Инновационные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 92.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты  инновационных процессов

1.1 Понятие об инновациях  в образовании, их классификация

1.2 Законодательное обеспечение  инновационных процессов как  условие формирования новой образовательной  парадигмы

2. Характеристика инновационных  технологий в образовательных  учреждениях

2.1 Современные инновационные  технологии в образовании

2.2 Инновационные образовательные  технологии в образовательных  учреждениях РК

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время в  нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом  на позиции личностно-ориентированной  педагогики. Одной из задач современной  школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления  вариативности образовательных  процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Современная школа - это результат  огромных перемен, произошедших в системе  отечественного образования за последние  годы. В этом смысле образование  не просто часть социальной жизни  общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени  может подтвердить факт своего поступательного  развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования  в обществе обусловило большую часть  инновационных процессов. «Из социально  пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время  рассматривалась в системе экономических  исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик  инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных  достижений не только в области науки  и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах  М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б  Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского.

Сегодня инновационный поиск  вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации“  в системе жизнедеятельности  многих образовательных учреждений.

Исходя из этого, можно  сформулировать объект и предмет  работы.

Объект: инновационные технологии в образовании.

Предмет: инновационные процессы в образовательных учреждениях.

Цель работы: изучить и охарактеризовать инновационные технологии в образовательных учреждениях Республики Казахстан.

Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:

1.рассмотреть понятие  об инновациях в образовании,  их классификацию;

2. изучить законодательное  обеспечение инновационных процессов  как условие формирования новой  образовательной парадигмы;

3.дать характеристику  инновационным технологиям в  образовательных учреждениях РК.

Гипотеза: качество образования можно значительно повысить, если в образовательный процесс внедрять инновационные технологии обучения.

1. Теоретические аспекты инновационных  процессов

1.1 Понятие об инновациях в  образовании, их классификация

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому  естественно становятся предметом  изучения, анализа и внедрения. Инновации  сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового[16].

Понятие “инновация“ в  переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось  в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной  культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране[1, 28].

Применительно к педагогическому  процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и  формы обучения и воспитания, организацию  совместной деятельности учителя и  учащегося.

Об инновациях в образовательной  системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали  предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в  категориальный аппарат педагогики[21, 87].

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью  повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный  процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации  нового. В целом под инновационным  процессом понимается комплексная  деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению  новшеств. В научной литературе различают  понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий  составим сравнительную таблицу[1, 29].

Таблица 1

Понятия «новация» и «инновация»

 

Критерии

Новация

Инновация

 

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

 

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

 

Научный контекст

Относительно легко вписывается  в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

 

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

 

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

 

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы  деятельности в данной практике

 

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

 

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов  практики, преобразование связей в системе и самой системы

 

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение  нового качества результатов деятельности

 

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

 
       

Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“  и “реформа“. Отличия этих понятий  друг от друга рассмотрим в таблице.

Таблица 2

Понятия «реформа» и «инновация»

 

Реформа

Инновация

 

Изменение сроков начала обучения

Изменения во внутренней организационной  деятельности школы

 

Увеличение финансирования

Изменения в содержании образования

 

Изменения в оборудовании учебных  заведений

Изменения в методах обучения

 

Изменения в продолжительности обучения

Изменения в отношениях

«Учитель - Ученик»

 

Повышение статуса образования

   

Новые санитарно-гигиенические требования

   

Изменения в структуре системы  образования

   
     

Нововведение при таком  рассмотрении понимается как результат  инновации, а инновационный процесс  рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное  открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно  рассматривать как процесс доведения  научной идеи до стадии практического  использования и реализация связанных  с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в  нововведение и формирующая систему  управления этим процессом, является инновационной  деятельностью.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия[4, 5]:

· определение потребности  в изменениях;

· сбор информации и анализ ситуации;

· предварительный выбор  или самостоятельная разработка нововведения;

· принятие решения о внедрении (освоении);

· собственно само внедрение, включая пробное использование  новшества;

· институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный  цикл.

Инновации в образовании  считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или  случайно открытыми в порядке  педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные  технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к  внедрению. Нововведения - это новые  качественные состояния учебно-воспитательного  процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются  и проводятся не органами государственной  власти, а работниками и организациями  системы образования и науки.

Существуют различные  виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

6) по источнику возникновения:

o внешние (за пределами образовательной  системы);

o внутренние (разрабатываются внутри  образовательной системы).

7) по масштабу использования:

Ш единичные;

Ш диффузные.

8) в зависимости от функциональных  возможностей:

Таблица 3

 

нововведения - условия

нововведения-продукты

организационно-управленческие нововведения

 

обеспечивают эффективный образовательный  процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные  среды, социокультурные условия  и т. д.

педагогические средства, технологические  образовательные проекты и т. д.

качественно новые решения в структуре  образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

 
       

 

10) по признаку интенсивности  инновационного изменения или  уровню инновационности:

Таблица 4

 

инновации нулевого порядка

это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента)

 

инновации первого порядка

характеризуются количественными изменениями  в системе при неизменном ее качестве

 

инновации второго порядка

представляют собой перегруппировку  элементов системы и организационные  изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.)

 

инновации третьего порядка

адаптационные изменения образовательной  системы в новых условиях без  выхода за пределы старой модели образования

 

инновации четвертого порядка

содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах  образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей)

 

инновации пятого порядка

инициируют создание образовательных  систем “нового поколения“ (изменение  всех или большинства первоначальных свойств системы)

 

инновации шестого порядка

в результате реализации создаются образовательные  системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств  системы при сохранении системообразующего функционального принципа

 

инновации седьмого порядка

представляют высшее, коренное изменение  образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип  системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем

 
     

Информация о работе Инновационные образовательные технологии