследовательскую работу. Студенты должны чувствовать стимул к научной работе и ее полезность.

 

1. Общие положения

Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.[3]

К научно-исследовательской деятельности (Далее НИД), дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающая их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения. НАУЧНАЯ (научно-исследовательская) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний

В современных условиях существенно возрастает роль научных знаний во всех сферах общественной жизни, повышается внимание к проблемам развития Академии наук, ее модернизации. Новые научные знания в учреждениях высшей школы, выступают как важный сектор науки и прогресса в стране.

Говоря об особенностях научной деятельности, необходимо различать индивидуальную научную деятельность - как процесс научной работы отдельного исследователя - и коллективную научную деятельность - как деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или как работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д.[4]

2. Основные задачи  научно-исследовательской деятельности  студентов в вузах

Основная цель научно-исследовательской деятельности студентов - это получение углубленных знаний в определенных направлениях науки и техники, а также получение практических навыков в будущей профессии.

Основными задачами организации и развития системы научно - исследовательской деятельности студентов в вузах на современном этапе являются:

а) обеспечение диалектического соединения учебного процесса и подготовки студентов к творческой научной и педагогической деятельности;

б) формирование среды, благотворной для проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческой молодежи;

в) превращение научно-исследовательской работы студентов в массовую и высоко результативную деятельность;

г) поиск талантливой молодежи, обладающей способностями и интересом к научной и педагогической деятельности;

д) воспитание и развитие у студентов личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научной и научно - педагогической деятельности;

е) рационализация свободного времени студенческой молодежи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественных устремлений.[5]

Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Факторы, обуславливающие актуализация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Причинами, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, являются:

Причинами, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, можно представить в виде следующей схемы:

 

 
 


 

 
Схема № 1

В случае научной деятельности внутренним побуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процесса работы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы, давать работу уму.

Основой научной деятельности человека является его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристика ее пригодности к научному труду.

К видам поощрения студентов за успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности можно отнеси:

1.         Зачет результатов научно-исследовательской работы студентов;

2.         Предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок;

3.         Предоставление возможности окончания вуза за более короткий срок;

4.         Досрочные сдачи экзаменов и зачетов;

5.         Участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов.[6]

3. Факторы, тормозящие  процесс научно-исследовательской  деятельности студентов в вузе

Научно-исследовательской работой в вузе занимается только треть студентов. Научные исследования носят необязательный характер, которое реализуется в свободное от основной работы время. Это отношение формируется несколькими обстоятельствами.

Участие студентов в проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийских студенческих научных мероприятиях, в конкурсах грантов является скорее исключением из правил.

Наиболее значимыми для студентов проблемами НИРС в вузе являются:

1. Недостаточность финансирования  научных исследований;

2. Материального стимулирования  субъектов научно-исследовательской  деятельности;

3. Проблема послевузовского  трудоустройства;

4. Отсутствие социальных  льгот как поощрения за научную  деятельность;

5. Отсутствие возможности  внедрения студенческих научных  разработок в производство;

6. Отсутствие регулярных  научных контактов с российскими  и зарубежными вузами, стажировок  в российских и зарубежных  вузах;

7. Отсутствие возможности  публикаций студенческих  работ; [7]

Преобладает внутренняя мотивация, т.е. человек включен деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению к которым она является средством их достижения.

4. Меры, принимаемые  для решения существующих в  вузе проблем научно-исследовательской  деятельности

Например, к мерам, необходимым для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности, можно отнести следующие:

Меры, необходимые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности, можно представить в виде схемы 2.

В целях активизации и повышения результативности системы научно-исследовательской деятельности студентов необходимо расширение применения наиболее действенных видов учебного, материального и морального стимулирования студентов, научно-педагогического, научного и иного персонала вуза.[8]

 

 
 


 

 
Схема № 2

 

Заключение

Таким образом, в ходе моей работы можно сделать вывод о нижеследующем.

Научно-исследовательской деятельностью в вузах занимается малый процент студентов. Необходимо уделить внимание большинству и привлечь как можно больше студентов к научной работе, потому что талантливые и способные студенты не успевшие заинтересоваться научно-исследовательской работой могут уйти в ряды большинства.

На мой взгляд, проблема не участия студентов в научной деятельности обуславливается многими факторами. Например, не информированностью, нехваткой времени, к тому же нет четкой цели для занятия научной работой, за исключением ради ее самой, но ведущим фактором неучастия в научной деятельности, я полагаю, считается лень студентов, ведь многие из них талантливы по-своему.

Информация о работе Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе