Методика работы с поэтическими текстами на уроках французского языка в средней школе (8-9 классы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать основные возможные приемы организации преподавания иностранного языка детям среднего школьного возраста с применением стихотворных материалов.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить понятие «стихотворение» как жанр художественного стиля речи;
выделить проблемы использования поэзии в обучении французскому языку;
определить значение стихотворений в процессе усвоения языкового материала;
проанализировать существующие приемы и методы применения стихотворений на уроках иностранного языка в средней школе;
разработать комплекс упражнений по внедрению стихотворных текстов в процесс обучения французскому языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……....….......3
Глава 1. СТИХОТВОРЕНИЕ КАК ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ………………………………………………………………...5
1.1.Особенности художественного стиля речи …………………………………5
1.2. Отличительные особенности стихотворения как жанра художественного стиля речи ……………………………………………………………………….10
1.3.Общие проблемы использования поэзии при обучении французскому языку……………………………………………………………………………...14
Выводы по Главе 1……………………………………………………………..16
Глава 2. РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА …………………………………………………..17
2.1.Роль стихотворений для усвоения языкового материала…………………17
2.2.Приемы работы с поэтическим текстом……………………………………20
2.3. Работа с поэтическими текстами по тематике «Дружба» на уроке французского языка……………………………………………………………...25
Выводы по Главе 2………………………………………………………..........29
Заключение……………………………………………………………...…......30
Список используемой литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 75.29 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

 «Курский Государственный  Университет»

 

 

 

 

Факультет иностранных  языков

Направление подготовки 050300 (540300) Филологическое образование

Профиль 540306 Иностранный язык

Кафедра французской  филологии

Очная форма обучения

 

 

 

 

                                              Курсовая работа на тему:

Методика работы с поэтическими текстами на уроках французского языка в средней  школе (8-9 классы)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2013 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……....….......3

Глава  1. СТИХОТВОРЕНИЕ КАК ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ………………………………………………………………...5

1.1.Особенности художественного стиля речи …………………………………5

1.2. Отличительные особенности стихотворения как жанра художественного стиля речи ……………………………………………………………………….10

1.3.Общие проблемы использования поэзии при обучении французскому языку……………………………………………………………………………...14

Выводы по Главе 1……………………………………………………………..16

Глава 2. РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА …………………………………………………..17

2.1.Роль стихотворений для усвоения языкового материала…………………17

2.2.Приемы работы с поэтическим текстом……………………………………20

2.3. Работа с поэтическими  текстами по тематике «Дружба»  на уроке французского языка……………………………………………………………...25

Выводы по Главе 2………………………………………………………..........29

Заключение……………………………………………………………...…......30

Список  используемой литературы………………………………………….31

Приложение ……………………………………………………………………33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение использования стихотворных текстов на уроках иностранного языка  как эффективного способа обучения привлекает внимание многих методистов, преподавателей и учителей. Главная  задача этого приема состоит в  том, чтобы не только добиться результата – развития умений и навыков общения  на иностранном языке, но и сделать  сам процесс обучения занимательным, вовлечь в него учащихся, обусловить их мотивацию и повысить интерес  к предмету.

Актуальность исследования продиктована требованиями современного общества, которое нуждается в высококвалифицированных специалистах со знанием как минимум одного иностранного языка, а также широким выбором разнообразных приемов и методов обучения второму языку начиная с младшего школьного возраста. В этих условиях необходимо обуславливать эффективность способов обучения, которые должны отвечать требованиям, предъявляемым со стороны как преподавателей и учителей, так и со стороны самих школьников.

Объектом исследования является процесс обучения школьников иностранному языку и использование в этом процессе стихотворных текстов как средства обучения.

Предметом данного исследования является проблема повышения эффективности использования поэтического текста как метода обучения французскому языку в средней школе.

Цель данной работы – исследовать основные возможные приемы организации преподавания иностранного языка детям среднего школьного возраста с применением стихотворных материалов.

Данная цель достигается путем  решения следующих задач:

    1. изучить понятие «стихотворение» как жанр художественного стиля речи;
    2. выделить проблемы использования поэзии в обучении французскому языку;
    3. определить значение стихотворений в процессе усвоения языкового материала;
    4. проанализировать существующие приемы и методы применения стихотворений на уроках иностранного языка в средней школе;
    5. разработать комплекс упражнений по внедрению стихотворных текстов в процесс обучения французскому языку.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки комплекса упражнений, которые могут быть использованы на уроках французского языка в 8-9 классах средней школы.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования полученных данных в практике преподавания французского языка.

При написании курсовой работы мы руководствовались такими методами научного познания, как сравнительно-сопоставительный анализ методической, педагогической литературы по данной теме, ознакомление с существующими учебно-методическими комплектами по обучению французскому языку, обобщение опыта преподавателей иностранного языка, систематизация полученной информации для создания комплекса упражнений.

Методологической  основой исследования в курсовой работе явились работы таких методистов, как Миньяр-Белоручев Р.К., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Щепилова А.В., Барышников А.А.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит  из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

 

Глава 1. СТИХОТВОРЕНИЕ  КАК ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ  В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

 

          1.1. Особенности художественного стиля речи

Язык художественной литературы занимает особое положение в системе  функциональных вариантов литературного  языка. Это обусловлено причинами  разного характера.

Во-первых, именно в языке  художественной литературы реализуется эстетическая функция. Во-вторых, в отличие от всех письменных стилей, устной публичной речи и разговорной речи, лексика художественного стиля принципиально неограниченна, в текстах художественной литературы могут быть использованы любые речевые средства, единицы любого варианта литературного языка и даже внелитературные элементы.

Владимир Иванович Максимов отмечал, что «также в художественном стиле речи воплощается функция  воздействия, что сближает его с  публицистическим стилем и устными  разновидностями книжной речи»[Максимов 2005: 126-128].

Язык художественной литературы представляет собой сложное структурное  целое. Отдельно исследуются речевая организация прозы, поэзии, драматургии; также выделяют стили литературных жанров: романа, повести, басни, баллады и т.д., а также индивидуально-авторские стили – язык и стиль писателей. В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковых средств. Все элементы художественной системы произведения направлены на решение поэтических задач, а слово в художественном тексте является средством создания образа, передачи художественного смысла произведения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует своё прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной - образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны) [Живолупова 2012: 56].  Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают яркий, живой образ. Важной категорией, определяющей структуру языка художественной литературы, является категория «образ автора». Образ автора - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого, т.е. это не простой субъект речи, а особая словесно-речевая структура, представляющая взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов [Красовский 2002: 88].

Отличительной чертой художественного  текста являются изобразительно-выразительные  средства - тропы и стилистические фигуры, призванные усилить не только образность поэтического языка, но и его воздействующую силу. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. К основным видам тропов, используемых в художественной речи, относят эпитеты — слова или целые выражения, которые, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретают некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогают слову (выражению) обрести красочность, насыщенность [Кожевников, Николаев 1987: 606]. Автор с помощью эпитетов достигает глубины, тонкости, выразительности. К примеру, в стихотворении А. Блока эпитеты заканчивают строку:

«Все, как было. Только странная

Воцарилась тишина.

И в окне твоем - туманная

Только улица страшна» (Блок А.А.).

Эпитет "странная" создает  эффект разрыва тишины, а после  слова «туманная» у читателя возникает  ощущение таинственности, гулкого эха.

Различают простые эпитеты, состоящие из одного прилагательного, например, у Есенина: «голубиные облака». Или же слитные, состоящие из двух или трех корней, но воспринимающиеся на слух как одно целое, например, у Толстого: «убедительно-лживый рассказ».

Еще одним тропом является сравнение – «образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому, задача которого - заставить читателя живее почувствовать написанное» [Ярцева 1998: 690].  Сравнения подразделяются на простые, как у Ахматовой:

«И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги в  праздник, по ветру летят…»(Ахматова А.А.)

и сложные, как у Маяковского: "Умри мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши". Существуют также отрицательные сравнения: «Не две тучи в небе сходилися, сходилися два удалые витязя» (А.С. Пушкин) и неопределённые сравнения, в которых дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения:«Не расскажешь, не опишешь, что за жизнь, когда в бою за чужим огнем услышишь артиллерию свою» (А.Т. Твардовский). К неопределенным сравнениям относится и фольклорный устойчивый оборот ни в сказке сказать, ни пером описать.

Распространено среди  изобразительно-выразительных средств  такое средство, как метафора –  «речевой оборот, при котором свойства одного явления, предмета или понятия переносятся на другое» [Ожегов 2002: 370].  Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Например:

«(...) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия» (М.Булгаков «Белая гвардия»).

Разновидностью метафоры считают олицетворение – «художественный прием, для которого характерно наделение неодушевленных предметов и явлений человеческими свойствами, уподобление их живому существу, задача которого - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности» [Кожевников, Николаев 1987: 392].  Примером может служить отрывок из лирического стихотворения Ф.И. Тютчева:

«Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен…»(Тютчев Ф.И.)

Стилистические фигуры также  представляют интерес для анализа  художественного стиля речи. Например, антитеза - это «фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения» [Ярцева 1998: 33].«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой…» (Пушкин А.С.). Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно сравнительные, часто строятся антитетически.

Следующее определение понятию  «градация» дает лингвистический словарь  Ярцевой: «такое расположение слов, при  котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря  чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов» [Ярцева 1998: 127]. Градация позволяет передать глубокие переживания человека в минуту потрясения или другие сильные чувства:

«Не то, что мните вы, природа  — Не слепок, не бездушный лик. В  ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» (Тютчев Ф.М.)

Язык  художественной литературы оказывает  сильное воздействие на литературный язык, составляет главное его богатство. Каждый писатель не только создает  новые средства выражения, но и использует достижения предшественников.

Художественный стиль  — это особая сфера литературного  языка, характеризующаяся своим  кругом тем, своим набором речевых  жанров, специфической лексикой и  фразеологией.

Лингвисты до сих пор продолжают споры о понимании сущности художественного стиля речи, его места в системе стилей литературной речи. Одни (Граудина Л.К., Ширяев Е.Н.) приравнивают "стиль художественной литературы" к другим стилистическим разновидностям литературной речи, другие (Будагов Р. А., Гальперин И. Р.) различают эти понятия. Но всеми учеными признается, что понятие "стиля" в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем в отношении других функциональных стилей.

Информация о работе Методика работы с поэтическими текстами на уроках французского языка в средней школе (8-9 классы)