Инновационные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 92.05 Кб (Скачать файл)

11) по осмыслению перед внедрением  инноваций:

Таблица 5

 

случайные

полезные

системные

 

инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего  они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение

инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с  неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой

инновации, выведенные из проблемного  поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов  и носят характер преемственности  с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)

 
       

Опираясь на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

Для полного и точного представления  специфики инновационных процессов, протекающих в современном образовательном  пространстве, в системе образования  можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного  порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим[6, 8].

В развивающихся образовательных  системах инновационные процессы реализуются  в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов  учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда образовательных  учреждений занимается внедрением в  практику инноваций, уже ставших  историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и т.д.

1.2. Законодательное обеспечение  инновационных процессов как  условие формирования новой образовательной  парадигмы

Важнейшим условием социально-экономического развития любого государства является эффективная инновационная политика, конечная цель которой - внедрение новых, передовых технологий, основанных на достижениях научно-технического прогресса. Сложившаяся в начале 90-х годов  ситуация в социально-экономической  и политической жизни Казахстана, приведшая к резкому спаду  производства, падению жизненного уровня, смене ценностных ориентаций, отразилась на положении дел в сфере образования, показала кризис традиционной его модели. Для выхода из кризисного состояния  необходимо было многое менять, реформировать. Президент Н.А. Назарбаев в выступлении  на заседании Верховного Совета отметил: «... не реформы привели к кризису, а, наоборот, доставшийся нам в  наследство от развалившегося Союза  кризис заставил искать пути выхода из него, заставил встать на путь реформ»[29].

Модернизация, обусловленная изменениями  во всех сферах жизнедеятельности людей, является основной характеристикой  глобальных процессов современного образования. Казахстанское образование  развивается в русле мировых  тенденций и процессов развития его национальных систем. Рубеж между  двумя столетиями отмечен поисками на общемировом и национальном уровнях  новых идей, придающих процессу модернизации образования ускоренный и эффективный  характер, отвечающий требованиям меняющегося  мира. Образование из категории национальных переходит в категорию мировых  приоритетов. Основополагающей мировой  тенденцией является смена парадигмы  образования как следствие кризиса  его классической модели. На смену  старой «знаниевой» парадигме образования приходит новая - личностная. Развиваются новые технологии обучения, однотипная средняя школа уступает место инновационным учреждениям и образовательным программам. Внедрение инноваций в образовании - одна из основных социально-педагогических проблем мирового масштаба, а инновационная деятельность - важнейшая составная часть прогресса общества. Опыт развитых стран доказывает, что инновации объективно необходимы, возникают на фоне противоречий между устаревшими нормами и возросшими требованиями деятельности, носят конкретно-исторический характер. Целью любого государства является построение высокообразованного общества с современной системой воспитания и образования, основанной на характерных для государства традициях, где каждый человек способен обновлять свои знания в течение всей жизни. И экономическое благополучие, и социальная сплоченность государства зависят от достижения данной цели[7, 93].

В начале 90-х годов в Казахстане начался период обновления, поиск  эффективных моделей системы  образования, этап глобального реформирования и широкого внедрения инновационных  процессов, что привело к созданию новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий. Проблема реформирования образования стала  приоритетной, образование рассматривается  как созидательный фактор глубинных  изменений в обществе, укрепления авторитета и конкурентоспособности  государства на международной арене.

Казахстан поддержал требования Декларации прав человека, утверждающей неотъемлемое право каждой личности на получение  образования по способностям. Во второй статье Протокола Европейской Конвенции  о правах человека записано: «Никому  не может быть отказано в праве  на образование. Государство при  выполнении любых обязанностей, которые  оно принимает на себя в области  образования и обучения, уважает  право родителей обеспечивать детям  такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями». В Конвенции  также отмечается, что право на образование требует государственного регулирования, что является важнейшей  доминантой системы образования  любого государства.

Модернизация системы образования  РК в соответствии с мировыми образовательными тенденциями, на основе сохранения ее традиционных основ, с учетом социально-политических, экономических и культурных изменений  затронула все его ступени. Произошли  значительные изменения в нормативно-правовой базе. Законодательными документами  была определена главная задача - создание необходимых условий для получения  качественного образования каждого  человека, целостное развитие личности. Анализ этих документов позволяет проследить формирование новой образовательной  парадигмы.

Образовательная политика Казахстана формировалась на основе Закона «Об  образовании», Конституции РК, других законодательных актов. Существенную роль в реформировании системы образования  сыграл Закон «Об образовании» (1992 г.), выдвинувший главной задачей  создание необходимых условий для  развития личности на основе национальной и мировой культур, общечеловеческих ценностей, свободы выбора языка  обучения и типа учебного заведения. В соответствии с Законом учреждения образования получили право определять организацию, формы, методы, учебно-воспитательные программы, решать вопросы финансово-хозяйственной  деятельности, подбора и расстановки  кадров. Это позволило создавать  учреждения, отличные от традиционных, способствовало повышению инновационной активности. В Законе были провозглашены принципы государственной образовательной политики: равенство прав всех граждан РК на получение бесплатных образовательных услуг в пределах государственных стандартов образования; опережающее развитие образования и др. Поощрялось многообразие типов образовательных учреждений, улучшение программно-методического и кадрового обеспечения, развитие многоканального финансирования, создание условий для освоения государственного и языка межличностного общения. Последнее направление получило более широкое обоснование в Концепции этнокультурного образования в РК.

Изменение государственной политики в области образования, законодательно закрепленное право на свободу педагогического  творчества, позволили отойти от единообразного подхода в воспитании, свойственного  советскому периоду. Одной из основных целей образования стало создание нового типа социокультурной ориентации и жизнедеятельности, направленных на саморазвитие и самосовершенствование  личности, что нашло отражение  в Концепции государственной  политики в области образования  РК. В данном документе отмечается, что стратегическим ориентиром реформирования сферы образования должна стать  «идея формирования новой генерации  людей с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой  культурой; высококвалифицированных  профессионалов с этически ответственным  отношением к миру». В Концепции  определены основные принципы государственной  политики, представлена концептуальная модель образования, аргументирована  необходимость внесения кардинальных изменений в сложившуюся образовательную  систему: «…она обязана уступить место инновационному обучению, раскрепощающему  и педагога, и учащегося, дающему  учебному заведению возможность  работать на опережение, максимум свободы  в выборе форм и методов обучения. Необходимо добиться гибкости и мобильности  учебных планов, диверсификации программ, учебных курсов и дисциплин, индивидуализации образования, распространения новых  прогрессивных форм контроля знаний и уровня развития молодежи».

В 1997 году была принята «Концепция развития среднего образования РК», определившая цели, задачи, основные направления  и условия его развития. В Концепции  отмечается важность формирования мировоззрения, творчества и компетентности, выделены концептуальные положения стандарта  среднего образования, определены типы инновационных организаций: профильная школа, гимназия, лицей, специализированная школа для одаренных детей[30].

Активное формирование политики в  области реформирования образования  нашло отражение в новом Законе «Об образовании» (1999 г.)[28], в который  внесены существенные изменения  и дополнения. Закон провозгласил путь на модернизацию сферы образования, определил основные принципы образовательной  политики: равенство прав всех граждан  РК на образование; доступность образования  всех уровней; светский характер; стимулирование образованности личности и развитие одаренности; непрерывность; разнообразие организаций образования; демократический характер управления образованием; расширение академических свобод и полномочий организаций образования; гуманистический и развивающий характер; интеграция образования, науки и производства; профессиональная ориентация; информатизация.

В 2000 году Указом Президента РК Н.А. Назарбаева утверждена Государственная программа  «Образование», определившая основные направления его развития до 2005 года. В ней сформулированы принципы развития целостной непрерывной системы  образования, начиная с дошкольного  воспитания и обучения и завершая вузовским и послевузовским профессиональным образованием. Программа предполагает решение ряда задач: создание условий для удовлетворения конституционных прав граждан на доступ к образованию всех уровней и ступеней; совершенствование управления системой образования; повышение качества образования и образовательных программ, предоставление выбора образовательных услуг; совершенствование воспитательной работы, обеспечение единства процессов обучения и воспитания; повышение социального статуса педагога; создание условий для интеграции системы образования РК в мировое образовательное пространство.

Серьезный вклад в формирование современной образовательной политики внес также Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон  Республики Казахстан «Об образовании» (2004 г.). В новой редакции Закона закреплены условия, способы и механизмы  внедрения педагогических инноваций  в практику. В качестве одной из приоритетных задач определена целесообразность поддержки инновационной деятельности учреждений образования, изучение и  освоение новейших образовательных  технологий .

Своевременной стала «Государственная программа развития образования  в РК на 2005-2010 годы». Основанием для  ее разработки послужили Послание Президента РК «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной  нации» и Стратегический план развития РК до 2010 года. В качестве основной цели выдвинута «модернизация национальной системы многоуровневого образования  на основе приоритетов Стратегического  плана развития РК до 2010 года для  повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества». Одним из ключевых направлений на обозначенный период намечено создание условий для повышения  качества непрерывного образования. Для  этого предлагается решить ряд взаимосвязанных  задач, ориентированных на обеспечение  доступности, качества и эффективности  образования, обновление его содержания и структуры на основе отечественных  традиций, мирового опыта и принципов  устойчивого развития, дифференциацию и индивидуализацию при обеспечении  государственных образовательных  стандартов.

Как видим, глубокое и масштабное реформирование системы образования РК осуществляется при активной и целенаправленной государственной поддержке. Главной  задачей является обеспечение качества образования на основе сохранения его  фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Внимание к проблеме качества усиливается  в связи с участием общества в  оценке норм функционирования системы  образования, ведущих к формированию «учащегося» общества, основой которого является обучение на протяжении всей жизни.

2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях

инновационный технология образовательное учреждение

2.1 Современные инновационные технологии в образовании

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и  проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для  учащихся и учителя (В.М.Монахов)[13, 77]. В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в современном  образовании провозглашен принцип  вариативности, который дает возможность  педагогическим коллективам учебных  заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой  модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов  его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении  эффективности образовательных  структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование  в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной  системе образования, использование  в современных условиях целостных  педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре  современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить  время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического  опыта. Сегодня быть педагогически  грамотным специалистом нельзя без  изучения всего обширного спектра  образовательных технологий. Современные  педагогические технологии могут реализовываться  только в инновационной школе.

Информация о работе Инновационные образовательные технологии