Инновационные образовательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 92.05 Кб (Скачать файл)

Функции воспитательной работы:

-обучение  учиться (научить  работать с учебником  и научной литературой,  писать конспекты  и составлять опорные  сигналы, слушать  и слышать, задавать  вопросы и т.  д.? и т. п.);

-целеполагание  (формирование навыков  ставить цели, подбирать  социально-приемлемые  средства для их  реализации, видеть  себя в социуме  сейчас и в перспективе  и т. п.);

-социализация (присвоение  норм поведения,  принятых в данном  обществе, формирование  навыков общения  со сверстниками, взрослыми, представителями  власти и т.  п.);

-профориентация;

-коррекция,  если это необходимо;

-обучение  рациональной организации  труда;

-научить  заботиться о своем  здоровье;

-помочь  лицеисту в решении  его личностных  проблем;

-научить  превращать знания  в инструмент познания;

-продумать  специальный механизм  для выполнения  каждой функции:  что должно делаться  для реализации  функций? Кто конкретно  это делает, на  какую цель лицея  работает? Каков статус  функции?

-определиться  в показателях  воспитанности, определить, что мы хотим и как будем работать на различных этапах (временных, возрастных, пространственных).

Основные  принципы воспитательной работы (или управления детьми):

-Принцип  человеколюбия и  гуманности - основа  перехода к новой  педагогической философии,  к подлинно гуманистической  системе воспитания.

-Преемственность  и непрерывность  воспитания на  основе идей, опыта  мировой педагогической  практики.

-Принцип  организации деятельности, ориентированной  на личностное  развитие лицеистов.

Механизмы реализации модели воспитательной работы (модели управления детьми).

1. Деятельностный подход.

-определение  собственных целей;

-определение  статуса по отношению  к образовательным  целям;

-мотивация  деятельности;

-определение  задач, сопровождения  - воспитания;

-определение  форм, методов и  структуры модели  сопровождения, отвечающей  запросам лицеистов;

-учет  развивающих, чувственных,  коммуникативных  действий;

-выход  на оценку и  самооценку в личностном  росте и развитии;

-рефлексия  и определение  последующих целей  и задач.

2. Стандартизация  норм воспитательной  работы.

Все нормы  носят индивидуализированный  характер. Достижения рассматриваются  во временной перспективе. Оценка достижений производится при участии самого лицеиста.

3. Дифференциация  средства воспитательной  работы и поддержка  усилий лицеистов  в плане самовоспитания.

4. Учет  специфики эмоциональной  сферы личности  лицеиста, обеспечение  эмоциональной комфортности  в процессе обучения, построение процесса  обучения на оптимистической  гипотезе.

5. Ориентация  на общечеловеческие  ценности.

6. Сохранение  и развитие традиций  своего Дома.

7. Подбор  и подготовка “команды”,  обеспечивающей развитие  личности, способной  к самообразованию,  саморазвитию в  своей лицейской  и будущей послелицейской  деятельности.

Программа управления детьми (воспитательной работы) в лицее  подвижна и многогранна. Она зависит от запросов интересов как учащихся, так и педагогического коллектива. Реализация программы предполагает участие каждого, помогает чувствовать себя хорошо и делает лицей местом, где приятно находиться.

В управлении детьми используются оригинальные формы, чтобы подать те или  иные знания под новым  углом зрения, например: “Лицейский и городской форумы “Модель ООН”. Эти мероприятия способствовали расширению политического и общеобразовательного кругозора, формированию мировоззрения учащихся, объединению детей разных возрастов.

Праздники у малышей носят  эмоционально-наглядный  характер: будь то “Прощание  с букварем” или  сказка, которую играют сами дети. Детский  утренник как комплексная  форма несет большую  образовательную  и воспитательную нагрузку. Ребята получают не только определенную информацию, но и  готовят ее сами. Музыкальное, хореографическое искусство всегда благотворно сказывается  на душах детей, а  на мероприятиях они  поют, танцуют, читают стихи, да и подготовка к самому празднику  их радует. Всевозможные выставки поделок, рисунков, оформление классов  и коридоров лицея  к празднику уже  создает праздничное  настроение.

Заключение

Таким образом, последнее десятилетие  характеризуется  созданием законодательной  и нормативно-правовой базы, закреплением и углублением  демократических  основ управления образованием, международной  интеграцией казахстанского образования, появлением большого разнообразия инновационных видов  и моделей государственных  и негосударственных  учебных заведений. В их числе гимназии, лицеи, колледжи, школы  для одаренных  детей, художественно-эстетические школы, школы с  углубленным изучением  ряда предметов, школы  развития и др., получившие свободу в выборе и создании авторских  программ, отборе форм, методов обучения и воспитания, что  привело к первым позитивным сдвигам, росту инновационной  активности. В школах Казахстана продолжается активный поиск организационных  и содержательных инноваций на основе идей гуманизации, диверсификации, интеграции, осуществляется индивидуализация и вариативность содержания образования, реализация этнокультурного компонента, разработка авторских программ, новых педагогических технологий и т.д. Школы инновационного типа осуществляют экспериментальную проверку образовательного стандарта, новых диагностических методик, дающих объективную и полную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах. Получили распространение различные образовательные модели и технологии: развивающее обучение Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова; дидактическая система для начальной школы Л.В. Занкова; развивающая система «Школа диалога культур» В.С.Библера; система обучения и развития младших школьников на основе принципа сотрудничества Ш.А. Амонашвили; система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова; образовательные модели М. Монтессори и Р. Штайнера (Вальдорфская школа) и др.

Анализ  работы казахстанских  экспериментальных  школ свидетельствует  о том, что в  основе их деятельности лежит усиление гуманистического и гуманитарного  аспектов образования, стремление к демократизации, созданию наилучшего режима для самовыражения, самоопределения  и самообразования  личности, условий  для полноценного развития творческих сил и способностей, формирования у детей  общечеловеческих ценностей. Инновационные школы  ищут перспективные  для будущего поколения  концепции и модели, оказывают серьезное  влияние на научно-педагогическую действительность, содействуют  развитию системы  образования, обновлению методов и организационных  форм.

Исследования  инновационных процессов  выдвигаются в  разряд приоритетных интересов многих отечественных и  зарубежных ученых различных  областей знания. Активное изучение инноваций  образования в  Казахстане началось в 90-х годах ХХ столетия. Появились  научные исследования по проблемам инновационной  деятельности учителя  и педагогической инноватики (С.Н. Лактионова, Т.А.Линчевская, Р.Р.Масырова, С.Д. Муканова, Р.А.Назарбаева, А.В. Перминов, Д.Р.Принбекова, Л.С.Сырымбетова, И.К.Тасмагамбетов, Н.И.Хван, И.Н.Шевченко и др.). Для анализа и обобщения инновационных процессов при отделах образования открылись координационно-консультативные центры.

Список использованной литературы

1. Алексеева,  Л. Н. Инновационные  технологии как  ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - №  3. - с. 28. .

2. Бычков, А. В. Инновационная  культура/ А. В.  Бычков// Профильная  школа. - 2005. - № 6. - с. 33.

3. Гапоненко,  А. В. Как организовать  педагогическую поддержку  самоопределения  школьников: профориентация/ А. В. Гапоненко// Школа и производство. - 2006. - № 2. - с. 7.

4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 5.

5. Ерофеева, Н. И. Управление  проектами в образовании/  Н. И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5. - с.94.

6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.

7. Каменский,  А. К. Нормативно-правовая  база общественно-государственного  управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. - 2006. - № 3. - с.93.

8. Козлов, С. Д. Роль образования  в современном  обществе/ С. Д.  Козлов// Педагогическая  мастерская. - 2004. - №  2. - с. 9.

18. Курганский, С. М. Положение  о научно-экспериментальной  деятельности педагогических  работников школы/  С. М. Курганский// Завуч.-2006.- № 4.- с. 87.

9. Лазарев,  В. С. Понятие  педагогической и  инновационной системы  школы/ В. С.  Лазарев// Сельская  школа. - 2003. - № 1. - с.4.

10. Лазарев,  В. С. Управление  нововведениями - путь  к развитию школы/  В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2004. - № 1. -с.16.

11. Лаздина,  Т. И. Технологии  мотивационного управления  инновационной деятельностью  учителей/ Т. И.  Лаздина// Начальная  школа плюс До  и После. - 2006. - №  2. - с.19.

12. Лукьянова,  М. И. Нетрадиционные  методы, обеспечивающие  создание на уроке  личностно-ориентированной  ситуации/ М. И.  Лукьянова// Завуч. - 2006. -№  2. - с. 35.

13. Монахов  В.М.Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

14. Назимов,  С. С. Педагогические  инновации в национально-региональном  компоненте содержания  образования/ С.  С. Назимов// Учитель.-2005.-№  6.-с. 74.

15. Новосёлов,  А. С. Новизна  и критерии новизны  в педагогических  разработках/ А.  С. Новосёлов// Школьные  технологии. - 2003. - №  4. - с. 36.

16. Ожегов  С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь  русского языка.  Издательство "Азъ", 1992.

17. Ожегов, С.И. Словарь русского  языка/ С. И.  Ожегов. - М., 1978.

18. Под  ред.. Поташника М. М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. - М.: Новая школа. - 1994. - с. 64.

19. Пугачёва, Н. Б. Источники  инноваций общеобразовательного  учреждения/ Н. Б.  Пугачёва// Завуч. - 2005. - № 3. - с.29.

20. Пугачёва, Н. Б. Психолого-педагогическое  обеспечение инновационной  деятельности общеобразовательного  учреждения/ Н. Б.  Пугачёва// Завуч. -2005 - № 3. - с.122.

21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

22. Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. - 2005. - № 1. - с.181.

23. Сластёнин, В.А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000.

24. Строкова, Т.И. Мониторинг  педагогических нововведений/ Т. И. Строкова// Директор школы. - 2006. - № 6. - с.34.

25. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - с.8.

26. Хоменко,  И. Ю. Имидж школы:  механизмы формирования  и способы построения/ И. Ю. Хоменко// Директор школы. - 2006. - № 7. - с.27.

27. Хуторской,  А. В. Личностная  ориентация образования  как педагогическая  инновация/ А. В.  Хуторской// Школьные  технологии. - 2006. - №  1. - с. 3.

28. Закон  об Образовании  РК. Закон Республики  Казахстан от 7 июня 1999 года N 389-1

29. Выступление  Президента Республики  Казахстан Н.А.  Назарбаева на  заседании Верховного  Совета.

30. Концепция  развития системы  образования Республики  Казахстан

Инновационная деятельность в детских дошкольных учреждениях

 

Одним из решающих факторов развития методической работы в ДОУ  выступает организация в нем  инновационной деятель¬ности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занима¬ющихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономер¬ные и необходимые . Следовательно, изменения в развива¬ющемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся законо¬мерностей и направлены на достижение конкретных целей. При этом, вполне очевидно, что любому руководителю сначала нужно определиться с «терминологическим полем», в рамках которого будут формулироваться цели и задачи изменений. В наше время ДОУ не может более одного года рабо¬тать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам го¬сударства, родителей, педагогов и социума. Такое учреж-дение должно работать в режиме перехода от режима функционирования к режиму развития. Понятно, что в процессе перевода учреждения в режим развития оно работает в смешанном режиме от 1 года до 3 лет.

Если ДОУ работает просто в режиме функционирования, то в  этом случае программно - ¬методическое  обеспечение образовательного процесса, как правило, не претерпевает особых изменений в те¬чение трех лет и более. Образовательная деятельность строится на основе наиболее распространенной и мето¬дически обеспеченной Программы, не требующей осо¬бых усилий от педагогического коллектива, измене-ния пространственной среды развития, материально- технических и финансовых вложений. Однако такое ДОУ становится мало интересным для родителей и со¬циального окружения и, в результате, не конкуренто¬способным на рынке образовательных услуг. По сути, такой детский сад могут просто закрыть.

Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных  комплексных программ, технологий и  методов, таких, например, как проектный  метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой  деятельности, работу в рам¬ках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе блочно¬тематического, календарного с развернутыми конспек¬тами, однотемного — системная паутинка, сквозного и др. ДОУ работает в условиях трансформации образова¬тельной и информационной среды, гибкого вариативно¬го режима работы, новых педагогических приемов рабо¬ты, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и вос¬питателями). ДОУ, работающие в режиме развития, могут осу¬ществлять свою деятельность в инновационном режиме, режиме эксперимента либо в сочетании того и другого. Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников об¬разовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим на¬правлениям. Экспериментальная деятельность, как пра-вило, направлена на освоение качественно нового в обра¬зовательной технологии либо нового вида учреждения. режиме функционирования. В ДОУ, работающем в режиме развития, обязатель¬ны индивидуальные образовательные маршруты, ба¬зирующиеся на личностно-ориентированном подходе к каждому воспитаннику, и работа с ближайшим социу¬мом

Информация о работе Инновационные образовательные технологии