Методика работы с поэтическими текстами на уроках французского языка в средней школе (8-9 классы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать основные возможные приемы организации преподавания иностранного языка детям среднего школьного возраста с применением стихотворных материалов.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить понятие «стихотворение» как жанр художественного стиля речи;
выделить проблемы использования поэзии в обучении французскому языку;
определить значение стихотворений в процессе усвоения языкового материала;
проанализировать существующие приемы и методы применения стихотворений на уроках иностранного языка в средней школе;
разработать комплекс упражнений по внедрению стихотворных текстов в процесс обучения французскому языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……....….......3
Глава 1. СТИХОТВОРЕНИЕ КАК ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ………………………………………………………………...5
1.1.Особенности художественного стиля речи …………………………………5
1.2. Отличительные особенности стихотворения как жанра художественного стиля речи ……………………………………………………………………….10
1.3.Общие проблемы использования поэзии при обучении французскому языку……………………………………………………………………………...14
Выводы по Главе 1……………………………………………………………..16
Глава 2. РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА …………………………………………………..17
2.1.Роль стихотворений для усвоения языкового материала…………………17
2.2.Приемы работы с поэтическим текстом……………………………………20
2.3. Работа с поэтическими текстами по тематике «Дружба» на уроке французского языка……………………………………………………………...25
Выводы по Главе 2………………………………………………………..........29
Заключение……………………………………………………………...…......30
Список используемой литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 75.29 Кб (Скачать файл)

Так, на начальном этапе обучения иноязычной речи поэзия является особенно эффективным средством, наиболее адекватным аутентичным материалом. Но, в отличие от установившегося стереотипа, что со стихотворением можно работать только на начальном этапе обучения иностранному языку, доказано, что на среднем этапе он тоже необходим.

Звучание текста стихотворения, его исполнение предвосхищают прочтение текста самими учащимися. Собственно текст стихотворения может быть использован для изучения языка как системы, а также для ознакомления с особенностями менталитета, культуры страны изучаемого языка. Момент предъявления стихотворного текста определяется условиями, поставленными преподавателем, и уровнем обученности учащихся. Целями в таком случае могут быть следующими:

1.Формирование фонетических навыков;

2. Пополнение лексического запаса  учащихся;

3. Отработка грамматических конструкций и другие [Барышников 1985: 89].

Кроме того, стихотворение помогает учащимся приобщиться к иноязычной культуре. Мелодика стихотворения должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а его содержание нести смысловую нагрузку.

Немаловажным источником коммуникативной  компетенции является изучение стихотворений разных эпох и разного жанра. Например, можно сравнить поэзию средних веков и поэзию послевоенного периода и провести сопоставительный анализ как лингвистики текста, так и социально-когнитивного содержания.

Работа над стихотворным текстом  помогает также сплочению группы. В предварительной работе над текстом, где обычно сочетаются различные формы работы (диалог, полилог, индивидуальная и групповая работа) непроизвольно происходит общение учащихся.

На основе извлеченных из текста стихотворения фраз и отдельных лексических единиц обучаемый может проявлять самостоятельность и творчество. Выход на творческий уровень способствует осознанию особенностей традиций, культуры страны изучаемого языка, в работе происходит формирование коммуникативной компетентности [Карамышева 2001: 188].

Работа со стихотворениями  находит решения целого комплекса важных методических задач:

1.  Отработка изучаемого фонетического явления – при чтении и заучивании стихотворения.

2.   Ввод нового лексического материала.

3.  Перевод и толкование грамматических явлений в стихотворении обеспечивают закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала – достаточно лишь напомнить учащимся изученные правила.

4.  При постоянном применении рифмовок для проведения фонетической зарядки в начале урока учитель имеет возможность повторить ранее изученный языковой материал, представляющий трудность для учащихся [Щепилова 2005: 158].

Заучивание стихотворений  способствует улучшению памяти. Многие стихи воспитывают у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение не только друг к другу, но и к людям, их окружающим, настойчивость в преодолении трудностей. Использование поэзии способствует развитию основных коммуникативных умений чтения, аудирования, говорения, причем последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в классе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение.

Таким образом, поэзия способствует обучению основным видам речевой  деятельности и позволяет использовать нешаблонные, творческие типы упражнений. Стихотворения стимулируют учеников к монологическим и логическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию  подготовительной и не подготовительной речи.

Итак, работа над поэтическими текстами в младшей и средней  школе служит нескольким целям:

  1. Новая лексика усваивается более прочно, расширяется лексический запас учащихся. В стихах встречаются реалии страны изучаемого языка, новые незнакомые слова, работа над которыми помогает их более быстрому заучиванию. Это способствует развитию у школьников чувства языка, его стилистических возможностей, получению новых знаний.
  2. Стихотворение помогает понять употребление грамматических структур и способствует их активизации в речи.
  3. При заучивании стихотворения совершенствуются навыки аудирования, закрепляются правила фразового ударения, особенности рифмы, произносительные навыки. Уделять внимание чтению и заучиванию стихов следует также для того, чтобы понять и прочувствовать красоту звучания французского языка, его ритмов и звуков [Бубнова 2011: 69-76].

В средней школе работа над стихами приобретает другой характер. Это уже не только работа над фонетикой и грамматикой, но и над содержанием. При этом значительное внимание уделяется художественным изобразительным средствам языка  и стилю поэтического произведения.

Заучивание небольших  по объему стихотворений  не требует  от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала [Гальскова, Гез 2006: 208]

 

2.2. Приемы работы с поэтическим текстом

Рассмотрим некоторые  возможные методические приёмы работы с поэтическим текстом. Учитель французского языка Ирина Александровна Макарова делится своим опытом работы с поэтическим текстом на уроках в средней школе.

Материал, представленный в  стихотворной форме, легко усваивается  учащимися.  Эта особенность учитывается  при обучении фонетике, грамматике, лексике и переводу. Важным фактором в этой работе является подбор стихотворений, соответствующих возрастным интересам  школьников. На начальном этапе это  могут быть стихи о животных, на среднем – о природе, а на старшем  темой их становится любовь, дружба, взаимоотношение людей, их поступки. Интенсивному запоминанию поэтического текста способствует использование  визуальной опоры в виде иллюстраций, картинок, рисунков.

Работа над стихотворением проводится в следующей последовательности:

  1. Интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем.
  2. Снятие лексико-грамматических трудностей.
  3. Проверка понимания текста посредством вопросов.
  4. Интонационно-фонетическая отработка стихотворения.
  5. Хоровая отработка текста с соблюдением стихотворного ритма.
  6. Заучивание текста с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется.
  7. Воспроизведение поэтического текста [Макарова 2011: 30-32].

Далее мы приводим примеры  работы школьников с различными стихотворениями.

Этапы работы над стихотворением «La Terre»в IX классе в рамках темы «C’est ma planète, à moi».

  1. Первое прослушивание стихотворения (Приложение 1).
  2. Аудирование. Стихотворение прослушивается второй раз. Учащимся дается задание вставить из списка недостающие по смыслу слова:

Chantons aussi la vieille…;

Elle a du…;

C’est elle qui fait du…;

Et le cidre qui…;

Charbon, terre, désaltère, bon.

Текст стихотворения находится перед учениками. Работа ведется сразу по всем абзацам стихотворения.

  1. Объяснение значений употребления лексических единиц и грамматических форм. Сначала обращается внимание на глагольные формы:

Elle a du bon (образовано от глагола avoir+ партитивный артикль) – у нее есть хорошие стороны;

Elle fait du charbon(3 лицо единствнного числа глагола faire в présent) – она запасается углем;

Le cidre qui désaltѐre(3 лицо единственного числа глагола désaltérer в présent) – сидр, который утоляет жажду;

Chantons la terre (1 лицо множественного числа глагола chanter в impératif) – споем земле;

La vieille terre, Mere du pain, du chêne et du sapin (de + le = du) (правило слияния артикля с предлогом) – старая земля, мать хлеба, горных цепей и елей;

Nos chers petits y sont blottis(глагол blotter в forme passive) –свернуться клубком;

Son feu fait taire (конструкция faire + infinitif) – ее огонь (тепло) заставляет замолчать.

    1. Беседа по содержанию стихотворения.

Сначала предлагают учащимся ответить на следующие вопросы. (Приводим примерные ответы).

Maître: Comment l’auteur nomme-t-il la terre?

Elѐve: La vieille terre, Mѐre du pain, du chêne et du sapin, le grand lit.

M.: Pourquoi l’auteur dit-il que la terre a du bon?

E1.: Elle fait du charbon et le cidre qui désaltѐre,

E2.: Elle a ses voix et son mystѐre,

E3.: Les petits y sont blottis auprѐs de l’âtre et quand ils pleurent, son feu fait taire,

E4.: Elle a des fleures, elle a de gais oiseaux siffleurs.

  1. Затем ребятам предлагается, приняв образ Земли, рассказать от первого лица о том, что дает человеку Земля. Предлагаю примеры ответов: On me nomme la vieille terre. Tout le monde mechante par ce que j’ai du bon: je fais du charbon et le cidre qui desaltère. Moi, je suis Mère du pain, du chêne et du sapin. J’ai mes voix et mon mystère. Mon feu fait taire mes chers petits quand  ils pleurent. J’ai des fleurs et de gais oiseaux siffleurs qui font joyeux le plus austère. Je suis le grand lit pour tous ceux qui meurent.
  2. Домашнее задание: попытаться сделать литературный перевод данного стихотворения [Макарова 2011: 32-34].

Еще одну методику предлагает учитель французского языка К.Г. Ненно, если следовать ее рекомендациям, сначала следует написать стихотворение на доске или распечатать на отдельных листах бумаги и раздать их учащимся. Незнакомые новые слова и выражения с переводом на родном языке следует дать на полях и разобрать перед прочтением поэтического текста. Учитель читает стихотворение (может использоваться запись диктора или чтеца), учащиеся хором повторяют за учителем и делают фонетическую разметку стихотворения. Затем ученики вместе с учителем переводят стихотворение или трудные для понимания строки на родном языке. На последующих уроках (или этапах урока) учащиеся читают стихотворение целиком, предварительно прослушав его еще раз. Соответственно, использование современных технических средств обучения на данном этапе поощряется [Ненно 2010: 115].

Работа над стихотворением предваряется страноведческими комментариями учителя, сообщением об эпохе, в которую жил и творил автор, особенностях творчества данного писателя и его стиля и ознакомлением с новыми словами.

После прослушивания первичного восприятия стихотворения, учащимся рекомендуется  выполнить следующую серию упражнений (по усмотрению учителя):

1. Упражнения, направленные  на контроль понимания содержания  прочитанного:

– ответить на следующие вопросы по содержанию.

2. Упражнения по интерпретации  текста стихотворения. Они могут  включать следующие задания:

– ответить на проблемные вопросы (обсудить проблему); 
– определить главную идею поэтического произведения; 
– выделить в тексте и прокомментировать средства художественной выразительности, которые использует автор.

3. Креативные упражнения. Эти упражнения ставят перед учащимися задачу творчески переосмыслить прочитанное на основе собственных оценочных установок. На этом этапе учащимся могут быть предложены следующие задания:

  • сделайте поэтический перевод стихотворения.
  • проиллюстрируйте стихотворение.
  • подготовьте проект.

Учащимся в старших  классах можно предложить более  серьёзную работу над стихотворением. Как отмечает методист, «если сделать поэтические произведения предметом исследования, то можно получить хорошие результаты» [Ненно 2010: 115].

Итак, мы рассмотрели несколько  примеров работы с поэтическими текстами на уроках французского языка в средней  школе.

 

 

 

 

2.3. Работа с  поэтическими текстами по тематике  «Дружба» на уроке французского  языка

Опираясь на выделенные нами принципы отбора поэтического материала, цели и задачи работы со стихотворениями, этапы работы над поэзией, а также  приведенные выше методики, нами был  разработан комплекс упражнений. Для  этого мы отобрали несколько стихотворений  французских поэтов на тему «Дружба».

Этапы работы над стихотворением «Abri» par Esther Granek на уроке в 8 классе в рамках темы «L’amitié».

На подготовительном этапе  учащихся нужно ввести в тему урока  посредством работы с лексикой по теме «Дружба». Ребятам дается задание  ознакомиться с пословицами на французском  языке, перевести их и подобрать  им русские аналоги. Пословицы могут быть следующими:

Les amis de nos amis sont nos amis.

L’ami de tout le monde n’est pas l’ami de personne.

Mieux vaut ami en place qu’argent en bourse.

Au besoin on connaît l’ami.

Следующим этапом работы над стихотворением является знакомство с новой лексикой. Также на доске  должны быть написаны фамилия автора и название произведения, которые  учащиеся переводят, пользуясь, если нужно, помощью учителя. Полезной будет  работа над заголовком стихотворения. Детям дается задание подумать о  том, что подразумевает такое  название и каким будет стихотворение. Новые слова, написанные на доске, ученики  читают, переводят вместе с учителем и записывают в свои личные словари. Для закрепления детям предлагается составить предложения, которые  содержали бы незнакомые слова. В  нашем случае лексика может быть следующей:

Информация о работе Методика работы с поэтическими текстами на уроках французского языка в средней школе (8-9 классы)