Инновационные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 92.05 Кб (Скачать файл)

 

Развитие дошкольного  образования, его переход на новый  качественный уровень не могут осуществ¬ляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна  профессиональная компетентность, в  основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов  и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в  сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а  практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают  системный характер. Созданы новые  типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные  программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного  изменения системы повышения  квалификации. Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Что такое инновация?

Инновация (нововведение) - в  социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый - впервые созданный  или сделанный, появившийся или  возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к  ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) - комплексный  процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции  и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения  новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а  инновация - процесс освоения этого  средства.

В целом под инновационным  процессом понимается комплексная  деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению  новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Процесс (продвижение) - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

добивается признания, пробивает  себе дорогу с большим трудом;

носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным  для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Типы нововведений также  группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный  процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного  процесса;

- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не  связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет  аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное  соединение элементов существующих  методик, которые в новом сочетании  ранее не применялись (комбинаторные  нововведения);

- радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо  конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования  формы работы, отмена программы,  технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида  услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педаго¬гического коллектива в целом. Именно поэтому педколлективы ДОУ активно внедряют парциальные и вариативные программы, разрабатывают и апробируют авторские программы, входят в городские сетевые площадки по экспериментальной деятельно¬сти. Реализуемая в ДОУ инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креа¬тивные возможности, повысить свою мотивацию и профессио¬нальную компетентность.

Введение инноваций подразумевает  переход на новую комплексную  программу Например:

переход с типовой «Программы воспитания и обучения в детском  саду» М. А. Васильевой и Т. С. Комаровой)на программу «Радуга»» под ред. Т. Н. Дороновой и др.

выбор приоритетного направления  работы(физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и др).

Переход связан с рядом  преобразований

изменение территории

открытие новых кабинетов 

введение новых штатных  работников;

создание студий по изобразительной  деятельности, театрально-игровой, художественно- эстетической

организация дополнительных услуг   с введением дополнительных единиц педагогов;

введение новых образовательных  технологий по  оздоровлению и художественно-эстетическому  направлению (обучение и переподготовка кадров)

апробация авторских парциальных  программ, технологий и методик.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что  они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический  словарь определяет развитие как  изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения  в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей  и направлены на достижение конкретных целей.

Например, коллектив хочет  изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентированную  на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководитель приобретает  литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и  т.д.

Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых  технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.

Каждый педагогический коллектив  имеет право на инновационную  деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства  по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной  деятельности. Цель должна быть понятна  и принята всеми участниками  педагогического процесса. Поэтому  важно определить конкретные задачи для каждого направления: "Что  мы хотим изменить в содержании педагогического  процесса?", "Какую цель мы ставили  при организации методической работы в ДОУ?", "Как изменим предметно-развивающую  среду?" и т.д. Руководитель выстраивает "дерево целей". Познакомив с ним  коллектив, он может провести анкетирование "Как Вы относитесь к предлагаемому  новшеству?" со следующими вариантами ответов:

1) считаю бесполезным;

2) есть сомнения в необходимости  использования;

3) есть сомнения в возможности  применения;

4) есть интерес;

5) есть уверенность в  его эффективности и необходимости  использования в практике;

6) затрудняюсь ответить;

7) свой ответ.

Важно, чтобы цели, которые  ставит руководитель ДОУ, позволяли  получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или  иные конкретные задачи дошкольного  образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать  индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую  готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

инновационный потенциал  дошкольное учреждение

Знание руководителем  своего коллектива, его сильных и  слабых сторон, всегда оценивалось  высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в  жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

Вот несколько позиций, по которым руководитель может оценивать  педагога в коллективе.

Степень ответственного отношения  к делу.

Мотив педагогической деятельности: призвание - старание - случайность.

Приоритеты в организации  работы: поиск нового - набор известных  приемов.

Отношение детей: любовь - уважение - боязнь.

Отношение родителей: уважение - неприятие - "никакое".

Отношение коллектива: стремление к лидеру - ровное - отчуждение.

Кругозор.

Воспитанность: тактичность - низкая культура - конфликтность.

Позиция на педсоветах, совещаниях: активен - участвует - отмалчивается.

10. Степень профессиональной  открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) - после уговоров - иногда.

Моральные правила: принципиальность - невмешательство - игра в "правду".

Чувство юмора.

Коммуникабельность: открытость - сдержанность - "все в себе".

Данная система оценки является открытой, т.е. она может  быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной  деятельности в коллективе.

В свою очередь предъявляются  требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность.

Он должен:

1) уметь отличать реально  выполнимые цели от ложных,

недостижимых;

быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или  план действий;

твердо знать, чего хочет  достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;

уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они  не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;

иметь в коллективе группу единомышленников;

мыслить категориями успеха.

Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

- что мы имеем, каких  результатов достигли;

- что нас не удовлетворяет  в работе;

- что мы хотим изменить  в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.

В развивающемся ДОУ все  изменения (в системе работы с  кадрами, в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми, во взаимодействии с родителями и т.д.) направлены на достижение конкретных целей и должны приводить к качественно новым  результатам работы.

Планирование и организацию  необходимо сделать более гибкими  и позволяющими приобщить к делу каждого сотрудника, активно включить в педагогический процесс Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в планируемый проект.

Вводится режим самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи наблюдают за психическим  развитием детей; методист, врач, медицинская  сестра - за здоровьем детей и  их физическим развитием; логопед, дефектолог - за результатами коррекционной работы и т.д.).

Развитие охватывает все  стороны деятельности учреждения, а  изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного  учреждения в целом.

Можно выделить важные признаки развивающихся учреждений, организаций:

коллектив организации сам  выделяет проблемы и разрешает противоречия;

культивируется инициатива;

поощряется ответственность;

одобряется способность  определять приоритетные задачи;

ценится умение организовать себя и своих коллег на решение  актуальных задач.

При этом основная функция  современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему  лучших образцов, способов и норм поведения.

Обобщая сказанное, можно  определить основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором  ребенок реализует свое право  на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями  и возможностями; педагог развивает  свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив  работает в творческом поисковом  режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни  членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка  из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим  собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для  сохранения здоровья детей.

Информация о работе Инновационные образовательные технологии