Инновационные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 92.05 Кб (Скачать файл)

Перемены в обществе, инновационные  изменения в образовании заставили  думать и работать по-новому. Основной задачей школы стало создание условий для самореализации личности каждого члена коллектива, создание условий для приобретения глубокого  знания, развитие личности ребенка, для  его самовоспитания, самоутверждения, самовыражения, самосовершенствования, самоопределения, саморазвития. Для  этого в школе созданы:

-Психолого-педагогическая  служба;

-Работает клуб творчески  работающих учителей “Поиск”;

-Вводятся новые формы  уроков;

-Учителя, ученики участвуют  в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях инновационных  психолого-педагогических проектов;

Внеклассная и внеурочная работа направлена на развитие творческой личности. Учителя, являясь деловыми партнерами, не подавляют личность, а дают возможность ученику познать  себя, свое “Я”, убеждают ребенка в  своих огромных возможностях. Воспитание в гимназии строится на убеждении, что  каждый гимназист уникален и неповторим, он талантлив, способен. Он может проявить себя во всем. Дети создали организацию  самоуправления “Шугила”. Организацию возглавляет Президент со своим министерством. Организация имеет свой флаг, гимн. Каждое министерство проводит мероприятия, является и сценаристом, и режиссером, и конкурсной комиссией, а педагоги - их помощники и союзники.

Первый Темиртауский Классический Лицей, г. Темиртау[14, 6].

В 1992 году при учебно-информационном центре “Зерде” Темиртауской городской администрации был открыт воскресный экономический лицей для старшеклассников как экспериментальная площадка для создания нетрадиционной школы. В марте 1993 года воскресный лицей стал членом Международной ассоциации “Лицей” с правом защиты своей научной темы. Позднее он был преобразован в Первый Темиртауский Классический Лицей.

В воскресном лицее прошли апробацию программы экономического цикла, казахского и иностранных  языков, делопроизводства и машинописи на казахском и русском языках, бухгалтерского учета и этикета. В центре внимания коллектива лицея  были не столько результаты обучения по предметам, что отследить достаточно просто, сколько процессы, происходящие в сфере духовного, социального развития учащихся. Поэтому уже в воскресном лицее были заложены основы будущих психологических и кураторской служб, создание особого организационного механизма, обеспечивающего постоянное многопозиционное наблюдение за состоянием и развитием лицеистов, обмен информацией всех педагогов, работающих с ними, совместная выработка решений о действиях педагогов по отношению к лицеистам и наоборот.

В 1993-1994 учебном году учебно-методическая база лицея, четыре десятых и два  одиннадцатых класса размещались в  здании завода ВТУЗа и занятия шли по системе “Лицей-ВУЗ”. Дисциплины ВУЗовского цикла велись преподавателями института, что позволило выпускникам лицея не только сдать экзамены в различные ВУЗы, но и успешно адаптироваться в ВУЗовской системе обучения.

Задачи личностного, социального, эмоционального развития учащихся, решаемые коллективом педагогов в воскресном лицее - в стационарном лицее стали  иметь статус равный задачам когнитивным. Определились цели сопровождения, основная структура модели сопровождения, содержание субъекта деятельности, характер деятельности и организация работы по сопровождению.

Заложились традиции лицея, получили завершенность эмблема, Герб, Гимн, Конституция лицея, был избран орган самоуправления - Сенат. Впервые сборная лицея участвовала в Международной олимпиаде школьников в Москве. Из 150 участников лицеисты вошли в призовую десятку.

В 1994 году лицей начал работу по полной организационной структуре.

0 отделение - воскресный  лицей для детей 5 - 6 лет

I отделение - подготовительное (1 - 4 классы)

II отделение - основная  школа (5 - 9 классы)

III отделение - старшая  школа (10-11 классы)

IV отделение - послелицейский  период адаптации.

Одновременно с зарождением  и становлением лицея, проект его  развития был представлен в Фонде  “Сорос-Казахстан” для участия  в конкурсе проектов инновационных  учебных заведений республики и  получил Грант в сумме 5000 долларов США.

В коллективе лицея работает 72 человека и получают образование 512 лицеиста. За десять лет работы 325 лицеиста получили полное лицейское образование.

Ведущие цели Лицея:

Возрождение духовного образа жизни, восстановление естественной связи  ребенка с природой, расширение миропонимания, содействие способностям и желаниям лицеистов решать возможные личные и социальные проблемы.

Решаемые задачи:

1. Организация процесса  выявления и осознания потребностей  лицеистов и педагогов в культуре  как в системе общечеловеческих  ценностей.

2. Создание условий для  удовлетворения потребностей детей  и взрослых лицея в саморазвитии, самоопределении и самоконтроле.

3. Формирование в лицее на уровне взаимоотношений “учитель - ученик”, “ученик - ученик”, “учитель - учитель”, “учитель - родитель - ученик” специфического эмоционального поля взаимоотношений.

4. Обеспечение преемственности  в осуществлении комплексной  программы психолого-педагогического  обеспечения лицеистов и педагогов.

5. Изучение, апробация, разработка  и внедрение форм и методов,  обеспечивающих инновационные процессы  в образовательном пространстве  лицея.

Формирование личности происходит благодаря природным силам организма  и определенным условиям ее прорастания, поэтому ведущими для лицея являются принципы природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания.

Определясь в выборе принципов, лицей продолжает опираться на идею приоритетов американского психолога-гуманиста Роджерса:

-жизнь важнее теории;

-личность важнее проблем;

-настоящее важнее прошлого  и будущего;

-понимание и сопереживание  важнее совета и интерпретации;

-личностная зрелость и  интуиция важнее инструкций и  методик;

-мудрость ребенка важнее  знаний, умений, навыков взрослого.

Поэтому основополагающими  принципами в лицее являются:

1. Принцип ценности личности  и ее уникальности.

Он заключается в признании  самоценности личности каждого ребенка, неповторимости, индивидуальности, способностей детей и, соответственно, в утверждении необходимости построения образовательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности. Не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность. Этот принцип в конечном итоге задает максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который реализуется в гибких учебных планах и программах.

2. Принцип приоритета личностного  развития.

Процесс личностного развития ребенка рассматривается как  ведущее звено образовательного процесса. Обучение выступает лишь как средство развития личности, а  не как самостоятельная цель (в  традиционной системе обучения и  воспитания приоритет, хотим мы этого  или не хотим, отдается процессу приобретения ребенком знаний, умений и навыков, по которым в конечном итоге и  оценивается эффективность педагогической работы). Принцип предлагает ориентацию на внутреннюю, а не внешнюю (отметка, поощрение, избежание наказания) мотивацию обучения, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации лицейской жизни, всей своей жизнедеятельности.

 

 

3. Принцип  ориентации на  зону ближайшего  развития (Л. С.  Выготский).

Принцип включает в себя как  дифференциацию обучения в соответствии с  индивидуальным темпом усвоения и способностями  ребенка, обеспечивающую доступный для  него “уровень трудности” в освоении фрагментов содержания образования, так и построение совместно с каждым учащимся индивидуальных зон его личностного  развития.

4. Принцип  эмоционально-ценностной  ориентации образовательного  процесса.

Принцип предполагает единство чувства, мысли и  поведения в педагогическом процессе. Это обеспечивается как поддержанием особой системы межличностных  отношений, так и  специальным построением  учебных планов и  программ.

Следование  этим принципам лежит  в основе управления детьми (воспитательной системы) и способствует созданию особого  “духа” лицея, эмоционально-комфортной среды.

Деятельность  Лицея отражена в  пакете локальных  документов, разработанных  директором с участием педколлектива, родительской общественности и лицеистов. Это:

1. Устав  Лицея;

2. Концепции  развития Лицея  и цикловых методических  комиссий;

3. Программа  опытно-экспериментальной  работы с приложением  индивидуальных комплексных  программ профессионального  роста и научно-методической  деятельности педагогов;

4. Программа  деятельности психологической  службы;

5. Программа  работы с одаренными  детьми;

6. Программа  управления детьми (воспитательной  работы);

7. Учебный  план и его психолого-педагогическое  обеспечение;

8. Комплексный  план научно-методической  работы;

9. Положения:  “О создании социо-культурного пространства”, “О методических комиссиях”, “О кабинете”, “О классном руководителе”, “О конкурсе “Учитель года”, “Об оплате труда”, “Об информационно-методическом центре”, “О журналистском корпусе”, “Единые требования организации образовательного пространства”.

Учебно-материальная база Лицея:

- учебных  кабинетов - 32, в  том числе: лингафонный - 1; информатики и вычислительной техники - 2 (на 30 рабочих мест, оснащенных ЭВМ последнего поколения);

- спортивный  зал - 1;

- тренажерный  зал - 1;

- библиотека - 1 (с  книжным фондом  в количестве 46915 экземпляров и  ежегодной подпиской  более 70 периодических  изданий РК и  России);

- информационно-методический  центр - 1;

Приемная, бухгалтерия, библиотека, психологическая  служба, учительская  комната, ИМЦ, учебная  часть - оснащены компьютерами, соединенными в единую локальную информационную сеть, и обеспечены оргтехникой;

Столовая - на 190 посадочных мест, оснащена современным  кухонным оборудованием;

Спортивная  площадка - с комплексным  оборудованием для  занятий в летне-осеннее  и зимнее время.

Содержание  и специфика управления развитием Лицея:

Задача  педагогического  менеджмента состоит  в непрерывном, закономерном развитии системы  деятельности, обеспечивающей реализацию коллективной цели. В управленческо-педагогической деятельности Лицея  можно выделить три  взаимосвязанных  фазы: исследование развивающего пространства, организация коллективной деятельности в проблемной ситуации и рефлексия  деятельности коллектива в целом и каждого  человека в отдельности.

На первой фазе изучаются способности  системы “коллектив - человек”, варианты ее функционирования и возможности  возникновения основных противоречий в новой  проблемной ситуации.

На второй создаются условия  для коллективного  понимания, изучения и решения проблемы.

В заключительной фазе выявляется экономическая  ценность каждого  члена коллектива в зависимости  от его потребностей-способностей, в зависимости  от его реального  вклада в развитие коллектива в каждый конкретный момент коллективной деятельности. Поэтому  экономическая ценность является величиной  динамической и может  мотивировать человека к потребности  в максимальном развитии своих способностей.

Управленческая  функция в лицее  возлагается не только на формальных руководителей (директора  и его заместителей), но и на всех членов педагогического  и родительского  коллективов, а также  лицеистов. Человек - саморазвивающаяся  система, именно поэтому  каждый член коллектива одновременно является и самоуправителем.

Управление-самоуправление является единым процессом, который приводит к развитию человека, а следовательно и всего коллектива в целом.

Роль  и позиция администрации  по отношению к  учителю похожа на роль и позицию  учителя по отношению  к ученику. Позиция  администрации - организация  процесса саморазвития самих учителей, создание условий для особой культуры диалога  педагогов между  собой, с администрацией, родителями лицеистов, их творческого поиска, самостоятельной  выработки стратегии  развития образования  и воспитания в  Лицее.

Программа управления детьми (воспитательной работы)

Ведущая идея:

Создание  среды в соответствии с принципами недирективной педагогики (по К. Роджерсу).

Цели  программы:

-Планомерное  создание условий  для формирования  личности, которая  приобретала бы  в процессе развития  способность самостоятельно  строить свой вариант  жизни достойной  человека.

-Предоставлять  возможность каждой  личности производить  индивидуальный выбор  образа жизни,  научить ее производить  этот выбор и  находить способы  его реализации.

-Управление  детьми в контексте  современных культурных  достижений в системе,  помогающей самоопределению  и самореализации  лицеистов в окружающем  мире.

Задачи  программы:

-Через  творческое осмысление  практики развития  лицея к созданию  среды, развивающей  интеллект, нормативную,  эмоциональную, экспрессивную  составляющие личности  лицеиста.

-Создание  условий для возникновения  и развития процессов  самоопределения  и самоконтроля  детей и взрослых  лицея.

-Обеспечение  преемственности  в осуществлении  комплексной программы  психолого-педагогического  обеспечения лицеистов  и педагогов.

Информация о работе Инновационные образовательные технологии