Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Новый этап формирования рыночной экономики России определён Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны - федеральные, региональные и местные бюджеты, каждое из которых которые являются самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы. За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основы формирования доходов местных бюджетов в современных условиях. 1.1Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов
1.3 Исполнение местного бюджета
Глава 2. Анализ формирование доходов местного бюджета Кулебакского района Нижегородской области
2.1 Социально-экономическое положение Кулебакского района. Тенденции развития 21
2.2 Формирование и использование доходов бюджета Кулебакского района
ГЛАВА 3. Анализ особенностей формирования доходной части бюджетов и других обязательных платежей в зарубежных странах.
3.1 Опыт США
3.2 Опыт Германии
3.3 Опыт Швейцарии
3.4 Опыт Скандинавских стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ГМФ 1.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Распределения главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы иллюстрирует таб.1.2.

 

__________________________________________________________________________________

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010 г.)

Таблица 1.2

Распределение основных налогов между федеральным, региональным и местными бюджетами России (%)

НАИМЕНОВАНИЕ

НАЛОГА

Федеральный бюджеты

Региональные бюджеты

Местные бюджеты

1.Налог на прибыль

33

40

27

2. НДС

66

21

13

3. Акцизы

84

13

3

4. Подоходный налог с физических лиц

9

24

67

5. Налог на имущество с физических лиц

-

4

96

6. Налог на имущество юридических лиц

-

44

56

7. Плата за недра

19

43

38

8. Земельный налог и арендная плата за землю

26

25

49

9.Транспортный налог

-

51

49

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются  между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируются развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуг которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:

- местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправлением с целью удовлетворения потребностей общества;

- с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

- пропорции местного бюджета перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

       Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местным органов власти;

       Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

       Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органами власти.

Важные значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных, экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством  социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально - экономических потребностей на подведомственной им территории.

Кроме того, с помощью этой функции можно определить, на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспредения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).  Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).

Контрольная функция заключается в том, что через формирование и  использование фондов денежных средств органов местного самоуправления отображаются экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образование.

_____________________________________________________

Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ (принят ГД 16 сентября 2003 года, Одобрен СФ от 24 сентября 2003 года)

Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в  соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.

Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория. Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и  социальной сферы.  С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных  потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно. С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, цент тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. Формирование большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного  самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на  этом уровне.

 

1.2 Система формирования доходов местных бюджетов

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя их этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счёт собственных и регулирующих источников доходов.

Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные табл.1.3.

Таблица 1.3

Доходы местных бюджетов Российской Федерации за 2009 г.

НАИМЕНОВАНИЕ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ

МЛРД.РУБ.

% К ОБЩЕЙ

СУММЕ

I.Налоговые доходы

11878,13

64,25

В том числе:

 

 

1.Налог на прибыль

1913,688

10,35

2. Подоходный налог с физических лиц

3570,192

19,31

3. Налог на добавленную стоимость

1536,048

8,31

4. Акцизы

225,864

1,22

5.Налог на имущество физических лиц

31,824

0,17

6.Налог на имущество предприятий

1728,864

9,35

7.Платежи за использование природных ресурсов

861,768

4,66

II. Неналоговые доходы

440,784

2,38

В том числе:

 

 

1. Доходы от государственной собственности или от деятельности

153,504

0,83

2.Доходы от продажи принадлежащего государству имущества

57,816

0,31

III. Безвозмездные перечисления

6167,88

33,96

В том числе:

0

 

1. От других уровней власти, из них:

5632,56

30,47

-дотации

2584,512

13,98

- субвенции

0

 

- средства, перечисленные по взаимных расчётов

930,384

5,03

- трансферты

2078,568

11,24

2. От целевых бюджетных фондов

27,576

0,15

Итого доходов

18486,79

100

Из таблицы видим, что основную долю доходов местного бюджета РФ составляют налоговые доходы (64,25%) и безвозмездные перечисления (33,36%). Это хорошо видно из диаграммы, представленной на рисунке 1.2.

Рис.1.2 – Структура доходов местных бюджетов РФ в 2009 г.

 

Роль отчислений от регулирующих доходов (налоговых доходов), составляющую основную долю доходов местных бюджетов (65%), заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти но и в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Собственные доходы не являются источниками формирования местных бюджетов. В 2009 г. Их удельный вес составил 23%. В состав собственных доходов местных бюджетов исходят.

Местные налоги и сборы:

       Земельный налог;

       Налог на имущество физических лиц;

       Налог на рекламу;

       Налог на наследство или дарение;

       Местные лицензионные сборы.

В свою очередь, земельный налог:

1.       земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

2.       земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

3.            доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других  населённых пунктов;

4.            возмещения потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованием), в том числе:

 доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

 доходы от продаж земли;

 доходы от продажи квартир гражданам;

Средства обязательного медицинского страхования, средств внебюджетных отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объёма собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счёт регулирующих источников, т.е. средств поступивших из источников вышестоящих бюджетов. В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

       от налога на добавленную стоимость;

       от акцизов;

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ