Инновационные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 92.05 Кб (Скачать файл)

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях  и представляет собой новую образовательную  практику (Селевко, 1998)[21]. Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ[9, 4].

* Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

* Альтернативность: отличие  каких-либо из основных компонентов  учебно-воспитательного процесса (целей,  содержания, методов, средств и  др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

* Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

* Системность и комплексность  учебно-воспитательного процесса.

* Социально-педагогическая  целесообразность: соответствие целей  школы социальному заказу.

* Наличие признаков или  результатов, определяющих реальность  и эффективность авторской школы.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые  различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии[21, 145].

1. Информационно-коммуникационные  технологии (ИКТ) в предметном  обучении.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает  интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к  информатизации сознания учащихся и  пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его  профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных  сведений об информатике к использованию  компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы  открытого типа, включающая различные  формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию  учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в  том, что снимается психологическое  напряжение школьного общения путем  перехода от субъективных отношений  “учитель-ученик” к наиболее объективным  отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность  в получении дополнительного  образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно - ориентированные  технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные  технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес  конфликтных и безопасных условий  ее развития, реализации ее природных  потенциалов. Личность ребенка в  этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в  освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое  обеспечение учебного процесса  и управление качеством образования  школьников.

Применение такой инновационной  технологии, как информационно - аналитическая  методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого  ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой  модификации может стать незаменимым  средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния  преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального  развития.

Анализ и диагностика  качества обучения каждого учащегося  при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии  как ведущий механизм формирования  современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии  как условие развития учебного  процесса ОУ. Здесь могут реализовываться  как уже известные и зарекомендовавшие  себя приемы, так и новые. Это  - самостоятельная работа с помощью  учебной книги, игра, оформление  и защита проектов, обучение с  помощью аудиовизуальных технических  средств, система «консультант»,  групповые, дифференцированные способы  обучения - система «малых групп»  и др. Обычно в практике применяются  различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое  сопровождение внедрения инновационных  технологий в учебно-воспитательный  процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех  или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с  ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной  школы располагает широчайшим арсеналом  применения педагогических инноваций  в процессе обучения. Эффективность  их применения зависит от сложившихся  традиций в общеобразовательном  учреждении, способности педагогического  коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

2.2 Инновационные образовательные  технологии в образовательных  учреждениях РК

Примерами инновационных  образовательных технологий в образовательных  учреждениях РК может служит гимназия № 226 им. Б.К. Мергенбаева, Кент Айтеке Би, Казалинский р-н, Кызылординская обл. и Первый Темиртауский Классический Лицей, г. Темиртау.

Гимназия № 226 им. Б. К. Мергенбаева - многопрофильное среднее общеобразовательное учебное заведение нового типа, ориентированное на обучение и воспитание способных и одаренных детей с 1-по 11-е классы. Директор гимназии - Куляш Бердикенкызы Мергенбай[2, 33].

Основными задачами гимназии являются:

-выявление наиболее способных,  заинтересованных в учении детей,  обеспечение широкого образования  при самостоятельном выборе предметов  для углубленного изучения;

-активное участие в  процессе формирования интеллектуального  потенциала Республики Казахстан,  становление и развитие высших  потребностей личности, гражданского  и духовного возрождения.

Гимназия имеет следующие  этапы обучения:

-І ступень - 1-4 классы  начальной школы;

-ІІ ступень - 5-9 классы  основной школы;

-ІІІ ступень - 10-11 классы  средней школы;

Набор детей в первые классы проводятся по результатам тестирования, в процессе которого выявляется умение читать, рассказывать, считать и  логически мыслить, ориентироваться  в предложенной ситуации и т. д.

І ступень гимназии обеспечивает базовое начальное образование  с углубленным изучением иностранных  языков, основ информатики. Особое внимание уделяется развитию образно-ассоциативного мышления учащихся и изучению разных иностранных языков.

ІІ ступень гимназии обеспечивает базовое образование, предусматривающее  комплексное формирование лингвистических, эстетических, физических способностей, умении и навыков, достаточных для  систематического изучения наук и последующего осознанного выбора профиля класса для дальнейшего обучения в гимназии.

ІІІ ступень призвана завершить  главную и полную дифференцированного  обучения в соответствии со способностями  учащихся предпрофессиональную подготовку в области выбранного профиля  и подготовить к продолжению  обучения в ВУЗ-ах.

В настоящее время в  гимназии работают 19 учебных и один мультимедийный кабинет, подключенный к интернету и дистанционному обучению.

Учащиеся гимназии под  руководством учителей проводят огромную работу по экологии своего региона, работает “Экоклуб”, которым руководит волонтер из США, эколог Бенжамен Гонскоу-Уолд. Ученики гимназии являются неоднократными призерами районных, областных, республиканских, международных смотров, конкурсов по экологии. Все мероприятия проводятся на трех языках, работает общество самоуправления “Шугила”, которое является призером областного конкурса общественных организаций.

Формирование творческого  отношения к учению через разнообразные  формы урочной, факультативной и  внеурочной деятельности, развитие кругозора  и культуры учащихся, формирование высшей потребности интеллектуального  труда, потребности к саморазвитию, самообучению осуществляется педагогическим коллективом гимназии, составляющей 9 методических объединений, среди учителей 95 % имеют высшее образование, 50% учителей победители районных, областных, республиканских, международных конкурсов, 30 % учителей ведут экспериментальную и научно-методическую работу, 12 учителей являются участниками международных научно-практических конференций, 8 награждены медалями, Почетными грамотами Министерства науки и образования РК.

Учительница английского  языка Ж. Абжанова стала победителем 3-х туров конкурса общества АКСЕЛС и получила направление в США. Ее ученик Ж. Дуйсекеев, как победитель конкурса АКСЕЛС, в настоящее время обучается в США. Ж. Абжанова - обладатель стипендии акима области.

Учительница математики К. Нахан, учительница музыки Г. Аяпова - обладатели стипендии акима района. Урынбасарова Хадиша обладатель гран-при республиканского конкурса - “Классный руководитель года-2006”

Самой активной и реальной оценкой труда педколлектива является то, что выпускники учатся в самых престижных вузах и трудятся практически во всех уголках Казахстана.

В 2006 году из 22 выпускников 6 стали обладателями знака “Алтын белги”, 100% выпускников стали студентами ВУЗов. Ежегодно учащиеся добиваются хороших  результатов на областных и республиканских  олимпиадах (см. табл. 1)

Таблица 1

Победители олимпиады

Одной из эффективной форм исследовательского обучения в данной школе является научно-исследовательская деятельность учащихся через организацию научных обществ школьников. Ребята создают научные проекты, делают свои открытия. Для этого созданы все условия: это и книжный фонд, и электронные учебники, и выход в интернет, и организованные спецкурсы, и углубленное изучение профильных предметов, и интеллектуальные игры, марафоны.

Ежегодно свои научные  труды ребята защищают на научно-практических конференциях:

Ученик 10-класса М. Самуратов стал победителем научно-практической конференции “Экология и дети” .

Ученик 8-класса А. Тажи-победитель республиканского конкурса экологических проектов школьников, проводимого в рамках экологической программы Chevron Texaco “Земля - наш общий дом” и обладатель гранта 500$.

Обладатель знака “Алтын белги” Н. Жанузаков стал победителем республиканского конкурса научных проектов.

Учащиеся 10-класса А. Жумабаева, Н. Абдыхалык, С. Бисенов награждены Дипломами II степени на 32-ой республиканской научно-практической конференции Малой Академии наук РК.

Ученики гимназии являются постоянными  участниками международных конкурсов, интеллектуальных марафонов(см. табл. 2):

Таблица 2

Ученик Дуйсекеев Ж. как победитель трех туров международного конкурса АКСЕЛС, в настоящее время обучается в США.

За всеми этими успехами стоят педагоги. Каждый педагог школы  понимает, что “ребенок-это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь” (Д. К. Ушинский).

Для повышения уровня педагогической культуры родителей разработана  программа “Школа для родителей”, основной целью которой является обеспечения взаимопонимания и  согласованности стремлений гимназии и семьи в развитии личности ребенка, раскрытие его индивидуальности и творческого потенциала.

Школа обеспечивает:

-Информационную поддержку  родителей в вопросах воспитания  и развития;

-Поддержку творческих  интересов семей;

-Сотрудничество гимназии  с семьями;

-Ориентацию родителей  на развития способностей ребенка,

С этой целью проводятся родительские собрания, конференции, дни открытых дверей, в которых обсуждаются  главные вопросы воспитания.

Гимназия № 226 им. Б. К. Мергенбаева является одной из ведущих школ Кызылординской области. Педагогический коллектив школы находится в постоянном творческом поиске, так как реформа школы (которую ждут родителей и дети) - это изменение приоритетов ценностей в образовательной политике, изменение миропонимания и мироощущения как учеником, так и самим педагогом.

Информация о работе Инновационные образовательные технологии