Формирование доходов местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить процесс формирования доходов местных бюджетов и предложить пути совершенствования доходной части бюджетной системы.
Задачи исследования:
1 Изучить сущность и функции местных бюджетов;
2 Изучить источники формирования местных бюджетов;
3 Определить проблемы формирования местных бюджетов;
4 Провести анализ бюджетного процесса городского округа Саранска;
5 Проанализировать доходную часть бюджета городского округа Саранска за три текущих года;
6 Предложить пути совершенствования доходной части местных бюджетов;
7 Изучить современные направления совершенствования местных налогов, как основного источника доходов

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы процесса формирования местных бюджетов 6
1.1 Сущность и функции местных бюджетов 6
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов 7
1.3 Проблемы формирования доходов местных бюджетов 12
2 Анализ процесса формирования местного бюджета (на примере город-ского округа Саранска) 15
2.1 Анализ бюджетного процесса в городском округе Саранске 15
2.2 Анализ доходов городского округа Саранска 18
3 Основные направления совершенствования процесса формирования доходов 23
3.1 Пути совершенствования доходной части бюджета 23
3.2 Современные направления совершенствования местных налогов, как основного источника доходов 25
Заключение 27
Список используемых источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

 

Кафедра финансы и  кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

 

 

Автор курсовой работы                                                Е.А. Лопатникова

 

Специальность                  080105-65                           финансы и кредит

 

Обозначение курсовой работы               КР- 02069964-080105-65-10-10

 

Руководитель работы

д-р экономических  наук, профессор                                С.С. Артемьева

 

 

 

                                                                          Оценка

 

 

 

 

Саранск 2010

 

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

 

Студент Елена Александровна  Лопатникова, группа 24

 

1 Тема Формирование  доходов местных бюджетов

 

2 Срок предоставления  работы к защите 

 

3 Исходные данные для  научного исследования: учебная  литература, материалы периодической печати, статистические данные, работы отечественных и зарубежных авторов

 

4 Содержание курсовой  работы

4.1 Теоретические основы процесса формирования местных бюджетов

4.2 Анализ процесса формирования местного бюджета (на примере городского округа Саранска)

4.3 Основные направления  совершенствования процесса формирования доходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы                                            Артемьева Светлана Степановна

 

 

 

Задание принял к исполнению                         Лопатникова Елена Александровна

Содержание

Введение                                                                                                               4

1 Теоретические основы процесса формирования местных бюджетов         6

1.1 Сущность и функции местных бюджетов                                                   6

1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов                            7

1.3 Проблемы формирования доходов  местных бюджетов                           12

2 Анализ процесса формирования  местного бюджета (на примере городского округа Саранска)                                                                                             15

2.1 Анализ бюджетного  процесса в городском округе  Саранске                 15

2.2 Анализ доходов городского  округа Саранска                                           18

3 Основные направления  совершенствования процесса формирования  доходов                                                                                                                           23

3.1 Пути совершенствования доходной части бюджета                                23

3.2 Современные направления  совершенствования местных налогов,  как основного источника доходов                                                                                  25

Заключение                                                                                                         27                                                                                                         

Список используемых источников                                                                   29  

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В бюджетной системе  Российской Федерации, являющейся главной  финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы [1].

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр правил, ведущий к сокращению доли стабильных доходных источников в пользу федерального и региональных бюджетов порождает проблемы финансовой стабилизации муниципальных образований [2].

Актуальность проблемы формирования и использования доходов  местных бюджетов возрастает в связи с продолжающейся тенденцией усиления централизации бюджетных средств на федеральном уровне Российской Федерации.

В современной  России назрела необходимость финансовой децентрализации для полного и эффективного удовлетворения нужд населения в каждом регионе. Без бюджетной самостоятельности местных бюджетов и учета налогового потенциала каждого региона построение и развитие эффективной и действующей бюджетной системы России может отдалиться на неопределенное время.

Существует серьезное  отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ [3]. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Недостаток  собственных средств местных  бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам. В понятие «межбюджетные отношение» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Для того, чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и расходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи из вышестоящих бюджетов [8].

Цель курсовой работы –  изучить процесс формирования доходов  местных бюджетов и предложить пути совершенствования доходной части бюджетной системы.

Задачи исследования:

1 Изучить сущность  и функции местных бюджетов;

2 Изучить источники  формирования местных бюджетов;

3 Определить  проблемы формирования местных  бюджетов;

4 Провести анализ бюджетного процесса городского округа Саранска;

5 Проанализировать  доходную часть бюджета городского  округа Саранска за три текущих года;

6 Предложить  пути совершенствования доходной  части местных бюджетов;

7 Изучить современные направления совершенствования местных налогов, как основного источника доходов

 

1. Теоретические основы процесса формирования местных бюджетов

1.1 Сущность и функции местных бюджетов

 

Местный бюджет — это  централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации [14].

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение  и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов [12].

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности [10]. Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются [1, 22].

1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов

Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет трех «каналов» поступлений: а) местных налогов; б) гарантированных долей от прочих налогов; в) счет дополнительно переданных налоговых долей, в том числе, в виде замещения дотаций на финансовое выравнивание.

К налоговым доходам  бюджетов относятся доходы от предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах федеральных  налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [1, 2].

К неналоговым доходам  бюджетов относятся: доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы [2, 23].

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Информация о работе Формирование доходов местных бюджетов